УИД 60RS0001-01-2021-012789-29
Дело № 12-4/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по протесту прокурора на постановление
по делу об административном правонарушении
10 января 2022 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Анцанс А.С., при помощнике судьи Свидерской Н.И., рассмотрев протест заместителя прокурора Псковской области Борисенко В.А. на постановление Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области от **.**.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя председателя Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области № АПН ********** от **.**.2021 ФИО1 от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, освобожден с прекращением производства по делу. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ ФИО1 объявлено устное замечание.
В протесте, поданном **.**.2021, заместитель прокурора Псковской области просит об отмене постановления и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области, указав, что должностным лицом Комитета по региональному контролю и надзору области при его вынесении допущены существенные нарушения норм процессуального закона, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело и принять по нему законное и обоснованное решение, как того требует ст. 24.1. КоАП РФ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Псковской области - К.О. поддержала изложенные в протесте доводы.
Представитель потерпевшего - МУП «Райэнергоремонт» Д.А. в судебном заседании оставила решение на усмотрение суда.
Представитель Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области и лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении ФИО1, в судебное заседание не явились, ходатайств в суд не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы протеста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела следует, что **.**.2020 заместителем прокурора Псковской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области ФИО1 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и материал направлен для рассмотрения по существу в Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области.
Принимая решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, заместитель прокурора исходил из того, что ФИО1, являясь председателем Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и осуществляя функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидий организациям, в отношении которых принято решение об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), нарушил пункты 7, 10, 27 Положения о порядке предоставления субсидий, условия их предоставления МУП за оказанные услуги на основании таких тарифов в 1-ом и 2-ом квартале.
**.**.2020 постановлением Комитета по региональному контролю и надзору области № ********* производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
**.**.2021 решением Псковского городского суда, вынесенным по протесту прокуратуры области, постановление Комитета по региональному контролю и надзору области от 19.10.2020 отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.
**.**.2021 постановлением Комитета по региональному контролю и надзору области № ********* производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
**.**.2021 решением Псковского городского суда, вынесенным по протесту прокуратуры области, постановление Комитета по региональному контролю и надзору области от 20.05.2021 отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.
**.**.2021 заместителем председателя Комитета по региональному контролю и надзору области вынесено постановление № *********, которым ФИО1 от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, освобожден с прекращением производства по делу. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ ФИО1 объявлено устное замечание.
Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся также ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
Субсидия - это целевая бюджетная помощь, которая предоставляется для выполнения тех видов хозяйственной деятельности, которые имеют важное значение для той или иной отрасли хозяйства либо являются публично значимыми.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии представляют собой одну из форм финансовой помощи за счет бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главным распорядителем бюджетных средств по кодам классификации расходов бюджетов в сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета на текущий финансовый год и на цели, установленные главным распорядителем бюджетных средств.
На основании пунктов 2 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Согласно взаимосвязанным положениям статей 69 и 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Постановлением администрации Псковской области от 27.02.2015 № 90 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов.
Размер субсидии, предоставляемой в виде квартального платежа, и порядок ее расчета, установлены в пунктах 7 и 10 названного Положения.
Порядок и условия заключения договора (соглашения) между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и получателем субсидии определены в пункте 27 Положения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
С учетом изложенного, условием прекращения административного производства по ст. 2.9 КоАП РФ является наличие в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава совершенного административного правонарушения при одновременном отсутствии последствий в виде существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В постановлении прокуратуры области от **.**.2020 отмечалось, что ФИО1 при распределении МУП Великолукского района «Райэнергоремонт» субсидий **.**.2020, **.**.2020 и **.**.2020 допущено нарушение пунктов 7, 10 и 27 Положения о порядке предоставления субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 27.02.2015 № 90.
Каждое из действий, совершенных ФИО1 **.**.2020, **.**.2020 и **.**.2020, образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
В то же время при рассмотрении дела Комитет по региональному контролю и надзору области пришел к выводу, что в действиях ФИО1 состав рассматриваемого правонарушения имеет место только при совершении действий **.**.2020 и **.**.2020. В части виновности ФИО1 в совершении правонарушения **.**.2020 имеются неустранимые сомнения.
В силу части 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Следовательно, вина является обязательным элементом субъективной стороны состава любого правонарушения.
Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, и может быть совершено, с учетом форм вины, закрепленных в ст. 2.2 КоАП РФ, как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая наличие у Комитета по региональному контролю и надзору области сомнений в виновности ФИО1 в совершении правонарушения **.**.2020 дело об административном правонарушении в данной части подлежало прекращению за отсутствием состава правонарушения.
Однако в нарушение ст. 2.9 КоАП РФ, которая, как отмечено выше, может быть применена только при наличии в действиях лица состава правонарушения, а также ст. 24.5 КоАП РФ, рассматриваемое дело в части событий, совершенных ФИО1 **.**.2020, прекращено по малозначительности.
Кроме того, позиция Комитета по региональному контролю и надзору области об отсутствии у ФИО1 вины в совершении правонарушения **.**.2020 по причине недостаточности лимитов бюджетных обязательств на выплату субсидии не согласуется с выводами решения Псковского городского суда от **.**.2021, имеющим в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» преюдициальную силу.
Помимо этого, вина ФИО1 подтверждается выводами постановления прокуратуры области от **.**.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ и его материалами. Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для нарушения сроков и условий предоставления субсидий, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 БК РФ полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.
Вместе с тем для выплаты субсидии предприятию за I квартал 2020 года на основании его расчетов, подтвержденных Комитетом по тарифам области **.**.2020, письма об увеличении лимитов бюджетных обязательств направлены Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области только **.**.2020 и **.**.2020 соответственно. Для выплаты субсидии предприятию за II квартал 2020 г. на основании его расчетов, подтвержденных Комитетом по тарифам области **.**.2020, письма об увеличении лимитов бюджетных обязательств направлены Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области только **.**.2020, **.**.2020 и **.**.2020.
Согласно статье 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В нарушение статьи 24.1. КоАП РФ, а также статьи 2.9 КоАП РФ Комитетом по региональному контролю и надзору области объективная оценка отмеченным обстоятельствам, в том числе последствиям в виде существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, наличие которых исключает возможность применения института малозначительности, не дана.
С учетом изложенного, поскольку должностным лицом, при вынесении обжалуемого постановления были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, оно подлежит отмене, а материалы - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области от **.**.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области ФИО1 отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области ФИО1 на новое рассмотрение в Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.С. Анцанс