ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2022 от 13.01.2022 Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика)

Дело № 12-___/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Петрухина О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «СФ Восторг» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 6 г. Новочебоксарск Чувашской Республики 11 ноября 2021 года, которым юридическое лицо

Общество с ограниченной ответственностью «СФ Восторг», ИНН , ОГРН , юридический адрес: 429955, <адрес>

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 528256 рублей 16 копеек,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г. Новочебоксарск Чувашской Республики от 11 ноября 2021 года ООО «СФ Восторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 528256 рублей 16 копеек за неисполнение в срок до 01 августа 2021 года обязательств по муниципальному контракту № от 24 мая 2021 года, заключенному с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Детская художественная школа» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

В жалобе, поданной в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики, ФИО1, являющийся директором ООО «СФ Восторг», выражает несогласие с постановлением мирового судья, считая его незаконным и подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, указывая на то, что мировой судья при вынесении постановления не выяснил все обстоятельства по делу и не дал надлежащей оценки представленным в материалы дела доказательствам.

В судебном заседании представитель юридического лица ФИО1 и защитник общества ФИО2 жалобу поддержали, дополнительно пояснив суду, что имеются противоречия в акте проверки прокурора от 19 августа 2021 года в части объемов выполненных работ, которые устанавливались только со слов директора школы, экспертиза по объемам выполненных работ не проводилась. Также указали, что неверно была определена сумма объемов выполненных работ только исходя из писем директора школы, не было учтено, что помимо работ по подписанному акту выполненных работ в письмах директор школы указывал на условное принятие иных работ, что также следовало учесть при определении стоимости выполненных работ. Кроме того, при выполнении работ, связанных с электрикой, имелись проблемы, на что потребовалось дополнительное время. Кроме того, в действиях самого заказчика имелись препятствия к выполнению работ (несвоевременное освобождение помещений для выполнения работ), а также директором школы не подписывались акты выполненных работ, Также указали на то, в материалы дела не было представлено доказательств того, что были нарушены сроки этапов сдачи результатов работ по контракту. Признак существенности отсутствует, и доказательств указанному обстоятельству в материалах дела не имеется, так как на 1 сентября школа была принята и начался учебный процесс. Фактически имело место ненадлежащее оформление документации, а не нарушение сроков выполнения работ. Кроме того, мировым судьей при принятии постановления не было учтено решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 08 октября 2021 года, установившей нарушения со стороны заказчика.

Прокурор Григорьев А. А. в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.

Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.

Согласно части 7 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 94части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

В рамках реализации национального проекта «Культура» на территории г. Новочебоксарск принята муниципальная программа «Развитие культуры и туризма города Новочебоксарска». В 2021 году в рамках национального проекта «Культура» и регионального проекта «Культурная среда» на капитальный ремонт детских учреждений дополнительного образования, в том числе, на капитальный ремонт Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

Так, из материалов дела следует, что 24 мая 2021 года по результатам электронного аукциона от 12 мая 2021 года между Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Детская художественная школа» г. Новочебоксарск Чувашской Республики и Обществом с ограниченной ответственностью «СФ Восторг» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Детской художественной школы по адресу: <адрес>, со сроком исполнения с 01 июня 2021 года по 01 августа 2021 года и ценой 727 514 рублей 15 копеек.

В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту на указанном объекте, в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием, локально-ресурсным сметным расчетом, и сдать результаты работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

Порядок оплаты определен в пунктах 2.2, 2.8 Контракта, в соответствии с которыми оплата производится за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в размере 719 879 рублей 07 копеек, средств республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 7 271 рубль 51 копейка, средств бюджета города Новочебоксарска в размере 363 рубля 57 копеек. Оплата производится за фактически выполненные работы в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2). Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), предоставления Подрядчиком счета на оплату счета-фактуры (для подрядчика с общей системой налогообложения).

Согласно п. 3.2 контракта, подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предварительно письменно согласовав сроки выполнения работ с заказчиком.

Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что объем работ по контракту должен быть исполнен в соответствии с календарным графиком производства работ (приложение № 2).

В установленный контрактом срок - 01 августа 2021 года работы по капитальному ремонту в полном объеме не выполнены, объект заказчику не передан.

При этом, из материалов дела следует, что по состоянию на 01 августа 2021 года выполнены работы на сумму 189 257 рублей 99 копеек (акт приемки выполненных работ № 1 от 05 июля 2021 года).

Письмом в адрес прокурора г. Новочебоксарск от 18 августа 2021 года МБОУДО «Детская музыкальная школа» сообщалось, что не выполнены работы по муниципальному контракту № 2 от 24 мая 2021 года на сумму 528 256 рублей 16 копеек.

По факту допущенного бездействия, повлекшего неисполнение обязательств по государственному контракту с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не влекущего уголовной ответственности, прокуратурой гор. Новочебоксарск Чувашской Республики была проведена проверка с составлением акта от 19 августа 2021 года, а 06 сентября 2021 года заместителем прокурора гор. Новочебоксарск Чувашской Республики в отношении общества было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 сентября 2021 года, акт от 19 августа 2021 года с фотоматериалом, муниципальным контрактом № 2 от 24 мая 2021 года, актом выполненных работ, перепиской между заказчиком и подрядчиком и др.), получившими оценку мировым судьей на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.

Вывод мирового судьи о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Оценивая доводы представителей юридического лица, заявленных в ходе рассмотрения дела судом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе, о том, что имеются противоречия в акте проверки прокурора от 19 августа 2021 года в части объемов выполненных работ, которые устанавливались только со слов директора школы, о нарушениях со стороны самого заказчика, в том числе, не подписавшего акты выполненных работ, о не проведении экспертизы по объемам выполненных работ, о неверном определении суммы объемов выполненных работ, об имевшихся проблемах в работе с электрикой, об отсутствии в материалах дела доказательств нарушения сроков сдачи этапов результатов работ по контракту, отсутствии признака существенности, а также о том, что мировым судьей при принятии обжалуемого постановления не было учтено решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 08 октября 2021 года, установившей нарушения со стороны заказчика, суд отклоняет данные доводы как необоснованные и не влекущие отмену обжалуемого постановления мирового судьи, поскольку указанные доводы не свидетельствуют об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, и не исключают виновность общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Несогласие заявителя с оценкой установленных мировым судьей обстоятельств правовым основанием к отмене принятого постановления по делу об административном правонарушении не является.

Так, объективных данных, безусловно указывающих на то, что именно действия заказчика повлекли неисполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в установленный срок, а равно на то, что неисполнение условий контракта допущено по независящим от подрядчика обстоятельствам, не имеется.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату 01 августа 2021 года обществом был выполнен весь объем работ, предусмотренный муниципальным контрактом, в материалы дела не представлено.

Кроме того, соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.

Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Определяющим для квалификации административного правонарушения по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего.

Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела об административном правонарушении, неисполнение обществом обязательств, предусмотренных контрактом, привело к недостижению в установленный срок целей, поставленных заказчиком перед исполнителем (подрядчиком), которые в данном случае определены социальной значимостью объекта в рамках национальной программы «Культура», региональной программы «Культурная среда», а также муниципальной программы «Развитие культуры и туризма города Новочебоксарска».

Надлежащих доказательств того, что на 01 августа 2021 года работы по контракту были исполнены на большую сумму, нежели это указано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении (528 256 рублей 16 копеек) в материалы дела не представлено. Данные об условном принятии работ (в объемах 30 %, 50 % и т. п.), на которые указывается в переписке между заказчиком и подрядчиком, не могут быть приняты во внимание как доказательство, подтверждающее выполнение определенного вида работ по контракту на соответствующую сумму и конкретную дату.

Размер административного штрафа мировым судьей определен в размере 528256 рублей 16 копеек, исходя из размера неисполненного обязательства, указанного в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 сентября 2021 года.

При этом, суд считает необходимым отменить, что объем состава вменяемого правонарушения, определяется в протоколе об административном правонарушении, а в данном случае в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.

Поскольку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 сентября 2021 года обществу вменено неисполнение обязательств по муниципальному контракту на сумму 528 256 рублей 16 копеек, то мировым судьей правомерно применен для определения размера административного штрафа однократный размер неисполненного обязательства по муниципальному контракту, указанный в постановлении прокурора от 06 сентября 2021 года.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, определение размера административного штрафа исходя из величины, кратной стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, согласуется с пунктом 11 части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обусловлено необходимостью достичь цели административного наказания, состоящей согласно статьям 1.2 и 3.1 того же Кодекса в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Такое правовое регулирование обеспечивает выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1) и позволяет лицу, заключившему контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, предвидеть административно-правовые последствия неисполнения обязательств, предусмотренных контрактом (Определение от 28 мая 2020 года № 1123-О).

Мировым судьей исходя из конкретных обстоятельств дела обоснованно был сделан вывод об отсутствии в рассматриваемом деле оснований для применения положений ч. 3 ст. 1.4, частей 2 и 3 ст. 3.4, части 3.2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку правонарушение было выявлено проверкой, проведённой прокуратурой г. Новочебоксарск, а не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля, на что указывается в ст. 4.1.1 КоАП РФ, данные о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, в материалах дела отсутствуют.

Каких-либо нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения ООО «СФ Восторг» к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

С учетом изложенного, суд не находит законных оснований для отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении от 11 ноября 2021 года, а потому жалоба представителя ООО «СФ Восторг» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении от 11 ноября 2021 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 6 г. Новочебоксарск Чувашской Республики в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СФ Восторг» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «СФ Восторг» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья О ФИО3

Решение26.01.2022