ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2022 от 14.04.2022 Калтанского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-4/2022

УИД 42RS0033-01-2022-000252-35

РЕШЕНИЕ

г. Калтан 14 апреля 2022 г.

Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Крыжко Е. С.

рассмотрев жалобу главного инженера по ПГР ФИО8ФИО3 на постановление государственного инспектора Прокопьевского отдела по угольному и горнорудному надзору Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО11... от 19.01.2022 об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Прокопьевского отдела по угольному и горнорудному надзору Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО12. ... от 19.01.2022 главный инженер по ФИО9ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.

Считая постановление незаконным, должностное лицо - главный инженер по ФИО10ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, полагая, что материалы дела не содержат извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, протокол составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Фактически протокол вручен 19.01.2022, когда он прибыл как представитель юридического лица по уведомлению от 18.01.2022 исх. ....

Ссылается на то, что в описательной части протокола об административном правонарушении в списке приложенных документов отсутствует акт проверки, в протоколе отсутствует указание на какие-либо иные доказательства выявленных нарушений промышленной безопасности.

В дополнение к жалобе указывает, что не установлено событие административного правонарушения, т.к. в качестве объективной стороны правонарушения инспектором указано нарушение технического проекта – при проведении выработки установлено, что уровень подземных вод в выработках на 11.01.2022 составляет + 189,55 мм.

АО «СУПК» проводит работы в соответствии с техническим проектом ликвидации горных выработок и объектов поверхности в границах участка недр «...», в границах горного отвода действует эндогенный пожар ..., обнаруженный 06.11.1973.

Проектный институт ООО «СИГИ» в соответствии с решениями ЦКР ТПИ Роснедр и Техническим проектом выдало заключение о возможности повышения уровня затопления шахты до гор. + 192 м и до гор. +220 м с целью локализации эндогенного пожара .... первым этапом предусмотрено повышение уровня затопления выработанного пространства шахты до абсолютной отметки +192 м.

Материалы проверки и дела не содержат данных специальных технических средств, устанавливающих уровень затопления.

Извещение-протокол ... от 10.01.2022 не подписан уполномоченными должностными лицами, в мотивировочной части отсутствуют указания на положения проектной документации о нормативах концентрации газов.

В течение 2021 г. АО «СУПК» провело три наблюдения, о чем были составлены отчеты.

Материалы проверки и дела не содержат данных специальных технических средств, устанавливающих температуру грунта, в мотивировочной части отсутствуют указания на положения проектной документации о предельной температуре грунта.

При рассмотрении жалобы ФИО3 и его защитник ФИО4 жалобу просили удовлетворить по доводам, изложенным в ней, указывая на существенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.

Государственный инспектор Прокопьевского отдела по угольному и горнорудному надзору Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО13 в судебных заседаниях при рассмотрении жалобы пояснял, что шахта ликвидирована, в ней ведутся работы по тушению пожара и ликвидации опасного производственного объекта. Горные работы не осуществляются. При проведении проверки в шахте установлены нарушения требований промышленной безопасности и составлен протокол в отношении главного инженера. Административное дело сформировано не было, в нем есть протокол, постановление и уведомление, акт проверки. При составлении обжалуемого постановления и протокола ФИО3 участвовал, но его должностную инструкцию он не учитывал, т.к. предполагается, что ответственность за нарушение изложенных в протоколе требований, несет главный инженер.

Представитель административного органа Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – ФИО5 при рассмотрении жалобы пояснил, что данная шахта ликвидирована, на ней ведутся работы по ликвидации опасного производственного объекта и тушению пожара, обнаруженного с 1973 г. ФИО3 главный инженер, поэтому его привлекли к административной ответственности за выявленные нарушения. Административное дело состоит из протокола, уведомления и постановления. Также у них хранится надзорное дело в отношении ФИО14».

Выслушав должностное лицо, привлеченное к административной ответственности и его защитника, должностное лицо административного органа, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, с наложением административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Судьей установлено и следует из материалов дела следует, что при проведении проверки в режиме постоянного государственного надзора соблюдения требований промышленной безопасности при реализации проектных решений, изложенных в «Техническом проекте ликвидации подземных горных выработок и объектов поверхности в границах участка недр «...», расположенной в ..., ..., должностными лицом административного органа 18.01.2022 составлен протокол ..., в котором указаны нарушения требований ч.2 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пунктов 35, 118 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности в угольных шахтах», допущенные главным инженером по ПГР АО «СУПК» ФИО3 выразившиеся в следующем:

1) неисполнение проектных решений «Технического проекта ликвидации подземных горных выработок и объектов поверхности в границах участка недр «...». Дополнение. ООО «СИБГЕОПРОЕКТ» Кемерово 2021 год в части поддержания уровня затопления «...» до отметки +180м, так в связи с остановкой 12.01.2022 погружных насосов, абсолютная отметка затопления I Вспомогательного ствола недр «...» составила при замере +189,55м. и продолжает повышаться;

2)Согласно извещения-протокола ... от 10.01.2022 контрольно-испытательной лаборатории ФГУП филиала «Прокопьевского Ордена Трудового Красного Знамени ВГСО» концентрация пожарных газов отобранных из скважины ... пробуренной в контуре эндогенного пожара ... составляет:

диоксида углерода (СО2) - 18,77%; кислорода - (О2) - 2,61%; оксида углерода (СО) - 0,12%; водорода (Н2) - 5,83%; метана (СН4) - 1,41%; t = +208оС.

Согласно извещения-протокола ... от .../.../.... контрольно-испытательной лаборатории ФГУП «ВГСЧ» филиала «Прокопьевского ФИО2 Знамени ВГСО» концентрация пожарных газов в пробах, отобранных из скважины ... пробуренной в контуре эндогенного пожара ...-Р составляет:

диоксида углерода (СО2) - 22,50%; кислорода (О2) - 1,26%; оксида углерода (СО) - 0,090%; водорода (Н2) - 13,42%; метана (СН4) – 2,94 %; t = +67оС.

Данные концентрации пожарных газов в скважинах ... и ... свидетельствуют о неисполнении проектных решений, изложенных в действующей проектной документации по тушению эндогенного пожара ... главным инженером по ПГР АО «СУПК» ФИО3

3)Не принял своевременных мер по мониторингу деформации дневной поверхности в районе действующего иного пожара ..., который не проводился специализированными организациями с 16.09.2021.

4)При визуальном обследовании устьев скважин, пробуренных в контуре эндогенного пожара ... выявлено у устья скважины ... по окружности на расстоянии до ~ 10 м. Температура грунта значительно выше температуры окружающего грунта (отсутствует снежный покров), что свидетельствуют о неисполнении проектных решений, изложенных в действующей проектной документации для тушения эндогенного пожара ... т инженером по ПГР АО «СУПК» ФИО3

Данные нарушения явились основанием для привлечения ФИО3 к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Однако с данными выводами должностного лица административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу п. 8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 № 486-О).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Указанные обстоятельства, согласно ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом и судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5), при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.

Из содержания статей 26.2, 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении является основным итоговым документом по делу, в котором фиксируется факт совершенного правонарушения, формулируется предъявленное обвинение лицу, привлекаемому к административной ответственности, указываются сведения о таком лице, перечисляются доказательства и т.д., остальные доказательства только дополняют и раскрывают его содержание.

Полагаю, что требования приведённых норм при рассмотрении дела должностным лицом выполнены не были.

Так, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 указанного Закона работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Согласно п. 35 Правил безопасности в угольных шахтах, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 507 (далее - Правила) работники, связанные с работами в горных выработках, обязаны: соблюдать требования документации по ведению горных работ, требования промышленной безопасности при обслуживании и эксплуатации технических устройств; знать сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях и инцидентах, ПЛА для горных выработок шахты, в которых они могут находиться, запасные выходы на поверхность, места размещения ППС, ПКС и других средств спасения и противопожарной защиты и уметь пользоваться ими.

Пункт 118 Правил предусматривает, что ликвидацию и консервацию шахт осуществляют в соответствии с техническими проектами ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами. Ликвидацию и консервацию горных выработок шахт проводят в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами. На шахтах, смежных с ликвидируемыми или консервируемыми объектами ведения горных работ, горные работы проводят с соблюдением мероприятий, обеспечивающих безопасность ведения горных работ, утвержденных техническим руководителем (главным инженером) угледобывающей организации.

Вместе с тем, при составлении протокола в отношении ФИО3 и рассмотрении дела должностным лицом административного органа положения должностной инструкции главного инженера по ПГР АО «СУПК» исследованы не были, не было определено является ли он субъектом административного правонарушения и какие именно требования проектных решений им были нарушены, то указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о невыполнении требований ФИО3 промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, а именно совокупности всех его элементов (объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон), исключает производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, учитывая, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, субъективная сторона характеризуется виной, а субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, то обжалуемое постановление нельзя признать законным, т.к. в действиях ФИО3 отсутствуют все элементы состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление следует отменить, производство по делу прекратить, на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалобу удовлетворить.

Иным доводам жалобу судья оценки не дает.

Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Прокопьевского отдела по угольному и горнорудному надзору Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО15... от 19.01.2022 о привлечении главного инженера по ПГР АО «СУПК» ФИО3 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалобу удовлетворить.

Решение судьи может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда.

Судья: Е.С. Крыжко