ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2022 от 15.02.2022 Медногорского городского суда (Оренбургская область)

Дело № 12-78/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

15 февраля 2022 года г. Медногорск

Судья Медногорского городского суда Оренбургской области Удотов С.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудрявцевым Д.С.,

с участием:

государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ФИО1

представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Медногорский медно-серный комбинат» –ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ФИО1 №05-046/2021 от 18.06.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат», расположенного по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ФИО1 № 05-046/2021 от 18.06.2021 г. ООО «ММСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, с назначением Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Указанным постановлением установлено, что в период с **.**.**** по **.**.**** ООО «ММСК» не выполняло требования законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В своей жалобе ООО «ММСК» просит постановление отменить, как незаконное и необоснованное. Считает, что административный орган материалы дела рассмотрел односторонне и с обвинительным уклоном, без анализа документов и доводов, представленных Обществом, в результате чего сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Решением Медногорского городского суда от 07.09.2021 постановление инспектора изменено, назначенное инспектором наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.

Решением Оренбургского областного суда от 07.12.2021 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Медногорский городской суд.

В судебном заседании в ходе повторного рассмотрения дела представители ООО «ММСК» ФИО2, ФИО3, ФИО4 (по видеоконференц-связи) жалобу поддержали, настаивали на ее удовлетворении.

Должностное лицо Управления Росприроднадзора ФИО5 в заседании против удовлетворения жалобы возражала.

Выслушав объяснения представителей ООО «ММСК», госинспектора Роприроднадзора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В данной статье содержится формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, либо в финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Как следует из постановления должностного лица Управления Росприроднадзора в ходе рассмотрения дела по существу, им было признано доказанным и установленным, что в нарушение требований п. 5 ст. 11 и п.6 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ООО «ММСК» осуществляло деятельность по утилизации отхода - «шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди)» по технологии, не получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При этом информация о наличии у ООО «ММСК» технологии, принадлежащей на праве собственности или ином законном основании, соответствующей установленным требованиям, в том числе законодательству в области государственной экологической экспертизы для осуществления деятельности по утилизации указанного отхода, наличии других документов, подтверждающих возможность и безопасность использования шлака производства меди в качестве материала при посыпке дорог и выравнивании поверхностей промплощадки предприятия, в материалах дела отсутствуют.

Нарушенными нормами законодательства в данном случае административный орган считает п.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которой проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, и п. 6 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которой реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

В письме от 13 мая 2011 г. № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию» Минприроды России разъяснило, что к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.

Таким образом, содержанием предъявленного ООО «ММСК» административного обвинения является выявленный факт утилизации отхода в виде «шлаков производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди)» посредством его посыпки дорог и иных поверхностей, расположенных на территории промплощадки предприятия, в отсутствие принадлежащей ООО «ММСК» на праве собственности технологии (документации), получившей положительное заключение экологической экспертизы.

В соответствии с абз. 2, 8, 20 ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Факт такой утилизации отходов подтверждается актом плановой проверки * от **.**.**** (страница 53), проведенной Южно – Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с **.**.**** по **.**.****, и со стороны ООО «ММСК» не отрицается.

Кроме того, как в возражениях на протокол об административном правонарушении, так и в жалобе на оспариваемое постановление, ООО «ММСК» подтверждает, что в * году, в начале * года образующиеся в ООО «ММСК» «шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди)» утилизировались обществом, а именно данный отход использовался в качестве материала при подсыпке технологических дорог и планировании территории промплощадки комбината.

Свое несогласие с доводами ООО «ММСК», первоначально изложенными им в возражениях на протокол об административном правонарушении, госинспектор Управления Росприроднадзора мотивировала тем, что использование ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования (введен в действие Приказом Госстандарта от 26 марта 2015 г. № 186-ст. 8) применительно к данному правонарушению неуместно в связи с тем, что его раздел 8.6 относится к разведке грунтовых строительных материалов, а остальные нормативные акты, на которые ссылается ООО «ММСК», в 2021 году являются недействующими:

ГОСТ 5578-94 «Щебень и песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов (ранее ГОСТ 5578-76). Технические условия - не действует с 01.06.2020;

СП 47.13330.2012. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96, утв. Приказом Госстроя России от 10 декабря 2012 г. № 83/ГС. п.9.2. - не действует с 01.08.2020;

Приказ Минэкономразвития России от 8 сентября 2006 г. № 268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства"- отменен 01.02.2012;

СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии, утв. Постановлением Госстроя СССР от 9 июля 1990 г. № 60 - не действует с 29.12.2011.

Кроме того, мотивируя свое несогласие с позицией ООО «ММСК», госинспектор Росприроднадзора в своем постановлении указала, что согласно разделу 3 Технических условий ТУ 38.32.29.250-019-41848759-2018, шлаки производства меди не представляют опасности для окружающей среды и здоровья человека лишь в случае осуществления работы с ними только в средствах индивидуальной защиты органов дыхания, специальной одежды и обуви, а также в случае их перевозки навалом или упакованным в мягкие контейнеры разового использования для исключения просыпания шлаков производства меди в связи с возможностью загрязнения окружающей среды.

На основании приведенных суждений государственный инспектор сделала вывод, что поскольку шлаки производства меди при попадании в окружающую среду могут оказывать на нее негативное воздействие, а технология применения шлаков производства меди для посыпки дорог в собственность ООО «ММСК» не оформлена, технические условия ТУ 38.32.29.250-019-41848759-2018, утвержденные на предприятии, на государственную экологическую экспертизу не направлялись и положительного заключения государственной экологической экспертизы не имеется, такая технология является новой и поэтому ее применение возможно только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Отсутствие данной экспертизы при установлении факта использования шлаков производства меди госинспектор квалифицировала как правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Возражения предприятия сводятся к тому, что в силу п.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ объектами экологической экспертизы могут являться проекты технической документации только на новые технику, технологию, вещества, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, тогда как технология использования шлака производства меди для посыпки дорог таковой не является, так как ранее уже неоднократно применялась в силу действовавших подзаконных нормативных актов.

В частности, предприятие указывает, что технология использования металлургических шлаков как строительного материала и материала для засыпки, в качестве грунтового материала, баласта при строительстве дорог отражена в технических документах, которые действовали до внесения в Закон о Государственной экологической экспертизе требований о проведении государственной экологической проектов технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду:

- ГОСТ 5578-94 «Щебень и песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов (ранее ГОСТ 5578-76). Технические условия (в настоящее время взамен ГОСТ 5578-94. введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 5578-2019). Область применения распространяется на щебень и песок из доменных и ферросплавных (силикомарганца) шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии, применяемые в качестве заполнителей для тяжелых, мелкозернистых, жаростойких бетонов и для засыпок.

- СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии, утв. Постановлением Госстроя СССР от 9 июля 1990 г. № 60. Верхнее строение пути. 2.56. В качестве балласта следует предусматривать: щебень из естественного камня (ГОСТ 7392-85); щебень из валунов и гальки (ГОСТ 7392-85); гравий карьерный (ГОСТ 7394-85); песок (ГОСТ 8736-85). Допускается применять щебень из естественного камня для строительных работ (ГОСТ 8267-82), щебень из металлургических шлаков, отходов асбестового производства и дробильно-сортировочных установок, а также других местных материалов, удовлетворяющих требованиям государственных стандартов на балласт.

- ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний, введен в действие Постановлением Госстроя России от 6 января 1998 г. № 18-1. Настоящий стандарт распространяется на щебень и гравий [далее - щебень (гравий)] из плотных горных пород (в том числе попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород и некондиционных отходов горных предприятий) и отходов промышленного производства (в том числе из шлаков черной и цветной металлургии и тепловых электростанций) со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3, применяемых в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также дорожных и других видов строительных работ, и устанавливает порядок выполнения физико-механических испытаний.

- Приказ Минэкономразвития России от 8 сентября 2006 г. № 268 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства». Приложение № 3. Перечень наименований материалов и конструкций сооружений, применяемый при ведении Единого государственного реестра объектов капитального строительства, п. 11.2.2. Материал балласта: … - из металлургического шлака.

- СП 47.13330.2012. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96, утв. Приказом Госстроя России от 10 декабря 2012 г. № 83/ГС. п.9.2. В качестве грунтовых строительных материалов следует использовать: ….отвалы промышленных предприятий (котельные и металлургические шлаки, золоотвалы, отходы обогатительных фабрик и т.п.);

- ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования, введен в действие Приказом Росстандарта от 26 марта 2015 г. № 186-ст. 8. Требования к составу и способам выполнения инженерных изысканий. 8.6.2 В качестве грунтовых строительных материалов следует использовать:…отвалы промышленных предприятий (котельные и металлургические шлаки, золоотвалы, отходы обогатительных фабрик и т.п.).

Кроме того, выражая мнение о допустимости утилизации (использования) шлака, как отхода 5 класса опасности на цели посыпки дорог ООО «ММСК» ссылается на действующие локальные документы самого комбината:

- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Книга 1, 2020 год, Раздел 2.1, стр. 11; раздел 7 стр. 354. (направлялся на согласование в Росприроднадзор, по итогам рассмотрения проекта выдано Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

- Технологическая инструкция. Производство черновой меди ТИ 41848759-02/11-02-2020, раздел 10, стр. 75.

- Технологический регламент. Утилизация отходов производства и потребления. Раздел 2. Стр. 7.

- Положение в области обращения с отходами производства и потребления Пл 41848759-09-71-2018, Изменение № 1, Приложение А, Стр.10.

В своей жалобе предприятие также указывает, что шлаки производства меди (шлаки плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди)- это отход V класса опасности (практически неопасные отходы), класс опасности которого подтвержден в установленном законодательством порядке. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом деятельность по утилизации отходов V класса опасности, в том числе шлаков производства меди, лицензированию не подлежит.

Кроме того, в ходе выездной плановой проверки документы, подтверждающие возможность и безопасность использования в качестве материала при посыпке дорог и выравнивании поверхностей промплощадки, Управлением не запрашивались, а поэтому должностным лицом, вынесшим постановление, не было учтено, что шлаки производства меди удовлетворяют требованиям ТУ 38.32.29.250-019-41848759-2018 «Шлаки производства меди (шлаки плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди)» и ГОСТ 25100-2011. Грунты. Классификация. Документы: Шлаки производства меди (шлак плавки медьсодержащего сырья в шахтной печи производства черновой меди).

Суд считает, что указываемые ООО «ММСК» доводы заслуживают внимания в связи отсутствием в деле доказательств новизны применяемой технологии.

В частности, суд соглашается с доводами предприятия о том, что использование отвальных (металлургических) шлаков в качестве строительных материалов для отсыпки дорог предусматривается в качестве наилучшей доступной технологии (НДТ) в информационно-техническом справочнике (ИТС) по НДТ, что в свою очередь означает, что технология ранее уже применялась в России и в связи с этим новой не является.

В возражениях на жалобу Росприроднадзор приводит довод об отсутствии в банке данных «Об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов» сведений о применяемой ООО «ММСК» технологии утилизации шлаков производства меди.

Между тем, с таким суждением согласиться нельзя ввиду следующего.

В соответствии с п. 26 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792) банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее - Банк данных) ведется: территориальными органами Росприроднадзора - в части сбора и представления в Росприроднадзор информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов; Росприроднадзором - в части обобщения и систематизации информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, заполнения соответствующих разделов Банка данных и опубликования их в установленном порядке. Таким образом, ООО «ММСК» не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение самим Росприроднадзором, его территориальными органами обязанности по ведению Банка данных. При этом, вся необходимая информация о применяемой технологии имелась в распоряжении территориальных органов Росприроднадзора (Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора), в том числе, содержалась в представляемых ООО «ММСК» на рассмотрение в Росприроднадзор проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

С учетом изложенного, доводы ООО «ММСК» о том, что технология использования отвальных (металлургических) шлаков в качестве строительных материалов для отсыпки дорог не является новой, т.к. данная технология определена в качестве наилучшей доступной технологии и включена в информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям, являются правомерными.

Кроме того, в рамках плановой проверки актом от **.**.**** Росприроднадзор установил, что нарушений по соблюдению требований природоохранного законодательства РФ в части обращения с отходами производства и потребления по шлакам металлургическим, не установлено. При этом, в самом акте проверки отражено применение ООО «ММСК» технологии утилизации шлаков производства меди путем использования в качестве материала при подсыпке технологических дорог и выравнивании поверхности промплощадки.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что о факте применения данной технологии сотрудникам Управления Росприроднадзора было известно уже **.**.****, что свидетельствует об истечении на **.**.**** годичного срока давности привлечения к ответственности.

Нельзя признать обоснованными и доводы административного органа о наличии опасности для окружающей среды и здоровья человека не обоснован и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование данной своей позиции Росприроднадзор ссылается на ТУ 38.32.29.250-019- 41848759-2018, устанавливающий требования к проведению работ со шлаком в средствах индивидуальной защиты органов дыхания, специальной одежды и обуви, а также требования к их упаковыванию в мягкие разовые контейнеры при перевозке для исключения просыпания.

Между тем, данные доводы Росприроднадзора основаны на однобоком трактовании отдельных положений ТУ 38.32.29.250-019-41848759-2018, взятых без учета других положений акта, а также содержания нормативных актов, к которым отсылают положения ТУ.

Так, требования, предусмотренные ТУ (п. 2.11) по СИЗ, специальной одежде и обуви, установлены не из-за какого-то потенциального токсического или химического воздействия вещества, а в связи с возможным пылевыделением при работах со шлаками, а также в связи с общими производственными требованиями безопасности по защите от нетоксичной пыли, механических воздействий и общих производственных загрязнений в различных отраслях промышленности.

Требования по упаковыванию шлаков в мягкие разовые контейнеры при перевозке предусмотрены только при их поставке в упакованном виде - п. 1.7 ТУ 38.32.29.250-019- 41848759-2018 (возможно при небольших партиях поставки или по требованию грузополучателя), что не исключает перевозку шлаков насыпью и навалом, в том числе в открытом подвижном составе-п.п. 6.3 -6.8 ТУ 38.32.29.250-019-41848759-2018.

Согласно п. 6.2 ТУ 38.32.29.250-019-41848759-2018 шлаки производства меди по ГОСТ 19433 «Грузы опасные» не классифицируются и не относятся к опасным грузам.

В соответствии с п.2.1 ТУ38.32.29.250-019-41848759-2018 шлаки являются нерадиоактивным, пожаровзрывобезопасным, малотоксичным продуктом, относится к малоопасным веществам и по воздействию на организм человека относятся к 5 классу опасности. Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. При этом, V класс характеризуется как практически неопасные отходы. V класс опасности шлака металлургического производства ООО «ММСК» подтверждается протоколами биотестирования, а также решением о внесении его в Федеральный классификационный каталог отходов.

Доказательств, которые бы опровергали указанные выше обстоятельства, материалы дела не содержат, должностным лицом при рассмотрении настоящего дела таковых суду также не представлено.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, отсутствие в деле допустимых доказательств, свидетельствующих о виновности ООО «ММСК» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, влечет за собой необходимость прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, нахожу постановление должностного лица на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежащим отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области С. Ю.В. № 05-046/2021 от 18.06.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Медногорского

городского суда подпись С.Л. Удотов