ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2022 от 17.01.2022 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

Копия

Дело № 12-4/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижние Серги 17 января 2022 г.

Судья Нижнесергинского районного суда Свердловской области Глухих Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Открытого акционерного общества «Уралбурмаш» по доверенности ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Нижнесергинского судебного района Свердловской области <данные изъяты> от 10.10.2021 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица –Открытого акционерного общества «Уралбурмаш»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-36) ОАО «Уралбурмаш» привлечено к административной ответственности по ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Не согласившись с указанным постановлением законный представитель ОАО «Уралбурмаш» по доверенности ФИО1 обратился в суд с жалобой (л.д. 39-40), в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность постановления, указал, что таковое вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, при отсутствии полного выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, поскольку ответ на запрос налогового органа о предоставлении документально подтвержденной информации о своих бенефициарных владельцах, предприятие предоставило в установленные сроки, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и на запрашиваемые даты, к ответу приложило запрос в адрес владельца большинства акций предприятия и ответ такового на запрос.

В судебном заседании законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержал, также указал, что ОАО «Уралбурмаш» не имеет бенефициарных владельцев, которые владеют более 25% акций предприятия, это установлено предприятием путем направления с 2017 года соответствующих запроса основному акционеру и из получаемых ответов, последний из которых был направлен в адрес налогового органа. После получения налоговым органом ответа на запрос с документами, подтверждающими информацию, содержащуюся в ответе, никаких дополнительных пояснений с предприятия налоговый орган не потребовал.

Должностное лицо налогового органа, составившее административный протокол в отношении юридического лица ОАО «Уралбурмаш», с доводами жалобы не согласилось, указала, что ответ на запрос налогового органа предприятием предоставлен своевременно, к ответу на запрос приложил запрос в адрес генерального директора АО «ВБМ-ГРУПП» о предоставлении информации о бенефициарных владельцах и ответ АО «ВБМ-ГРУПП» на запрос ОАО «Уралбурмаш» об отсутствии денефициарных владельцев. При этом документы, подтверждающие, что АО «ВБМ» по состоянию на даты, указанные в запросе, является акционером ОАО «Уралбурмаш» и размер акций, принадлежащих данному юридическому лицу, представлены не были. Не были представлены также документы, позволяющие идентифицировать всех акционеров предприятия и долю их владения и др.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Административная ответственность по ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу порядка предоставления организациями соответствующей информации уполномоченным органам или налоговым органам.

Объективная сторона правонарушения заключается в неисполнении юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов.

На основании п. 6 ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ) юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п.п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.4 - 1 и 1.4 - 2 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных п.п. 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 913 утверждены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти (далее - Правила), которые устанавливают порядок и сроки представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных п. 6 ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ, по запросам Федеральной налоговой службы (ее территориальных органов) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (ее территориальных органов).

На основании п. 2 Правил юридические лица представляют документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ, по запросам уполномоченных органов государственной власти, направленным в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, соответствующих требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, или на бумажном носителе.

В соответствии с п. 4 Правил при получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ОАО «Уралбурмаш» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило непредставление в МРИ ФНС России № 2 по Свердловской области документально подтвержденной информации о бенефициарных владельцах, включая сведения, предусмотренные абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по запросу налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу, предусмотренному п. 6 ст. 6.1 указанного Федерального закона.

Указанный запрос получен лично руководителем ОАО «Уралбурмаш» ДД.ММ.ГГГГ.

ОАО «Уралбурмаш» по телекоммуникационным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ (исходящий от ДД.ММ.ГГГГ) представил в налоговый орган письменные пояснения об отсутствии бенефициарных владельцев по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

С письменными пояснениями также представил в налоговый орган:

запрос в адрес генерального директора АО «ВБМ-ГРУПП» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации о бенефициарных владельцах;

ответ АО «ВБМ-ГРУПП» от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше запрос об отсутствии бенефициарных владельцев, а также о том, что осуществляет контрольные функции деятельности общества и является бенефициарным владельцем ОАО «Уралбурмаш» единоличный исполнительный орган общества - генеральный директор ФИО3

Поскольку документы, подтверждающие, что АО «ВБМ-ГРУПП» по состоянию на даты, указанные в запросе налогового органа, является акционером ОАО «Уралбурмаш», последним в налоговый орган представлены не были, а также не были представлены в налоговый орган сведения о размере акций, принадлежащих данному юридическому лицу, и документы, позволяющие идентифицировать всех акционеров ОАО «Уралбурмаш» и долю их владения юридическим лицом (в частности, список лиц, зарегистрированных в реестре владельцев ценных бумаг, наименование организаций или ФИО физических лиц и т.д.), документы и информация, подтверждающие направление запросов в адрес каких-либо акционеров и получение ответов на эти запросы по состоянию на даты, указанные в запросе налогового органа, документы, подтверждающие признание единоличного исполнительного органа общества бенефициарным владельцем с указанием причин, обусловивших невозможность выявления бенефициарных владельцев (порядок мер, разработанных обществом, для самостоятельного выявления и идентификации бенефициарных владельцев; порядок принятия решения основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа общества; порядок принятия решения о признании физического лица бенефициарным владельцем: порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца; иные положения, предусмотренные обществом), то налоговый орган пришел к мнению, что фактически ОАО «Уралбурмаш» не предпринимало никаких мер, направленных на выявление идентификацию бенефициарных владельцев, в том числе по состоянию на даты, указанные в запросе налогового органа и усмотрел в действиях юридического лица наличие состава административно-наказуемого деяния, предусмотренного ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С указанным выводом согласился мировой судья при рассмотрении административного протокола.

Однако, при вынесении оспариваемого постановления мировым судьей не было учтено, что объектом ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выступают общественные отношения, складывающиеся о поводу порядка предоставления соответствующей информации уполномоченным органам или налоговым органам, а объективная сторона правонарушения заключается в неисполнении юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов, субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Предоставив в налоговый орган в установленный законом срок ответ на запрос о предоставлении документально подтвержденной информации о своих бенефициарных владельцах на запрашиваемые даты и приложив к ответу документы, подтверждающие информацию, содержащуюся в ответе на запрос, ОАО «Уралбурмаш» выполнило требования Федерального закона № 115-ФЗ.

При этом доводы должностного лица налогового органа, составившего административный протокол, о том, что в ходе проверки ОАО «Уралбурмаш» выявлено наличие у общества бенефициарных владельцев, о которых на запрос налогового органа организация не предоставила сведения, допустимыми доказательствами не подтверждены, к материалам рассматриваемого дела и административному протоколу такие доказательства не приобщались.

Учитывая изложенное, выводы мирового судьи о наличии в действиях должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд признает необоснованными, а постановление, вынесенное при отсутствии бесспорных доказательств виновности лица в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, нельзя признать законным и обоснованным, такое постановление подлежит отмене.

Согласно ст. 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

ОАО «Уралбурмаш», привлекаемому к административной ответственности, вменяется совершение ДД.ММ.ГГГГ административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение которого на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек, что при отмене вынесенного мировым судьей постановления является основанием для прекращения производства по делу в виду недостаточности доказательств виновности юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу законного представителя Открытого акционерного общества «Уралбурмаш» по доверенности ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка Нижнесергинского судебного района <адрес><данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо Открытое акционерное обществ «Уралбурмаш» привлечено к административной ответственности по ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей - ОТМЕНИТЬ, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья (подпись)

Копия верна: Судья Г.А. Глухих