ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2022 от 20.06.2022 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-29/22

решение, Богданова Ю.М. № 12-4/22

УИД 87RS0007-01-2022-000010-44

Р Е Ш Е Н И Е

город Анадырь 20 июня 2022 года

Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,

при секретаре Гребцовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Чаунского районного суда от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора (далее – инспектор) ФИО1 от 29 ноября 2021 года № 952/в-21/пс1 федеральное казенное предприятие «Аэропорты Чукотки» (далее – ФКП «Аэропорты Чукотки», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Чаунского районного суда от 15 февраля 2022 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с данным решением судьи, инспектор ФИО1 подала на него жалобу в суд Чукотского автономного округа, в которой просит вышеназванное решение судьи от 15 февраля 2022 года отменить, постановление должностного лица административного органа от 29 ноября 2021 года № 952/в-21/пс1 оставить без изменения.

Возражений на жалобу инспектора ФИО1, не поступило.

В судебное заседание по рассмотрению жалобы на решение судьи Чаунского районного суда от 15 февраля 2022 года инспектор ФИО1, а также законный представитель либо защитник ФКП «Аэропорты Чукотки» не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 данного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно постановлению государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 29 ноября 2021 года № 952/в-21/пс1 по результатам проведённой плановой выездной проверки установлено, что в границах проверяемого объекта государственного надзора филиала ФКП «Аэропорты Чукотки» Аэропорт Певек объекты размещения отходов, включённые в государственный реестр объектов размещения отходов, отсутствуют. Согласно статистической отчётности по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2019 год филиал ФКП «Аэропорты Чукотки» Аэропорт Певек хранит отходы производства и потребления (по I-III классу опасности):

- образование отходов за отчётный год (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – 0,036 тонн);

- наличие отходов на начало отчётного года (нефтяные промывочные жидкости на основе керосина отработанные) – 0,003 тонн, наличие отходов на конец отчетного года – 0,003 тонн;

- наличие отходов на начало отчетного года (лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы в виде изделий, кусков, с преимущественным содержанием алюминия и меди) – 0,029 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,029 тонн;

- наличие отходов на начало отчётного года (фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные) – 0,021 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,021 тонн;

- наличие отходов на начало отчётного года (фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные) – 0,002 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,002 тонн.

В том числе по IV классу опасности:

- наличие отходов на начало отчётного года (пыль (порошок) абразивные от шлифования чёрных металлов с содержанием металла менее 50%) – 0,001 тонн, наличие отходов на конец отчетного года – 0,001 тонн;

- наличие отходов на начало отчетного года (клавиатура манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства) – 0,015 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,015 тонн;

- наличие отходов на начало отчетного года (мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства) – 0,1 тонн, наличие отходов на конец отчетного года – 0,1 тонн;

- наличие отходов на начало отчётного года (обтирочный материал, загрязнённый лакокрасочными материалами (в количестве менее 5%) – 0,002 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,002 тонн;

- наличие отходов на начало отчётного года (шлак сварочный) – 0,003 тонн, наличие отходов на конец отчетного года – 0,003 тонн;

- наличие отходов на начало отчетного года (песок загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) – 0,035 тонн, наличие отходов на конец отчетного года – 0,035 тонн;

- наличие отходов на начало отчетного года (обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) – 0,03 тонн, наличие отходов на конец отчетного года – 0,03 тонн;

- наличие отходов на начало отчетного года (фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные) – 0,016 тонн, наличие отходов на конец отчетного года – 0,016 тонн;

- наличие отходов на начало отчетного года (фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные) – 0,016 тонн, наличие отходов на конец отчетного года – 0,016 тонн.

Согласно журналу движения отходов филиала ФКП «Аэропорты Чукотки» Аэропорт Певек во II квартале 2019 года образовались отходы (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – 0,036 тонн).

Согласно статистической отчётности по форме № 2-ТП (отходы «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2020 год филиал ФКП «Аэропорты Чукотки» Аэропорт Певек хранит отходы производства и потребления по I-III классу опасности):

- образование отходов за отчётный год (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – 0,013 тонн); аккумуляторные батареи источников бесперебойного питания свинцово-кислотные, утратившие потребительские свойства с электролитом-0,044 тонн);

- наличие отходов на начало отчётного года (фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные) – 0,002 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,002 тонн;

- наличие отходов на начало отчётного года (нефтяные промывочные жидкости на основе керосина отработанные) – 0,03 тонн, наличие отходов на конец отчетного года – 0,032 тонн;

- наличие отходов на начало отчетного года (лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы в виде изделий, кусков с преимущественным содержанием меди и алюминия) – 0,029 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,03 тонн;

- наличие отходов на начало отчетного года (отходы минеральных масел моторных) – 0,801 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,801 тонн;

- наличие отходов на начало отчётного года (фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные) – 0,021 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,021 тонн;

- наличие отходов на начало отчётного года (картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные) – 0,1 тонн, наличие отходов на конец отчётного года – 0,1 тонн.

Согласно журналу движения отходов филиала ФКП «Аэропорты Чукотки» Аэропорт Певек в III квартале 2020 года образовались отходы (аккумуляторные батареи источников бесперебойного питания свинцово-кислотные, утратившие потребительские свойства, с электролитом – 0,044 тонн) и в IV квартале образовались отходы (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – 0,004 тонн).

Согласно информационному письму от 27 октября 2021 года № 3515 ФКП «Аэропорты Чукотки» в 2020 году были направлены коммерческие предложения по обращению с отходами и осуществить транспортировку, утилизацию, обезвреживание или размещение отходов из всех филиалов ФКП «Аэропорты Чукотки». За неимением лицензированных организаций на осуществление деятельности по обращению с отходами на территории Чукотского автономного округа было принято решение о получении лицензии на транспортировку, чтобы своими силами передать отходы лицензированной организации на утилизацию, обезвреживание или размещение. В настоящий момент Предприятие согласовывает процедуры по передаче отходов на транспортирование и дальнейшую утилизацию, обезвреживание или размещение отходов. Пока отходы накапливаются в аэропорту Певек. Акты приёма-передачи, Акты выполненных работ по передаче отходов I-IV классов опасности для дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения от филиала ФКП «Аэропорты Чукотки» Аэропорта Певек за 2020 – 2021 годы отсутствуют. Согласно п. 8 Устава ФКП «Аэропорты Чукотки» Аэропорт Певек является филиалом предприятия, с местом нахождения: 689400, Чукотский автономный округ, <...>.

В деянии ФКП «Аэропорты Чукотки» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

Время совершения административного правонарушения – момент обнаружения длящегося административного правонарушения – 29 октября 2021 года в 16 часов 00 минут (Акт проверки от 29 октября 2021 года № 39/в-21), местом его совершения является: 689400, Чукотский автономный округ, <...>, филиал ФКП «Аэропорты Чукотки» Аэропорт Певек.

Отменяя указанное постановление должностного лица административного органа от 29 ноября 2021 года № 952/в-21/пс1 и прекращая производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, судья суда первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае ФКП «Аэропорты Чукотки» в аэропорту Певек размещение отходов производства и потребления не осуществляло, поскольку у Предприятия отсутствуют объекты размещения отходов, внесённые в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Вывод судьи районного суда в обжалуемом решении о том, что Предприятие не осуществляет размещение указанных в постановлении отходов производства и потребления, нахожу правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) размещение отходов - хранение и захоронение отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В пунктах 6, 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из материалов дела следует, что ФКП «Аэропорты Чукотки» фактически осуществляет не размещение отходов производства и потребления, а их накопление.

Таким образом, в действиях ФКП «Аэропорты Чукотки» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем вывод судьи районного суда о необходимости прекращения производства по делу нахожу ошибочным.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица относится к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Нарушение ФКП «Аэропорты Чукотки» правил накопления отходов производства и потребления, выразившееся в их накоплении в течение срока, превышающего 11 месяцев, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ.

Учитывая, что санкция части 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает более мягкое наказание, по сравнению с санкцией части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, а также то, что данные составы имеют общий родовой объект, судье районного суда следовало переквалифицировать действия ФКП «Аэропорты Чукотки» на часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, решение судьи Чаунского районного суда по настоящему делу подлежит отмене.

Доводы жалобы инспектора ФИО1 о необоснованной ссылке судьи в обжалуемом решении на то, что ФКП «Аэропорты Чукотки» ранее уже было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку в обжалуемом решении от 15 февраля 2022 года ссылка на привлечение Предприятия к указанной ответственности приводится лишь в описании позиции генерального директора ФИО2, который ссылался на данный факт. При этом сам судья, давая оценку обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности, на привлечение Предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, не ссылался и выводов об идентичности указанных нарушений, вопреки доводу жалобы, не делал.

Как следует из представленной с жалобой копией постановления от 18 октября 2021 года № 19-88/2021, вынесенного государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора С.., ФКП «Аэропорты Чукотки признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. Правонарушение заключается в том, что ФКП «Аэропорты Чукотки» накапливает более 24 месяцев в аэропорту Певек по адресу: ул. Чкалова, 1, п. Апапельгино, Чаунский район, Чукотский АО, отходы производства и потребления I и II класса опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства). Данное длящееся административное правонарушение выявлено 23 августа 2021 года.

Принимая во внимание период совершения вменяемого по настоящему делу правонарушения и виды отходов производства и потребления, рассматриваемое правонарушение не является идентичным с правонарушением, за которое ФКП «Аэропорты Чукотки» ранее привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 30.9, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении были допущены такие нарушения процессуальных требований, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судебное решение подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

При этом судья суда Чукотского автономного округа при рассмотрении настоящей жалобы не вправе, отменив решение судьи Чаунского районного суда, оставить в силе постановление от 29 ноября 2021 года № 952/в-21/пс1, как того просит в жалобе инспектор ФИО1, поскольку данное полномочие не входит в компетенцию судьи, пересматривающего решение по жалобе.

В настоящее время сроки давности привлечения ФКП «Аэропорты Чукотки» к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение не истекли.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Чаунского районного суда от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казённого предприятия «Аэропорты Чукотки» отменить, дело направить на новое рассмотрение в Чаунский районный суд.

Жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 удовлетворить частично.

Судья суда

Чукотского автономного округа С.А. Принцев