Дело № 12-4/2022
УИД: 22MS0074-01-2021-001710-60
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
с.Кулунда 25 апреля 2022 года
Судья Кулундинского районного суда Алтайского края Клименко О.А.,
при секретаре Новиковой О.Ю.,
с участием прокурора Зайцева Н.Л.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «ЮРГАЗ» на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка Кулундинского района Алтайского края от ////////, которым оно признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей в доход бюджета,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и.о.прокурора Кулундинского района Алтайского края Рау М.Е. от ////////, по результатам проведенной прокуратурой ------ проверки соблюдения законодательства о ценообразовании в деятельности ООО «ЮРГАЗ» установлено, что ООО «ЮРГАЗ», зарегистрировано по адресу: ------, осуществляет деятельность по реализации сжиженного газа в баллонах населению по адресу: ------. В соответствии с пп. 4.34 постановления Администрации Алтайского края от 30.11.2011 № 695 «Об утверждении положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов утверждает розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств). Таким образом, розничные цены на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению, подлежат утверждению Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. ООО «ЮРГАЗ» с заявлением об утверждении розничных цен на реализуемый сжиженный газ в баллонах в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не обращалось, цены на реализуемый сжиженный газ в баллонах для ООО «ЮРГАЗ» не утверждены. Вместе с тем, ООО «ЮРГАЗ» осуществляет реализацию сжиженного газа в баллонах по ценам, устанавливаемым самостоятельно. Так, //////// по адресу ------, ООО «ЮРГАЗ» осуществлена реализация сниженного газа в баллонах 9 кг (27 л.) по стоимости 65 рублей за 1 кг, на общую сумму 585 рублей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей были установлены изложенные выше обстоятельства, в связи с чем по результатам рассмотрения дела мировым судьей 25.06.2021 г вынесено вышеназванное обжалуемое постановление.
В основной жалобе и в дополнении к жалобе представитель ООО «ЮРГАЗ» ФИО1 просит отменить постановление мирового судьи и производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения, поскольку в постановлении мирового судьи отсутствуют сведения о законности проведенной прокурором проверки. Проверка прокурором была проведена с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». ООО «ЮРГАЗ» не оказывает услуги газоснабжения, не владеет газораспределительными сетями и не осуществляет реализацию сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд граждан. Розничные цены, устанавливаемые Приказом № 1072/19 от 07.08.2019 г «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд», применяются организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности при реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд (пищеприготовление, отопление, горячее водоснабжение). Вид деятельности, осуществляемый ООО «ЮРГАЗ» регулируемым не является, в связи с чем, и действие нормативных актов, устанавливающих правила регулирования розничных цен, на него не распространяется. Представленные в материалах дела доказательства не содержат указаний на то, что газ реализуется для коммунально-бытовых нужд. Форма упаковки газа в баллон не влечет однозначности его применения как для коммунально-бытовых нужд. Сжиженный газ реализуется в такой упаковке также предприятиям, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляющим деятельность в рамках самозанятости в сфере торговли и общественного питания, которые не относятся к сфере коммунально-бытового потребления, а также предприятиям, использующим сжиженный газ в баллонах для работы соответствующего оборудования (тепловые пушки, печи промышленного назначения и иное). Все указанные субъекты и ряд аналогичных осуществляют деятельность с применением сжиженного газа в баллонах, поскольку Государственными стандартами не предусмотрена иная форма упаковки и затарки газа, а также отличная форма упаковки сжиженного газа для коммунально-бытовых и промышленных нужд. Кроме того, постановлением мирового судьи № 5-533/2021 от 25.06.2021 г ООО «ЮРГАЗ» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, что противоречит требованиям ч.5 ст.4.1 КоАП РФ о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В судебное заседание представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Прокурор Зайцев Н.Л. просил отказать в удовлетворении жалобы, поскольку доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными
Проверив доводы жалобы материалы дела, в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья пришел к следующему.
Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно ст.4 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области - определение основ ценовой политики в отношении газа.
В соответствие со ст.5 Федерального закона №69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.20 Федерального закона №69-ФЗ государственная ценовая политика в области газоснабжения осуществляется на основе следующих принципов: создание благоприятных условий для поиска, разведки и освоения месторождений газа, добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования организаций систем газоснабжения; удовлетворение платежеспособного спроса на газ.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения №1021).
На основании п.1 Основных положений №1021 настоящие Основные положения, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, а также порядок определения размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.
Согласно п.2 Основных положений №1021 потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд; розничная цена на сжиженный газ - цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности; население - для целей настоящих Основных положений к данной категории относятся: физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения; лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах; иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами).
В соответствие с п.4 Основных положений №1021 государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: е) розничные цены на газ, реализуемый населению; е(1) розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
В силу п. 8 Основных положений № 1021 розничные цены на газ, розничные цены на сжиженный газ, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 №695 утверждено Положение об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
На основании п. 1 указанного Положения Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. Сокращенное наименование управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - управление по тарифам.
Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов утверждает розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) (п. 4.34 указанного Положения).
Для утверждения (пересмотра) розничных цен субъект регулирования должен обратиться в Управление по тарифам с соответствующим заявлением и представить необходимые документы, перечень которых указан в п.17 Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, утв. Приказом ФАС России от 07.08.2019 г № 1072/19.
Нарушение порядка ценообразования на реализацию сжиженного газа для бытовых нужд населению влечет ответственность, предусмотренную ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Мировым судьей было установлено, что //////// по результатам проведенной по заданию прокуратуры Алтайского края проверки исполнения законодательства в сфере ценообразования на сжиженный газ, реализуемый населению, прокуратурой Кулундинского района Алтайского края установлено, что ООО «ЮРГАЗ», зарегистрировано по адресу: ------, осуществляет деятельность по реализации сжиженного газа в баллонах населению по адресу: ------, офис 1. В соответствии с пп. 4.34 постановления Администрации Алтайского края от 30.11.2011 № 695 «Об утверждении положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов утверждает розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств). Таким образом, розничные цены на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению, подлежат утверждению Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. ООО «ЮРГАЗ» с заявлением об утверждении розничных цен на реализуемый сжиженный газ в баллонах в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не обращалось, цены на реализуемый сжиженный газ в баллонах для ООО «ЮРГАЗ» не утверждены. Вместе с тем, ООО «ЮРГАЗ» осуществляет реализацию сжиженного газа в баллонах по ценам, устанавливаемым самостоятельно. Так, //////// по адресу ------, ООО «ЮРГАЗ» осуществлена реализация потребителю сниженного газа в баллонах 9 кг (27 л.) по стоимости 65 рублей за 1 кг, на общую сумму 585 рублей.
Цена сжиженного газа, подлежащего реализации населению для бытовых нужд, в нарушение требований действующего законодательства, для ООО «ЮРГАЗ» не установлена решением Управления АК по государственному регулированию цен и тарифов.
Вина ООО «ЮРГАЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ подтверждается письменными доказательствами: актом проверки от ////////, кассовым чеком на сумму 585 рублей о реализации баллона с газом 9 кг (27 л).
Таким образом, мировым судьей, установлен факт реализации ООО «ЮРГАЗ» населению сжиженного газа для бытовых нужд, и отсутствие решения Управления по тарифам об утверждении предельной максимальной розничной цены на сжиженный газ, реализуемый ООО «ЮРГАЗ» населению для бытовых нужд.
ООО «ЮРГАЗ», как указано выше, осуществляет свою деятельность по реализации газа для заправки автотранспортных средств и сжиженного газа в баллонах потребителю по адресу: ------. Предложение по продаже газа является публичным, без ограничения по субъекту и предназначению его использования. Представленный в материалах дела чек о продаже баллона с газом, подтверждает это обстоятельство. Таким образом, доводы жалобы в части того, что ООО «ЮРГАЗ» не осуществляет реализацию сжиженного газа в баллонах населению для коммунально-бытовых нужд является несостоятельным.
Объективная сторона, вмененного в вину ООО «ЮРГАЗ» административного правонарушения (ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ) заключается в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования, что выразилось в реализации сжиженного газа в баллонах населению для коммунально-бытовых нужд без установления на него цены в определенном законом порядке. Таким образом, каждый возмездный факт реализации такого газа образует состав указанного выше правонарушения, в связи с чем доводы жалобы о повторном привлечении к административной ответственности за совершение одного и то же правонарушения, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы жалобы в части того, что вид деятельности, осуществляемый ООО «ЮРГАЗ» - 47,30 Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах, не относится к регулируемым, и поэтому не подпадает под требования Методических указаний, не состоятелен, поскольку, как указано выше, в судебном заседании был установлен факт осуществления ООО «ЮРГАЗ» деятельности по реализации населению сжиженного газа для бытовых нужд, хотя такой вид деятельности и не указан в выписке из ЕГРЮЛ.
Прокурорская проверка была осуществлена в соответствие с требованиями ст.21,22 ФЗ от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре РФ». Нарушений ее организации и проведения судом не установлено.
Так при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, …; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
В материалах дела имеется задание прокурора Алтайского края от ////////, о проведении проверки соблюдения законодательства о ценообразовании по реализации сжиженного газа населению; решение прокурора Кулундинского района Алтайского края о проведении проверки ООО «Юргаз» от ////////, срок которой установлен с //////// по ////////; рапорт ст.помощника прокурора Зайцева Н.Л. об уведомлении представителя ООО «Юргаз» ФИО1 от //////// о проведении проверки и предоставлении необходимых документов; а также распечатка страницы электронной почты от //////// о направлении запроса на адрес электронной почты, который указал ФИО1, то есть нарушений проведения прокурорской проверки судом установлено не было.
Мировым судьей верно квалифицированы действия ООО «ЮРГАЗ» по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ – нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Таким образом, мировым судьей правильно были установлены юридически значимые обстоятельства по делу, всем имеющимся доказательствам была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованные выводы о виновности ООО «ЮРГАЗ» сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости, наказание назначено в рамках санкции статьи, в срок привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену либо изменение постановления мирового судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка Кулундинского района Алтайского края от //////// по делу №№№ в отношении ООО «ЮРГАЗ» по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя ООО «ЮРГАЗ» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационной суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 30.14 КоАП РФ.
Судья О.А. Клименко