ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5-2020 от 25.02.2020 Сафакулевского районного суда (Курганская область)

Р Е Ш Е Н И Е Дело № 12-5-2020

с. Сафакулево 25 февраля 2020 года

Судья Сафакулевского районного суда Курганской области Сабитов Н.Г.,

рассмотрев жалобу Главы Сафакулевского сельсовета ФИО1 на постановление № 3 от 21.01.2020 г. руководителя Курганского УФАС России ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 3 от 21.01.2020 г. руководителя Курганского УФАС России ФИО2 Глава администрации Сафакулевского сельсовета ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ - и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Указанным постановлением установлено нарушение Главой Сафакулевского сельсовета как должностным лицом порядка предоставления информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестры контрактов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну»

На указанное постановление в суд поступила жалоба ФИО1, в которой он заявил, что не согласен с ним, считает, что оно подлежит отмене в силу нарушений норм материального и процессуального права. В обоснование своей жалобы заявитель указал следующее.

При рассмотрении дела не было учтено, что между Администрацией Сафакулевского района и администрацией Сафакулевского сельсовета заключено соглашение от 24.12.2018 г. Согласно п.1 ст.1 этого соглашения Сафакулевский сельский совет передает, а Сафакулевский район принимает полномочия на разработку и размещение в единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет» извещения, конкурсной, аукционной документации, а также на подведение итогов конкурса и выявление победителей.

Согласно п. «е» ч.1 ст.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами обеспечивает:

- информацию о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условием контракта.

В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, единая информационная система содержит:

-реестр контрактов, заключенных заказчиками.

На основании вышеуказанного соглашения Сафакулевский район принял полномочия на размещение в единой информационной система в сфере закупок аукционную документацию, которая предусматривает введение реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Просит постановление № 3 от 21.01.2020 г. руководителя Курганского УФАС России ФИО2 отменить, производство по делу прекратить.

На апелляционную жалобу ФИО1 и.о. прокурора Сафакулевского района Курганской области Козиным А.О. в суд подано возражение, в котором указано, постановление руководителя Курганского УФАС России является законным и обоснованным, в том числе по виду и размеру назначенного наказания. При вынесении постановления учтено, что между Администрацией Сафакулевского сельсовета и Администрацией Сафакулевского района заключено соглашение от 24.12.2018 о передаче полномочий по осуществлению закупок. Кроме того, проведен анализ соглашения, дополнительно опрошен глава Сафакулевского района, который указал, что по соглашению Администрация Сафакулевского района не принимала полномочий на представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов. Таким образом, доводы главы Администрации Сафакулевского сельсовета, перечисленные в жалобе, являются несостоятельными. Просит апелляционную жалобу главы Администрации Сафакулевского сельсовета ФИО1 оставить без удовлетворения, постановление руководителя Курганского УФАС России от 21.01.2020 г. № 3 без изменения.

Представитель Курганского УФАС России, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы заявителя, в судебное заседание не явился, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Курганского УФАС России.

В судебном заседании заявитель ФИО1 представил дополнение к жалобе в котором указал следующее.

Согласно части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) РФ) административным правонарушением признается не направление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

В пункте 9 статьи 26 Закона о контрактной системе указано, что уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для отдельных муниципальньix заказчиков, действующих от имени поселений, бюджетных учреждений поселений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены указанными в частях 3 и 5 настоящей статьи решениями органов местного самоуправления поселений, на основании соглашений между муниципальным районом, городским округом и входящими в их состав поселениями. 24.12.2018 между главой Сафакулевского сельсовета заключено Соглашение с главой Сафакулевского муниципального района (далее - Исполнитель Соглашения) на осуществление полномочий в полном объеме в соответствии с пунктом 9 статьи 26 Закона о контрактной системе. В Соглашении не указано, что полномочия переданы в части.

В МО «Сафакулевском сельсовете» отсутствует конкурсная комиссия. Всю деятельность по электронному конкурсу осуществляет конкурсная комиссия администрации Сафакулевского района. При этом, полномочия по проведению электронного конкурса переданы не только Сафакулевским сельсоветом, но и другими сельскими советами района.

Вопрос предоставления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контракта, информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов также находится в ведении Исполнителя Соглашения.

Просит обратить внимание, что предоставление контракта в реестр с нарушением срока осуществлено именно сотрудником Исполнителя Соглашения, а не администрацией Сафакулевского сельсовета. Впоследствии именно Исполнитель соглашения направил в орган уполномоченный на формирование реестра контрактов копию контракта.

В связи с изложенным, полагает, что выводы Курганской УФАС России о наличии в его действиях состава административного правонарушения не состоятельны. Пояснения, данные в Курганском УФАС России по этим вопросам необоснованно не приняты во внимание.

В соответствии с п.9 ч.2 ст.103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе копия заключенного контракта подписанного усиленной электронной подписью заказчика.

В соответствии с Соглашением от имени администрации МО «Сафакулевский сельсовет», Исполнитель Соглашения, использует электронный ключ и электронную подпись, а у него, как представителя заказчика, в связи с тем, что полномочия переданы в полном объеме, отсутствует доступ в личный кабинет Исполнителя Соглашения, и отсутствовала возможность по реализации полномочий. Контракт ему исполнителем Соглашения не передавался для выполнения и передаче в реестр.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 Закона N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемом к административной ответственности, толкуются в пользу этом лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано, доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемом к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Полагает, что в его действиях отсутствуют виновные действия, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Кроме того, Курганским УФАС России в постановление подробно излагается вопрос малозначительности совершенного административного правонарушения. Под малозначительным административным правонарушением понимается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 При этом не принято во внимание, то, что Исполнителем Соглашения копия контракта направлена в Управления Федерального казначейства по Курганской области по истечении нескольких дней, что не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, размер штрафа практически равен сумме заработной платы главы

сельского совета.

Просит постановление Курганского УФАС России №3 от 21.01.2020 о назначении административного наказания по делу №169-Адм. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Принявший участие в рассмотрении жалобы представитель прокуратуры помощник прокурора Сафакулевского района Курганской области Захаров А.Е. поддержал доводы, изложенные в возражении и.о. прокурора Сафакулевского района на апелляционную жалобу ФИО1, предложил жалобу оставить без удовлетворения, а постановление руководителя Курганского УФАС России № 3 от 21.01.2020 г. без изменения.

Приглашенная в качестве свидетеля ведущий специалист по муниципальным заказам администрации Сафакулевского района Курганской области ФИО3 в судебном заседании пояснила, что документация для размещение в единой информационной системе в сфере закупок подготавливается за подписью глав сельских советов, но размещением они не занимаются, получается, что полномочия переданы ей, но не все. Проходит процедура закупки, подписываются договора электронной подписью, далее размещение в реестре. Размещением информации в реестре занимается она, по рассматриваемому вопросу она вовремя не разместила информацию из-за большого наплыва по работе. Фактически полномочий направлять сведения в казначейство у неё лично нет. Согласно соглашению о передаче осуществления полномочий 24.12.2018 г. между Главой Сафакулевского муниципального района ФИО4 и Главой Сафакулевского сельсовета ФИО1 у главы сельского совета полномочий по размещению указанной в соглашении информации нет. Заключение контракта относится к процедуре закупки. Считает, что вина в несвоевременном размещении (направлении) информации о заключенном контракте администрации Сафакулевского сельского совета в федеральном Казначействе лежит на ней, так как лично от неё это зависит, а Глава Сафакулевского сельсовета ФИО1 фактически к этому вопросу не имеет отношения.

Приглашенный в качестве свидетеля бывший Глава администрации Сафакулевского района Курганской области пояснил, размещением в единой информационной сети в сфере закупок занимается ведущий специалист районной администрации ФИО5, не знает, почему она поздно разместила информацию о контракте Сафакулевского сельсовета в федеральном Казначействе, на том момент было много контрактов по строящейся Сафакулевской средней школе, видимо вовремя она не успела разместить, глава Сафакулевского сельсовета сам не мог разместить эту информацию.

В обжалуемом постановлении указано, что согласно ч.1 ст.103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. В соответствии с п. 9 ч.2 ст.103 указанного Закона в реестр контрактов включается, в том числе, копия заключенного контракта, подписанного усиленной электронной подписью заказчика.

Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.103 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (Далее -Правила № 1084).

Согласно п.п. «и» п.2 Правил № 1084 в реестр контрактов включают информацию и документы, установленные частью 2 статьи 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: копия заключенного контракта, подписанная электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, заказчика.

В силу п.12 Правил № 1084 в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта- информацию и документы, указанные в подпунктах «а», «ж»(1), «и» (2), «м» и «о» пункта 2 настоящих Правил.

Аналогичные требования к сроку направления в Федеральное казначейство документов о заключенном контракте установлены в ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе.

Как следует из представленных документов, между Администрацией сельсовета и ООО «Перспектива» 12.08.2019 г. заключен муниципальный контракт , предметом которого являлось выполнение работ по благоустройству центрального парка в центре <адрес>.

Следовательно, с учетом требований ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе п.12 Правил № 1084, с даты заключения указанного муниципального контракта Заказчик обязан направить в Управление Федерального казначейства по Курганской области копию заключенного контракта до 19.08.2019 г. включительно.

Вместе с тем, копия указанного контракта направлена в Управление Федерального казначейства по Курганской области для формирования реестра контрактов 28.08.2019 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе, п. 12 Правил № 1084.

Таким образом, в действиях должностного лица- главы Сафакулевского сельсовета ФИО1 усматривается событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.

В соответствии с распоряжением Администрации Сафакулевского сельсовета от 09.01.2018 г. № 1-рл ФИО1 вступил в должность главы Сафакулевского сельсовета.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Устава Сафакулевского сельсовета Глава Сафакулевского сельсовета обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Сафакулевского сельсовета полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Сафакулевского сельсовета федеральными законами и законами области.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Устава Сафакулевского сельсовета Глава Сафакулевского сельсовета выполняет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области, настоящим Уставом, решениями Сафакулевской сельской думы.

24.12.201ё8 г. между главой Сафакулевского муниципального района и главой Сафакулевского сельсовета заключено Соглашение о передачи полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Предметом Соглашения является передача органам местного самоуправления Сафакулевского муниципального района полномочий на осуществление закупа товаров, работ и услуг для обеспечения нужд органов местного самоуправления Сафакулевского сельсовета с использованием способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 1 данного Соглашения установлен перечень обязанностей и функций органов местного самоуправления Сафакулевского муниципального района, связанный с определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В ходе рассмотрения дела № 169-Адм должностное лицо Курганского УФАС России установило необходимость получения дополнительных материалов по делу об административном правонарушении и определило Главе Сафакулевского района ФИО4 представить в Курганское УФАС России сведения о лице, ответственном на основании соглашения от 24.12.2018 г. о передаче полномочий на осуществление закупок, заключенного Главой Сафакулевуского муниципального райолна и Главой Сафакулевского сельсовета, за представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный наведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов.

Согласно пояснений главы Сафакулевского района ФИО4 по условию соглашения от 24.12.2018 г. Администрация Сафакулевского района не принимала от Администрации Сафакулевского сельсовета полномочий на представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов.

В связи с вышеизложенным представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, осуществляется в рамках полномочий Администрации Сафакулевского сельсовета.

Следовательно, субъектом правонарушения является глава Сафакулевского сельсовета ФИО1 Место совершения правонарушения является: <...>.

Временем совершения является 20.08.2019 г.

В соответствии с вышеизложенным, в действиях должностного лица- главы Сафакулевского сельсовета Сафакулевского района Курганской области ФИО1 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.

Рассмотрев жалобу ФИО1, изучив представленное в суд дело об административном правонарушении и другие представленные матераилы, заслушав заявителя, представителя прокуратуры Сафакулевского района Захарова А.Е., свидетелей ФИО6 и ФИО4, прихожу к выводу, что обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.

В постановлении дана подробная оценка всем обстоятельствам совершения административного правонарушения должностным лицом ФИО1, сделан правильный вывод о его виновности в инкриминируемом ему административном правонарушении, а также отсутствие оснований для применения положений, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного административного правонарушения), поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ является формальным. В постановлении указано также на отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, наказание назначено в рамках санкции данного административного правонарушения. Из имеющегося в материалах дела соглашения, заключенного 24.12.2018 г. между Администрацией Сафакулевского сельсовета и Администрацией Сафакулевского района о передаче полномочий по осуществлению закупок следует однозначный вывод о том том, что по данному соглашению Администрация Сафакулевского района не приняла на себя полномочия на представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов и фактически ответственность за допущенное нарушение лежит на представителе заказчика заключенного контракта, в данном случае на Главе Администрации Сафакулевского сельского совета.

На основании п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление № 3 от 21.01.2020 г. руководителя Курганского УФАС России ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении Главы Сафакулевского сельсовета ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента его вынесения, но может быть обжаловано в Курганский областной суд в порядке, предусмотренном административным законодательством Российской Федерации.

Судья: Н.Г.Сабитов