ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5 от 20.01.2017 Зуевского районного суда (Кировская область)

РЕШЕНИЕ 12 - 5

г. Зуевка 20 января 2017 года

Зуевский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дресвянникова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ОАО «<данные изъяты>» на постановление начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства <адрес> Зуевского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Зуевском лесничестве <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ,

Установил:

ОАО «<данные изъяты> постановлением начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства <адрес> Зуевского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Зуевском лесничестве <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, и назначено наказание с применением ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

ОАО «<данные изъяты> обратилось в суд с жалобой на постановление. В обоснование жалобы приведены следующие обстоятельства. Постановление является незаконным, так как при производстве по делу были допущены нарушения. За месяц до составления протоколов ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «<данные изъяты>» были составлены протоколы № , 24/003, 22/003, 23/003 за аналогичные правонарушения. На основании данных протоколов ДД.ММ.ГГГГ общество было привлечено к административной ответственности и вынесено постановление о назначении наказания . На основании материалов дела невозможно сделать вывод о том, что составление ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества протоколов обусловлено совершением ОАО «<данные изъяты> новых правонарушений, а не является попыткой повторно наказать общество за одни и те же правонарушения, что является недопустимым. В подтверждение данного вывода служит и тот факт, что в протоколах от ДД.ММ.ГГГГ указано: «время совершения правонарушения - июнь 2016. Обжалуемое постановление составлено на основании этих же протоколов. Решением Зуевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление отменено с возвращением на новое рассмотрение. Материалы дела для нового составления протоколов лицу, составлявшему протоколы, не возвращались. Устранить недостатки протоколов и произвести сбор дополнительных доказательств лицо, рассматривавшее дело, на стадии рассмотрения дела возможности не имело.

В нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколах об административных правонарушениях не определены даты совершения правонарушений. В протоколах указано «время совершения правонарушения – июнь 2016 года». То есть, указан временной период, что не позволяет установить конкретные даты совершения административных правонарушений. В постановлении даты правонарушений не указаны. Имеют место противоречивые данные о времени совершения правонарушения. С одной стороны в протоколах указывается июнь 2016 года, с другой стороны в постановлении указывается, что правонарушения установлены при проведении осмотра мест рубок ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие в протоколах и постановлении конкретных дат совершения правонарушений не позволяет идентифицировать события административных правонарушений. Как следует из постановления, факты совершенных правонарушений подтверждаются в частности следующими доказательствами: протоколами об административных правонарушений, актами совместного патрулирования территории лесного фонда. Лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении должно было отнестись критично к оценке указанных доказательств, поскольку данные акты были составлены одним и должностным лицом, данное лицо ранее неоднократно предпринимало меры по привлечению лица к административной ответственности. Возникают сомнения в предвзятости данного лица, следовательно, и в достоверности отраженных в протоколах и акте патрулирования данных. В материалах дела отсутствуют фотографии и иные доказательства, которые объективно и достоверно подтверждали бы наличие события административных правонарушений и факты, отраженные в протоколах и акте патрулирования. Согласно постановлению в действиях общества установлены признаки четырех административных правонарушений, заключающихся в не проведении очистки мест рубок от порубочных остатков в квартале выделы ,46,47 лесосека 1 Зуевского лесничества. В то же время в акте совместного патрулирования территории лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ указывается только на два нарушения. То есть два административных правонарушения вообще не нашли отражения в акте совместного патрулирования. Считают, что события вмененных правонарушений являются недоказанными. На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

В судебном заседании защитник юридического лица ФИО2 по доверенности поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил отменить постановление начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства <адрес> Зуевского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Зуевском лесничестве <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представитель лесного отдела министерства лесного хозяйства <адрес> Зуевского лесничества ФИО3 представила отзыв на жалобу ОАО «<данные изъяты>», из которого следует, что ранее ОАО <данные изъяты>» было привлечено к административной ответственности постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Вырубка лесных насаждений производилась на основании заявления ОАО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и протоколы от ДД.ММ.ГГГГ выносились на основании акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Протоколы об административных постановлений, на основании которых вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ составлялись лесничим на основании акта совместного патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ. Заготовку древесины ОАО «Коммунэнерго» осуществляло на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Площадь неочистки лесосеки составила 0,09 га, что говорит о том, что общество привлекалось к административной ответственности по идентичным правонарушениям, совершенным в разное время, но на разных площадях неочиски мест рубок, с разными координатами, а не повторно. Вопреки доводам жалобы, в протоколах об административных правонарушениях указано время совершения правонарушений. Составление актов и протоколов одним и тем же лицом входит в его должностные обязанности, поскольку осмотры лесосек и патрулирование участков лесного фонда в границах лесничества входит в его должностные обязанности. В акте совместного патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ указаны два лесонарушения, которые являются нарушениями п.п. 16, 17(б) Правил пожарной безопасности в лесах, п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах и п.п. 13(к), 61 Правил заготовки древесины, то есть правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена тремя статьями КоАП РФ.

В судебном заседании главный специалист – эксперт лесного отдела Зуевского лесничества ФИО3 полностью подтвердила обстоятельства, указанные в отзыве на жалобу ОАО «Комунэнерго», пояснила, что вина ОАО «<данные изъяты> в совершении выявленных административных правонарушений установлена материалами дела, просила оставить жалобу ОАО «<данные изъяты>» без удовлетворения, постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав, оценив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами.

Как следует из материалов дела на основании заявления «О разрешении на расчистку просек» от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты> осуществляло рубку лесных насаждений для расширения трассы ВЛ-10 в квартале , выдел ,46,47, лесосеки Зуевского участкового лесничества.

ДД.ММ.ГГГГ лесничим Зуевского участкового лесничества Зуевского филиала КОГУ «Кировлесцентр» ФИО4 на основании п. 4. 6 «Порядка деятельности лесничих на территории <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведено патрулирование территории лесного фонда, а именно, осмотрены кварталы ,11,12. По результатам патрулирования лесничим Зуевского участкового лесничества ФИО4 составлен акт совместного патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что

При осмотре лесосеки квартала выдела 46, 47, 43, площадью 1 га. выявлено нарушение лесного законодательства, а именно: укладка порубочных остатков осуществлена в кучи шириной более 3 метров для сжигания на расстоянии ближе 10 метров от прилегающих лесных насаждений, что является нарушением п. 17 (б) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; не очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,09 га, что является нарушением п.п. 16, 17 (б) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и п. 39(б) Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и п.п. 13 (к), 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства <адрес> Зуевского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Зуевском лесничестве <адрес>ФИО1 ОАО «<данные изъяты> признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.

Факт совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч.1 ст.8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, и виновность юридического лица – ОАО «<данные изъяты> подтверждаются материалами дела: копией акта совместного патрулирования территории лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ; копией технологической карты на проведение сплошной и выборочной рубки; копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8. 31 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ; графиком совместного патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела.

Оценивая вышеуказанные доказательства, суд находит их относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для вывода о виновности юридического лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч.1 ст.8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.

Довод жалобы заявителя о том, что ОАО «<данные изъяты> повторно привлечено к административной ответственности не основан на материалах дела. Из имеющихся в материалах дела протоколов об административных правонарушениях №, 23/003, 24/003, 25/003 от ДД.ММ.ГГГГ, составленных лесничим Зуевского участкового лесничества ФИО4 следует, что административные правонарушения выявлены лесничим Зуевского участкового лесничества ДД.ММ.ГГГГ при осмотре мест рубок. Заготовка древесины осуществлялась на основании заявления ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ по расширению просек ВЛ-10 КВ. Вмененные обществу обжалуемым постановлением нарушения требований нормативных правовых актов по вопросам правил заготовки древесины, правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, выявлены должностным лицом при совместном патрулировании ДД.ММ.ГГГГ. Вырубка лесных насаждений осуществлялась на основании уведомления ОАО «Коммунэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, то есть вырубка лесных насаждений осуществлялась ОАО «<данные изъяты> в разное время и нарушения лесного законодательства выявлены были также в разное время.

Довод жалобы заявителя о том, что в протоколах указан временной период, что не позволяет установить конкретные даты совершения административных правонарушений, является необоснованным. Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления, вмененные обществу правонарушения выявлены лесничим Зуевского участкового лесничества при патрулировании территории лесного фонда ДД.ММ.ГГГГ. Заготовка древесины ОАО «<данные изъяты> производилась на основании заявления (уведомления) ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Указание в протоколах об административных правонарушениях времени совершения правонарушений – июнь 2016 года, не может свидетельствовать о том, что дата совершения вмененных обществу правонарушений не установлена.

Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют фотографии и иные доказательства, которые объективно и достоверно подтверждали наличие события правонарушений, суд находит несостоятельным, так как во время проведения патрулирования фотосъемка не производилась,
акт совместного патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ не содержит ссылок на фотосъемку. В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу части 2 указанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Акт совместного патрулирования составленный ДД.ММ.ГГГГ лесничим Зуевского участкового лесничества Зуевского филиала КОГУ «Кировлесцентр» ФИО4, а также составленные ДД.ММ.ГГГГ протоколы об административных правонарушениях № , 27/003, 28/003, 29/003, суд признает допустимыми доказательствами по делу, поскольку содержат фактические данные, на основании которых должностное лицо установило наличие события административного правонарушения, виновность юридического лица. Указанные протоколы об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «<данные изъяты>, акт совместного патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ составлены в соответствии с требованиями закона, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, должностное лицо признало их допустимыми доказательствами и положило в основу обжалуемого постановления, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности, предвзятости должностного лица, составившего протоколы об административных правонарушениях и выявивших указанные правонарушения, материалами дела не установлено, исполнение служебных обязанностей лесничим Зуевского участкового лесничества, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать о предвзятости данного должностного лица. Согласно п. 1.1. Порядка деятельности лесничих на территории <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, данный Порядок и устанавливает порядок деятельности лесничих при обеспечении ими исполнения требований лесного законодательства, документов лесного планирования, лесохозяйственных регламентов в лесничествах на территории <адрес> и осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Согласно пунктов 4.6, 4.9 Порядка, в целях обеспечения охраны и защиты лесов лесничий осуществляет патрулирование лесных участков и наблюдение за ними. Маршруты и периодичность патрулирования лесных участков утверждаются начальником лесного отдела уполномоченного органа соответствующего лесничества. В случае выявления нарушений лесного законодательства лесничий имеет право направлять информацию в правоохранительные органы, а также составлять протоколы об административных правонарушениях.

Указание в акте совместного патрулирования территории лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ на два нарушения не может повлечь отмену обжалуемого постановления, поскольку отраженные в акте совместного патрулирования правонарушения являются нарушениями п.п. 16, 17 (б) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, нарушением п. 39(б) Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и п.п. 13 (к), 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающие административную ответственность по ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

Материалы дела не содержат доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие меры по соблюдению норм и правил в области охраны окружающей среды и природопользования, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствовало бы об отсутствии в действиях юридического лица составов вменяемых правонарушений.

Административное наказание ОАО «<данные изъяты>» назначено с соблюдением требований ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ, в пределах санкции статьи 8.32 ч. 1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ОАО «<данные изъяты>» и отмены постановления начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства <адрес> Зуевского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Зуевском лесничестве <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства <адрес> Зуевского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Зуевском лесничестве <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении ОАО «Коммунэнерго» оставить без изменения, жалобу ОАО «<данные изъяты> без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Зуевского районного суда В.А. Дресвянников