Советский районный суд г. Иваново
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Иваново — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 12- 50/2010
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
01 июня 2010 года г.Иваново
Судья Советского районного суда г.Иваново Ивановской области Михалева О.Б.,
при секретарях Анисимовой Т.В., Тагировой В.К.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - Корыгиной И.Л.,
защитника - Максим Е.А.,
представителя Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (Росфиннадзор) Федяшиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Корыгиной Ирины Леонидовны, 16.11.1957 года рождения, гражданина Российской Федерации, работающей начальником финансово-экономического отделения Военного комиссариата Ивановской области, на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.14 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области № 24-07-12/2 начальник финансово-экономического отделения Военного комиссариата Ивановской области Корыгина И.Л. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 4 тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Корыгина И.Л. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, по следующим основаниям:
- ее вина в нецелевом использовании бюджетных средств отсутствует, так как дополнительные выплаты военнослужащим были произведены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами: Бюджетным Кодексом РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», приказами Министра обороны РФ № 100 от 30.11.2006г., № 200 от 30.06.2006г., № 115 от 28.03.2009г., а также на основании письменных указаний Министерства обороны РФ, являющегося для военного комиссариата Ивановской области Главным распорядителем бюджетных средств;
- она действовала в состоянии крайней необходимости, что согласно ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением, так как невыплата в срок положенного денежного довольствия ведет к нарушению прав военнослужащих.
В судебном заседании Корыгина И.Л. и защитник Максим Е.А. полностью поддержали доводы, изложенные в жалобе, пояснив, что дополнительные выплаты двум военнослужащим военной прокуратуры и военно-следственного отдела были произведены в конце декабря 2009 года из фонда экономии по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 211, 212, 262 на основании приказа Министра обороны № 115 от 28.03.2009 года и телеграммы заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе Чистовой В., разрешающей использовать выделенные военному комиссариату лимиты бюджетных обязательств по этим подстатьям на дополнительную выплату указанным военнослужащим за счет экономии денежных средств во втором полугодии 2009 года. Дополнительные выплаты были произведены только после полной выплаты денежного довольствия, премий и других выплат, причитающихся военнослужащим учреждений, финансируемых военным комиссариатом. Дополнительные выплаты произведены в большей сумме, чем суммы, указанные в телеграмме, так как размеры этих выплат были установлены приказами военного прокурора Московского военного округа и руководителя военного следственного управления СК при прокуратуре РФ по Московскому военному округу. Не исполнять данные приказы Корыгина И.Л., как начальник финансово-хозяйственного отделения, не могла.
Представитель Росфиннадзора в Ивановской области Федяшина С.А. просила в удовлетворении жалобы отказать, так как обжалуемое постановление является законным и обоснованным, нецелевое использование бюджетных средств Корыгиной И.Л. выразилось в том, что ею были выплачены дополнительные выплаты военнослужащим по подстатьям 212 и 262, то есть из денежных средств, выделенных военному комиссариату на другие цели, при этом изменение кодов бюджетной классификации главным распорядителем бюджетных средств не производилось, кроме того, суммы выплаченных премий были значительно больше сумм, чем суммы, указанные в телеграмме заместителя Министра обороны РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, выслушав Корыгину И.Л., ее защитника, представителя Росфиннадзора в Ивановской области, прихожу к следующим выводам.
Как следует из обжалуемого постановления, начальник финансово-экономического отделения военного комиссариата Ивановской области Корыгина И.Л., являясь должностным лицом, признана виновной в нецелевом использовании бюджетных средств, а именно в нарушение требований ст.ст.38, 289 Бюджетного Кодекса РФ и использовании средств федерального бюджета в сумме 154588 на цели, не соответствующие условиям их получения, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ. Ее вина выражена в форме неосторожности и подтверждена протоколом об административном правонарушении от 17.03.2010г., актом проверки финансово-хозяйственной деятельности от 17.03.2010г., карточкой учета лимитов бюджетных обязательств, отчетом о состоянии лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств, отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета, расходным кассовым ордером от 30.12.2009г., раздаточной ведомостью за декабрь 2009г., приходным кассовым ордером от 29.12.2009г., объяснительной запиской Корыгиной И.Л. и другими материалами дела.
В судебном заседании достоверно установлены следующие обстоятельства.
Корыгина И.Л. назначена на должность начальника финансово - хозяйственного отделения военного комиссариата Ивановской области с 01 апреля 2009 года приказом военного комиссара № 83 л.д.15).
Согласно функциональным обязанностям, она, как начальник финансово- хозяйственного отделения, подчиняется военному комиссару и несет ответственность за состояние финансово-экономической деятельности, в том числе: обязана обеспечить в соответствии с законодательством РФ и Руководством своевременное и правильное истребование средств федерального бюджета на нужды военного комиссариата и воинских частей, зачисленных на финансовое обеспечение, лично осуществлять расчет потребности в денежных средствах на выплату денежного довольствия (заработной платы) и иных выплат, установленных законодательством РФ, эффективно расходовать выделенные денежные средства, вести хозяйственные операции в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов РФ и Руководством л.д.29-38).
В период с 24 февраля 2010 года по 17 марта 2010 года сотрудниками Росфиннадзора Ивановской области была проведена проверка отдельных вопросов финансово - хозяйственной деятельности военного комиссариата Ивановской области за период с 01 января по 31 декабря 2009г., в ходе которой установлено, что после начисления обязательных выплат военнослужащим на конец 2009 года в военном комиссариате остаток денежных средств составил 200 тысяч рублей, в том числе: по кодам 211 «Заработная плата» - 45412 рублей, 212 «Прочие выплаты» - 2 рубля и 262 «Пособия по социальной помощи населению» - 154586 рублей, и на основании приказов должностных лиц учреждений, находящихся на финансовом довольствии Военного комиссариата, за счет экономии денежных средств, двум военнослужащим были произведены дополнительные выплаты в общей сумме 200000 рублей, в том числе по кодам: 211 - 45412 рублей, 212-2 рубля и 262-154586 рублей, подоходный налог, удержанный с этих выплат - 26000 рублей был перечислен по коду 211 «Заработная плата» в бюджет. В связи с этим, был выявлен факт нецелевого использования бюджетных средств, так как в нарушение «Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», утвержденных приказом Минфина России от 25.12.2008 г. № 145 н, предусматривающих выплату премий, материальной помощи, вознаграждений по итогам работы за год, других вознаграждений и выплат поощрительного, стимулирующего характера, производится по коду 211 «Заработная плата», выплаченная дополнительная выплата военнослужащим в сумме 154588 рублей по кодам: 212 «Прочие выплаты» в сумме 2 рублей и 262 «Пособия по социальной помощи населению» в сумме 154586 рублей была использована на цели, не соответствующие условиям их получения, предусмотренными лимитами бюджетных обязательств федерального бюджета на 2009 год.
По результатам проверки составлен акт л.д.25).
С выводами о нецелевом использовании бюджетных средств представители военного комиссариата Ивановской области не согласились, указав в протоколе разногласий о том, что использование лимитов бюджетных обязательств по кодам 211, 212, 262 за счет экономии денежных средств, во втором полугодии 2009 года на дополнительные выплаты военнослужащим было осуществлено на основании приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2009 г. № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», согласно которому разрешено выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дополнительные выплаты военнослужащим (премии по результатам службы), а также заявки военного комиссариата от 15.12.2009г. на выделение лимитов бюджетных обязательств по коду 211 на дополнительную выплату военнослужащим военной прокуратуры и военно-следственного отдела за счет экономии денежных средств, выделенных на денежное довольствие, в общей сумме 611369 рублей ( лимиты по которой не были выделены), и телеграммы заместителя Министра обороны РФ № 182/1/1/2016 от 22.12.2009г., согласно которой разрешено выделенные лимиты бюджетных обязательств на 2009 год по кодам 211, 212, 262 использовать на дополнительную выплату военнослужащим за счет экономии денежных средств.
Не принимая во внимание возражения военного комиссара, 17 марта 2010г. контролирующим органом был составлен протокол об административном правонарушении по ст.15.14 ч.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника финансово-экономического отделения военного комиссариата Ивановской области Корыгиной И.Л. л.д.2-5).
Из письменных объяснений Корыгиной И.Л., данных Росфиннадзору, следует, что дополнительная премия военнослужащим военной прокуратуры и военно-следственного отдела была выплачена по КОСГУ 212, 262 на основании приказа Минобороны РФ № 115 и телеграммы заместителя Министра обороны РФ № 182/1/1/2016 от 22.12.2009г., при этом изменения лимитов бюджетных обязательств Департаментом финансирования учета и отчетности Минобороны РФ не производились л.д.53).
30 марта 2010 года дело об административном правонарушении в отношении Корыгиной И.Л. было рассмотрено, с ее участием, руководителем Росфиннадзора Кузьмичевой Л.А., что подтверждается протоколом рассмотрения дела. Как следует из этого протокола, в ходе рассмотрения дела установлено, что дополнительная выплата военнослужащим произведена на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», однако, по делу принято решение о признании Корыгиной И.Л. виновной по ст.15.14 ч.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа 4 тысяч рублей л.д.13-14).
Из копии телеграммы Министерства обороны РФ от 19 ноября 2009 года № 182/1/1/1756, адресованной Военному комиссару Ивановской области, на основании указания заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе, следует, что в целях выполнения мероприятий по качественному заключению 2009 бюджетного года по полному освоению бюджетных ассигнований и в рамках реализации приказа Министра обороны № 115, после производства обязательных причитающихся выплат (денежное довольствие за декабрь 2009 год, премия за 4 квартал 2009 год и единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы за 2009 год) разрешается использовать свободные остатки денежных средств по фондам денежного довольствия на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих, состоящих на штатных воинских должностях (в том числе организации и учреждения, состоящие на финансовом обеспечении). В телеграмме указано о недопущении на конец 2009 бюджет6ного года наличие кредиторской задолженности по фондам денежного довольствия военнослужащих. л.д.41)
После получения указанной телеграммы, 15 декабря 2009 года Военным комиссаром Ивановской области на имя заместителя командующего войсками Московского военного округа по финансово-экономической работе направлена заявка на выделение лимитов бюджетных обязательств по КОСГУ 211 в сумме 611369 рублей для выплаты дополнительной премии военнослужащим военной прокуратуры Ивановского гарнизона и военно-следственного отдела за счет экономии денежных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, образовавшейся в связи с наличием вакантных воинских должностей л.д.39).
Из копии телеграммы заместителя Министерства обороны Российской Федерации по финансово - экономической работе Чистовой В. от 22 декабря 2009 г. № 182/1/1/2016 следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 115 военному комиссариату разрешено выделенные лимиты бюджетных обязательств на 2009 год по кодам 211 «Заработная плата», 212 «Прочие выплаты» и 262 «Пособия по социальной помощи населению» использовать на дополнительную выплату военнослужащим из расчета до 30 т.р. на одну штатную должность в войсковом звене, военных прокуратурах и военно-следственных органах за счет экономии денежных средств во втором полугодии 2009г., а также обеспечить распределение и доведение указанных лимитов бюджетных обязательств и издание приказов руководителями организаций, состоящих на финансовом обеспечении, выплату дополнительной выплаты и использование вышеуказанных бюджетных ассигнований обеспечить до конца 2009 ода в полном объеме. Сведения о выплаченных сумма и использовании бюджетных ассигнований предоставить в департамент социальных гарантий Минобороны РФ до 15 января 2010 года л.д.41).
В соответствии с указанной телеграммой военным прокурором и руководителем следственного управления были изданы приказы о дополнительных выплатах военнослужащим, которые Военным комиссаром Ивановской области и начальником финансово-экономического отделения Корыгиной И.Л. были исполнены.
13 января 2010 года военным комиссариатом Ивановской области в Минобороны РФ был отправлены сведения о выплаченных суммах и использовании бюджетных ассигнований на сумму 200 тысяч рублей, что подтверждается представленной в судебное заседание копией отчета.
Из информации Департамента социальных гарантий Минобороны РФ, поступившей по запросу суда 29 мая 2010 года, расходы, произведенные военным комиссариатом Ивановской области в 2009 году по кодам бюджетной классификации 211, 212, 262 на дополнительную выплату военнослужащим военной прокуратуры и военно-следственного отдела являются правомерными, произведенными во исполнение приказа Минобороны РФ № 115 от 28.03.2009г., которым определен порядок расходования бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии гражданскому персоналу Вооруженных сил РФ.
Частью 1 ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст.289 Бюджетного Кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В судебном заседании достоверно установлено, что Главным распорядителем бюджетных средств в отношении военного комиссариата Ивановской области является Министерство обороны Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 3, 4, 5, 6 статьи 158 Бюджетного Кодекса РФ Министерство обороны РФ распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
В рамках предоставленных полномочий Министерство обороны РФ в телеграммах от 19 ноября 2009 года № 182/1/1/1756 и от 22 декабря № 182/1/1/2016 не только разрешило, но и обязало военный комиссариат Ивановской области, во-первых, полностью израсходовать остатки лимитов бюджетных обязательств за 2009 года, а во-вторых, произвести дополнительные выплаты военнослужащим военной прокуратуры и военно-следственного отдела. Руководители военной прокуратуры и военно-следственного управления, издав соответствующие приказы о дополнительных выплатах, направили их для исполнения в военный комиссариат Ивановской области, а Военный комиссар и начальник финансово-экономического отделения, подчиняясь военному комиссару, исполнила свои должностные обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Анализируя доказательства, представленные Росфиннадзором, и представленные Корыгиной И.Л. и ее защитником, в их совокупности, прихожу к выводу о том, что вина Корыгиной И.Л. в нецелевом использовании бюджетных средств отсутствует, так как она произвела выплату денежных средств в сумме 154588 рублей в соответствии с распоряжениями Главного распорядителя бюджетных средств Министерства обороны РФ, приказами вышестоящих руководителей, которые установили для военного комиссариата Ивановской области условия расходования бюджетных средств из фонда экономии бюджетных обязательств за 2009 год.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела, требований действующего законодательства, регулирующего финансовую деятельность военного комиссариата Ивановской области, в том числе приказа Миноборны РФ № 115 от 28.03.2009 г., несмотря на обоснованность выводов контрольно-ревизионного органа о расходовании средств в противоречие с кодами бюджетной классификации, считаю, что привлечение Корыгиной И.Л. к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ является необоснованным, т.к. изменение источника для дополнительной выплаты военнослужащим военной прокуратуры и военно-следственного отдела, а именно: указание о выплате по кодам КОСГУ 211, 212, 262 было санкционировано Главным распорядителем бюджетных средств – Минобороны РФ в связи с необходимостью полного освоения бюджетных ассигнований, выделенных военному комиссариату на 2009 год.
Приходя к такому выводу, суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в письме Министерства Финансов РФ от 18 декабря 2009 года N 02-07-10/5856, согласно которым, в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, указанным в Указаниях, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам (далее - госзадание), методическими рекомендациями (указаниями) Главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств. С учетом этого, органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) Главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и (или) госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств (но при этом, по мнению органов Росфиннадзора, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями), или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств.
Вместе с тем, в целях реализации эффективного контроля за использованием средств федерального бюджета указанные случаи отражаются органами Росфиннадзора, как факты несоблюдения методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями, в отчетах органов Росфиннадзора о нарушении бюджетного законодательства. При этом, с учетом положений пункта 122 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, Главным распорядителям средств федерального бюджета органами Росфиннадзора направляются предписания о необходимости внесения соответствующих уточнений (дополнений) в методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетные сметы и (или) госзадания, иные документы, являющиеся правовыми основаниями использования бюджетных средств.
В целях реализации полномочий, установленных статьей 158 Бюджетного Кодекса РФ, об обеспечении результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств Главные распорядители средств федерального бюджета обеспечивают внесение изменений (дополнений) в указанные документы после согласования с Министерством финансов РФ, а также уточнение отражения в бюджетном учете и на лицевых счетах указанных кассовых операций, проведенных в текущем финансовом году.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что в действиях Корыгиной И.Л. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 ч.1 КоАП РФ, так как ее вины в нецелевом использовании бюджетных средств не имеется, следовательно, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении следует прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9, п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области от 30 марта 2010 года № 24-07-12/3 в отношении Корыгиной Ирины Леонидовны, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, отменить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КОАП РФ за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Производство по делу - прекратить.
Жалобу Корыгиной И.Л. - удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии решения.
Судья Михалева О.Б.