Руднянский районный суд Волгоградской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Руднянский районный суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-50/11
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Рудня 06 июня 2011 года
Судья Руднянского районного суда Волгоградской области , с участием:
представителя индивидуального предпринимателя - , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобу Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области на постановление мирового судьи судебного участка № 46 Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 46 Руднянского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося в , зарегистрированного и проживающего в , о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В своей Государственный инспектор Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области просит указанное постановление мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение, поскольку ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) осуществляющего государственный надзор, предписание не было обжаловано заинтересованной стороной, оно является законным и подлежит исполнению. Согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ ИП предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию отходов и объектов размещения отходов, составить паспорта на отходы № классов опасности, образующиеся в результате деятельности, организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, организовать профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами № классов опасности, подтвержденную сертификатом на право работы с отходами, организовать зачистку захламленного отходами участка с стороны здания эксплуатируемого ИП . По результатам внеплановой проверки исполнения предписания установлено, что его требования в установленный срок не выполнены. Свое решение мировой судья основывает на доводах ИП , а также неверном толковании положений Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», указывая, что ИП не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами закона об отходах, в связи с чем и не обязан исполнять предписание государственного инспектора в области охраны окружающей среды. Одновременно с рассмотрением дела об административном правонарушении, мировым судьей делается вывод о незаконности вынесенного предписания, что выходит за рамки рассмотрения дела об административном правонарушении и компетенции мирового судьи. В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от форм собственности, возложена обязанность исполнять требования законодательства не только на стадии размещения отходов, но и при образовании отходов и их накоплении до момента передачи их специализированным организациям. Частями 2, 3 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы № классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы № классов опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставляют в уполномоченные федеральные органы субъекта РФ отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. Статьей 66 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определено, что государственный инспектор в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Таким образом, предписание, выданное Государственным инспектором Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области на основании выявленных в ходе внеплановой проверки нарушений, является законным и обоснованным. Просит суд отменить постановление мирового судьи судебного участка № 46 Руднянского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя и направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании Государственный инспектор Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области просит восстановить срок для обжалования постановления мирового судьи в связи с получением копии постановления мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ, доводы, изложенные в жалобе полностью поддержал. Просит суд отменить постановление мирового судьи судебного участка № 46 Руднянского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя и направить дело на новое рассмотрение.
Представитель ИП по доверенности в судебном заседании просит отказать в удовлетворении жалобы Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области , так как постановление мирового судьи судебного участка № 46 Волгоградской области является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав стороны, суд считает необходимым постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.3 ч. 2 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи (10 суток), указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) осуществляющего государственный надзор (контроль).
Исходя из содержания приведенной нормы, мировой судья при рассмотрении настоящего административного дела должен был выяснить законность предписания Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, а так же содержит ли оно требование об устранении нарушений законодательства.
Судом установлено:
Согласно предписанию Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ИП , установлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию отходов и объектов размещения отходов; составить и согласовать в уполномоченном органе исполнительной власти паспорта на отходы № классов опасности, образующиеся в результате предпринимательской деятельности; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов; организовать профессиональную подготовку лиц, которые допущены к обращению с отходами № классов опасности, подтвержденную сертификатом на право работы с отходами № классов опасности, организовать зачистку захламленного отходами с стороны здания расположенного в .
В ходе внеплановой проверки выполнения вышеназванного предписания, указанным выше должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении в отношении ИП № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого последний не выполнил в срок вышеуказанное предписание.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 46 Волгоградской области прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Согласно ст. 11 данного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения в соответствии с «Правилами инвентаризации объектов размещения отходов», утвержденных Приказом Минприроды от 25.02.2010 года № 49.
Согласно ч. 2 «Правил инвентаризации объектов размещения отходов», утвержденных Приказом Минприроды от 25.02.2010 года № 49, правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из указанных выше законодательных актов, следует, что размещением отходов занимаются специализированные организации, которые вывозят образовавшийся мусор на специальные полигоны, хранилища и прочие объекты хранения и захоронения отходов. Временное хранение отходов в офисной корзине или в мусорном баке на территории предприятия, не является размещением таковых, а поэтому инвентаризация таких отходов, а также объектов их размещения, исходя их требований закона, не требуется.
Согласно свидетельству о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица №, вид деятельности значится как таким образом, ИП не осуществляет деятельность по хранению, размещению отходов.
Исходя из этого, ИП ФИО1 не является субъектом Закона об отходах.
Учитывая изложенные нормы права, предписание Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области является незаконным.
Довод Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области о том, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ не было обжаловано, а поэтому является законным и подлежит исполнению, является необоснованным, поскольку объективная сторона правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) осуществляющего государственный надзор (контроль).
Ссылка Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области о том, что ИП осуществлял накопление отходов в результате своей деятельности, а поэтому обязан провести мероприятия, указанные в предписании, является несостоятельной на основании указанных выше нормативно-правовых актов.
Таким образом, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является законным, так как в действиях последнего отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства служат основанием для оставления постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении в отношении ИП по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Поскольку пропуск Государственным инспектором Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области предусмотренного законом десятидневного срока для подачи жалобы на постановление об административном правонарушении обусловлен получением постановлением по делу об административном правонарушении только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды , срок подачи жалобы подлежит восстановлению.
Руководствуясь п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Восстановить Государственному инспектору Волгоградской области по охране природы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи участка № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи участка № 46 Руднянского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение в кассационном порядке обжалованию не подлежит.
Судья: Е.В. Лемешкин.