ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-500/18 от 12.10.2018 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-500/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

гор. Тверь 12 октября 2018 года

Судья Заволжского районного суда города Твери Грачева С.О.,

с участием:

лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - главного специалиста-эксперта Архивного отдела Тверской области ФИО1,

представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении, руководителя экспертно-правового отдела Контрольно-счетной палаты Тверской области ФИО2,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г. Твери Владимировой Л.Н. от 01 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного специалиста-эксперта Архивного отдела Тверской области ФИО1,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г. Твери Владимировой Л.Н. от 01 июня 2018 года главный специалист-эксперт Архивного отдела Тверской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Как указано в постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: ФИО1, являясь главным специалистом-экспертом Архивного отдела Тверской области, представила в Контрольно-счетную палату Тверской области на 14 дней позднее срока, установленного п. 3 ст. 50.1 Закона Тверской области от 18.01.2006 года № 13-ЗО «О бюджетном процессе Тверской области» справку по консолидируемым расчетам Архивного отдела Тверской области (ф. 0503125), в соответствии с пунктом 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, входящую в состав годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств. Фактически справка была представлена письмом Архивного отдела Тверской области от 15.03.2018 г. .

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 принесена жалоба на постановление мирового судьи, в которой она просит отменить принятое по делу постановление, указывая на его незаконность и необоснованность, мотивируя тем, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не доказана ее вина в его совершении. Не дана оценка обстоятельствам дела, согласно которым спорная справка (ф. 0503125) не была своевременно представлена подведомственным учреждением, получателем бюджетных средств (ГКУ Тверской области «Государственный архив Тверской области»). Также не дана оценка доводам о том, что отсутствовала объективная возможность выявить наличие данной справки у подведомственного учреждения и затребовать ее. В сложившихся обстоятельствах, согласно оспариваемому постановлению, она вынуждена нести ответственность за бездействие третьих лиц (ГКУ Тверской области «Государственный архив Тверской области»). Так же, ответственность за некорректное формирование отчета получателя бюджетных средств, которое повлекло включение в свод некорректной информации, должна быть возложена на руководителя получателя бюджетных средств, ответственного за организацию бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности. Внесение изменений в ранее представленную бюджетную отчетность (представление уточненной бюджетной отчетности) главным распорядителем бюджетных средств ввиду изменения бюджетной отчетности получателя бюджетных средств по результатам контрольных мероприятий не может относиться к правонарушению, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП. При представлении годовой бюджетной отчетности Архивного отдела Тверской области предприняты все зависящие от заявителя меры по соблюдению действующего бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в связи с чем, следует признать, что отсутствует такой необходимый признак состава вменяемого правонарушения, как вина в представлении с нарушением сроков справки по консолидируемым расчетам Архивного отдела Тверской области (ф. 0503125), входящей в состав годовой бюджетной отчетности Архивного отдела Тверской области.

В судебном заседании главный специалист-эксперт Архивного отдела Тверской области ФИО1 поддержав доводы жалобы в полном объеме просила отменить постановление мирового судьи от 01.06.2018 года.

Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, руководителя экспертно-правового отдела Контрольно-счетной палаты Тверской области ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным и мотивированным.

Выслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы заявителя, изучив материалы дела, нахожу постановление мирового судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статья 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 8 Положения об Архивном отделе Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 года № 93-пп, Архивный отдел Тверской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством.

Пунктом 3 статьи 50.1 закона Тверской области от 18.01.2006 года № 13-30 «О бюджетном процессе в Тверской области» установлен срок предоставления годовой бюджетной отчетности ГРБС в Контрольно-счетную палату Тверской - не позднее 1 марта текущего финансового года.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 года № 191 н.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения Контрольно-счетной палатой Тверской области внешней проверки бюджетной отчетности Архивного отдела Тверской области в период с 01 марта 2018 года по 10 апреля 2018 года составлен акт проверки от 10 апреля 2018 года, в котором указано, что письмом Архивного отдела Тверской области от 15.03.2018 года представлена с нарушением требований ст. 50.1 Закона Тверской области от 18.01.2006 года № 13-ЗО «О бюджетном процессе Тверской области» справка по консолидируемым расчетам Архивного отдела Тверской области (ф. 0503125), входящая в состав годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств,

Так же из материалов дела следует, что главный специалист-эксперт Архивного отдела Тверской области на основании обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об исполнении бюджета, другой бухгалтерской (бюджетной) и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы (п. 3.11 должностного регламента государственного гражданского служащего Тверской области, главного специалиста-эксперта Архивного отдела Тверской области, утвержденного начальником Архивного отдела Тверской области 20.09.2017 года). Приказом Архивного отдела Тверской области от 31.12.2008 года на должность государственного гражданского служащего Тверской области главного специалиста-эксперта Архивного отдела Тверской области назначена ФИО1 На основании приказа Архивного отдела Тверской области от 20.09.2017 года ФИО1 считается приступившей к работа с 20.09.2017 года в режиме полного рабочего времени.

20 апреля 2018 года заместителем председателя Контрольно-счетной палатой Тверской области ФИО3 в отношении должностного лица - главного специалиста-эксперта Архивного отдела Тверской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что должностным лицом 02 марта 2018 года совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи от 01 июня 2018 года главный специалист-эксперт Архивного отдела Тверской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 10000 рублей.

Мировой судья, проанализировав нормы ст. 1, ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 29, ст. 162, ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришла к выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения.

Действия должностного лица квалифицированы по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Из постановления следует, что вина должностного лица в совершении административного правонарушения, подтверждается представленными материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от 20.04.2018 года; копией Акта по результатам внешней проверки бюджетной отчетности Архивного отдела Тверской области от 10.04.2018 года; объяснительной запиской ФИО1 от 20.04.2018 года; копией Должностного регламента государственного гражданского служащего, утвержденного 2.09.2017 года; копией Приказа Архивного отдела Тверской области о назначении ФИО1 на должность главного специалиста-эксперта Архивного отдела Тверской области от 01.01.2009 года ; копией Приказа Архивного отдела Тверской области от 20.09.2017 года; копией сопроводительного письма Начальника Архивного отдела Тверской области от 28.02.2018 года о предоставлении бюджетной отчетности за 2017 год; копией сопроводительного письма начальника Архивного отдела Тверской области от 15.03.2018 года о предоставлении справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), а также баланса главного распорядителя (ф. 0503130); справки по заключению счетов бюджетного учета (ф. 0503110); отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); пояснительной записки (ф. 0503160); сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168); копией справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); копией сопроводительного письма директора ГКУ «Государственный Архив Тверской области» от 02.02.2018 года о предоставлении бюджетной отчетности за 2017 год; копией сопроводительного письма директора ГКУ «Государственный Архив Тверской области» от 14.03.2018 года о предоставлении в дополнение к бюджетной отчетности за 2017 год справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); копией объяснений директора ГКУ «Государственный Архив Тверской области» от 16.04.2018 года; копией приказа начальника Архивного отдела Тверской области от 12.04.2018 года Об усилении контроля за ведением бухгалтерского (бюджетного) учета; копией сопроводительного письма Первого заместителем Министра Имущественных и земельных отношений Тверской области от 30.06.2017 года; копией Распоряжения от 30.06.2017 года; копией письма Министерства Имущественных и земельных отношений Тверской области от 28.07.2017; копией накладной ; копией сопроводительного письма директора ГКУ «Государственный Архив Тверской области» от 01.08.2017 года .

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Архивным отделом Тверской области 28.02.2018 года представлена в Контрольно-счетную палату Тверской области бюджетная отчетность за 2017 год.

Письмом директора ГКУ «Государственный Архив Тверской области» от 01.08.2017 года в адрес Архивного отдела Тверской области направлена справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), которая согласно отметке штампа входящей корреспонденции поступила в Архивный отдел Тверской области 15 марта 2018 года. В этот же день, 15 марта 2018 года справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), входящая в состав годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, представлена в Контрольно-счетную палату Тверской области (письмо Архивного отдела Тверской области от 15.03.2018 г. ).

В ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, как наличия умысла на совершение должностным лицом действий, направленных на несвоевременное представление бюджетной отчетности (справка по консолидируемым расчетам Архивного отдела Тверской области (ф. 0503125)), так и доказательств ненадлежащего исполнения должностным лицом своих должностных обязанностей, в следствие которых бюджетная отчетность (ф. 0503125) представлена несвоевременно.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материалами дела подтверждено, что действия должностного лица не носили умышленный характер и не имели своей целью несвоевременное предоставление бюджетной отчетности, так как достоверно установлено, что справка по консолидируемым расчетам, подлежащая включению в состав годовой бюджетной отчетности поступила должностному лицу только 15 марта 2018 года, то есть уже после истечения установленного законом срока.

Доказательств вины должностного лица в совершении административного правонарушения в виду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, так же в материалах дела не имеется и при рассмотрении дела не установлено.

При этом судья учитывает, что в соответствии с п. 2 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 года № 193 внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности). При этом внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и получателя средств бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.

Из представленных должностным лицом материалов следует, что при осуществлении внутреннего финансового контроля за период 3 квартал 2017 года и 2017 год нарушений не выявлено, что следует из содержания карт внутреннего контроля и пояснительных записок за соответствующие периоды, а так же сведений и материалов, представленных должностному лицу для проведения контрольного мероприятия, из которых не усматривается, что главному специалисту-эксперту Архивного отдела Тверской области ФИО1 предоставлялись сведения (накладная) о передаче книги ГКУ Тверской области «Государственный архив Тверской области».

Из информации архива следует, что накладная на отпуск подарочной книги –альбома «Святой благоверный великий князь ФИО4» передана в бухгалтерию архива только 06 марта 2018 года.

Приказом начальника Архивного отдела Тверской области от 12.04.2018 года «Об усилении контроля за ведением бухгалтерского (бюджетного) учета» директору ГКУ Тверской области «Государственный архив Тверской области» приказано принять меры по недопущению нарушений и их последствий при ведении бухгалтерского учета, в том числе при составлении и сдачи бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

При этом, доказательств того каким образом должностное лицо ФИО1 должна была установить в период 2017 г. – 02.2018 г. наличие представленной только 06 марта 2018 года в бухгалтерию подведомственного учреждения накладной, материалы дела не содержат.

Таким образом, должностным лицом были предприняты все действия для своевременного представления бюджетной отчетности.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного несвоевременное предоставление бюджетной отчетности 15 марта 2015 года произошло как ни вследствие умышленных действий (бездействий) должностного лица, так и не в результате ненадлежащего осуществления должностных обязанностей ФИО1 при организации внутреннего финансового контроля.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах ФИО1 не может нести ответственность за несвоевременное предоставление в Контрольно-счетную палату Тверской области справки по консолидируемым расчетам Архивного отдела Тверской области (ф. 0503125), вследствие чего отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г. Твери Владимировой Л.Н. от 01 июня 2018 года подлежит отмене, а производство по настоящему делу в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях главного специалиста-эксперта Архивного отдела Тверской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г. Твери Владимировой Л.Н. от 01 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного специалиста-эксперта Архивного отдела Тверской области ФИО1 - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья подпись С.О. Грачева