ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-500/2021 от 22.06.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 июня 2021 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу начальника Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» Ежкова Александра Валентиновича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на постановление заместителя руководителя УФАС по Хабаровскому краю Ребус Л.В. №8-04/145 от 22.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 22.01.2021 начальник КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» Ежков А.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Полагая данное постановление незаконным, Ежков А.В. обратился в суд с жалобой, указав на право осуществлять закупку в соответствии Федеральным Законом №223-ФЗ и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд авиабазы; случаи применения Закона №44-ФЗ к правоотношениям в области закупки товаров, работ и услуг с участием автономных учреждений указаны в частях 4 и 6 статьи 15 Закона №44-ФЗ, согласно которым правоотношения по закупкам государственного автономного учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, не являются предметом регулирования Закона №44-ФЗ; при закупках, осуществляемых субъектами, указанными в Законе №223-ФЗ, стороны выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений; различные цели действия законов №223-ФЗ и 44-ФЗ и принципы осуществления закупок определяют особенности регулирования отношений, возникших при применении этих законов, а также правовые последствия несоблюдения субъектами закупок их требований; Закон №44-ФЗ не содержит определений понятий «государственные нужды», «федеральные нужды», «муниципальные нужды» и, соответственно, не разграничивают эти понятия; Бюджетный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон №44-ФЗ, также не раскрывают этих понятий; в этой связи, части 1 и 2 ст.1 Закона №44-ФЗ применяются во взаимосвязи со ст.ст.3,15 и ч.ч.4,6 ст.15 указанного закона; КГСАУ «ДВ авиабаза» как автономное учреждение осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд учреждения, утв. Наблюдательным советом Учреждения, протокол заочного голосования №8 от 24.12.2018; указанное Положение о закупках размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru; не признанный недействительным действующий договор от 03.04.2020 №61 субаренды бульдозера с экипажем заключен с единственным субарендодателем в целях самостоятельного выполнения КГСАУ лесохозяйственных работ за счет приносящей доход деятельности в соответствии с Положением; такой способ закупки в Положении предусмотрен, порядок закупки соблюден; Управление лесами и в настоящее время Комитет лесного хозяйства в 2020 году обязаны в соответствии с ч.4 ст.19 Лесного кодекса РФ реализовывать функцию органа государственной власти, как государственного заказчика - осуществлять для удовлетворения государственных нужд субъекта РФ - Хабаровского края закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ при отсутствии выданного подведомственному автономному учреждению государственного задания на эти работы; эти положения закреплены в п.3.51 Положения об управлении лесами, а также в п.3.51 Положения о комитете лесного хозяйства; Управление лесами выдало на 2020 год государственное задание на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и учреждение самостоятельно выполняет эти работы, в связи с чем, у Управления лесами, как у государственного заказчика, отсутствовали основания для объявления закупки по закону №44-ФЗ работ по обнаружению и тушению лесных пожаров для удовлетворения государственных нужд края; Авиабаза как хозяйствующий субъект и заказчик по Закону №223- ФЗ осуществило закупку у ИП Рябова М.М. по договору №61 для удовлетворения собственных нужд в целях самостоятельного выполнения работ, предусмотренных госзаданием; закупка за счет средств субсидии на выполнение государственного задания авиационных услуг для выполнения авиабазой, автономным учреждением, лесоавиационных работ не указана в исчерпывающих случаях, предусмотренных частями 4 и 6 статьи 15 Федерального закона №44-ФЗ, когда автономное учреждение обязано проводить закупки в соответствии с положениями Закона №44-ФЗ; авиабаза не может быть государственным заказчиком (заказчиком) по Закону №44-ФЗ, так как их определения императивно предусмотрены статьей 3 Закона №44-ФЗ, даже в случаях, предусмотренных ч.4 и ч.6 ст.15 Закона №44-ФЗ; автономное учреждение не указано в перечне лиц, являющихся государственными заказчиками и заказчиками, согласно п.п.5,7 ч.1 ст.3 Закона №44-ФЗ; орган государственной власти субъекта РФ является государственным заказчиком по Закону №44-ФЗ в силу прямого указания в Законе №44-ФЗ и, соответственно, осуществляет закупки, заключает государственные контракты от имени субъекта РФ в соответствии с Законом №44-ФЗ в целях реализации своих функций органа государственной власти, т.е. для удовлетворения государственных нужд; автономное учреждение не является государственным заказчиком и заказчиком по Закону №44-ФЗ, является заказчиком по Закону №223-Ф3 в силу прямого указания в Законе №223-Ф3 (п.1 ч.2 ст.1) и осуществляет закупки, заключает договоры от своего имени в соответствии с данным Законом и утвержденным Положением о закупках; из государственных (муниципальных) учреждений осуществлять закупки в соответствии с Законом №44-ФЗ для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд и заключать государственные (муниципальные) контракты от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования могут только государственные (муниципальные) казенные учреждения, за исключением единственного случая, предусмотренного ч.6 ст.15 Закона №44-ФЗ, когда бюджетное или автономное учреждение, не являющиеся государственными (муниципальными) заказчиками, могут заключать государственные контракты в соответствии с Законом №44-ФЗ от лица органа государственной власти (органа местного самоуправления); на орган государственной власти субъекта РФ либо государственное казенное учреждение субъекта РФ может быть возложено осуществление полномочий на осуществление закупок в соответствии с Законом №44-ФЗ для нужд органов власти края, казенных и бюджетных учреждений края (ч.3 ст.26 Закона №44-ФЗ); в Хабаровском крае такие полномочия возложены на Комитет государственного заказа (п.1.1 Положения о комитете государственного заказа); на бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ возложение осуществления таких полномочий законодательно не предусмотрено; КГСАУ «ДВ авиабаза» не является органом государственной власти, казенным, бюджетным учреждением, и не относится к лицам, указанным в пунктах 5 и 7 части 1 статьи 3 Закона №44-ФЗ, и, в соответствии со ст.2 Закона №174-ФЗ не создано для осуществления закупок в целях удовлетворения государственных нужд (нужд государственного органа, в том числе органа государственной власти); автономное учреждение по смыслу ч.2 ст.1 Закона №223-Ф3, ст.2 Закона №174-ФЗ уполномочено производить закупки товаров, работ, услуг, необходимые для обеспечения нужд самого автономного учреждения, то есть для удовлетворения потребностей самого учреждения, необходимых для выполнения работ, предусмотренных государственным заданием, а не для реализации функций государственных органов (в том числе органов государственной власти); учитывая положения законодательства, отсутствует законная возможность наделять автономные учреждения полномочиями по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (нужд государственных органов, в том числе органов государственной власти); осуществление (делегирование) полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления автономным учреждениям возможно исключительно в рамках ст.2 Закона №174-ФЗ; делегирование иных функций (полномочий) автономным учреждениям приведет к нарушению ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции (письмо ФАС России от 12.03.2014 №АД/8919/14 «О направлении разъяснений и обзора судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта»). Устав не запрещает учреждению в целях самостоятельного им выполнения государственного задания арендовать лесозаготовительную и лесохозяйственную технику за счет средств от приносящей доход деятельности.

В письменном отзыве и дополнении к нему представитель ФАС Черевко И.Н. полагает оспариваемое постановление законным.

В дополнениях к жалобе защитником Любякиным П.А. указано: вывод административного органа о том, что учреждение продало лесные насаждения ИП Рябову М.М. не соответствует действительности, доказательств этому не имеется; вопрос о реализации древесины не был предметом при вынесении постановления; учреждение не осуществляло заготовку древесины и не реализовывало по причине отсутствия; учреждение самостоятельно осуществляло заготовку древесины; договор не является подрядным, субаренда оплачена за счет средств приносящей доход деятельности; начальник авиабазы принял решение об осуществлении санитарных рубок механизированным способом с использованием современных механизмов, применение которых позволяет существенно сократить время выполнения санитарных рубок; договор заключен с единственным субарендодателем, такой способ закупки предусмотрен положением; административный орган ошибочно полагает учреждение не имеет право осуществлять заготовку и продажу древесины, заготовленной в ходе санитарных рубок; авиабаза абсолютно на законных основаниях вправе осуществлять такие виды деятельности, не являющиеся основными.

Ежков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен в установленном законом порядке.

Защитник Любякин П.А. в судебном заседании доводы жалобы и дополнения к ней поддержал в полном объеме, дал пояснения по их существу.

Заместитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Стерликов Е.В. и представитель УФАС Черевко И.Н. в судебном заседании настаивают на законности оспариваемого постановления.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника, прокурора, должностное лицо ФАС, суд приходит к следующему.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013г. № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договоров аренды техники для выполнения мероприятий государственного задания, утвержденного на 2020 год, по сплошным санитарно-оздоровительным мероприятиям.

В ходе проверки установлено, что на основании Государственного задания на 2020 г., плановые 2020-2021 гг., утв. распоряжением управления лесами Правительства Хабаровского края от 24.12.2019 №785-р, Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» переданы лесные насаждения для сплошной санитарной рубки погибших и поврежденных насаждений в Амгуньском лесничестве Средне - Амгуньского участкового лесничества на площади 69,4 га.

В целях реализации договора купли-продажи лесных насаждений, направленного на выполнение мероприятий, установленных госзаданием, Учреждением под руководством Ежкова АВ. 03.04.2020 заключен договор субаренды бульдозера с экипажем №61 с индивидуальным предпринимателем Рябовым М.М. для проведения лесозаготовительных работ для нужд КГСАУ «ДВ авиабаза», на территории Солнечного района, Амгуньского лесничества, Средне-Амгуньского участкового лесничества по цене 1 696 680 рублей путем проведения закупки у единственного исполнителя. Руководителем Учреждения Ежковым А.В. нарушены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, выразившееся в том, что договор субаренды спецтехники с экипажем от 03.04.2020 №61 с индивидуальным предпринимателем Рябовым М.М. для проведения лесозаготовительных работ заключен без соблюдения требований Федерального закона №44-ФЗ.

Усмотрев в действиях должностного лица КГСАУ «ДВ авиабаза» нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг, предусмотренного Федеральным законом № 44-ФЗ, Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором 30.10.2020 в отношении Ежкова А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

22.01.2021 заместителем руководителя Хабаровского УФАС начальник КГСАУ Ежков А.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке.

Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в осуществлении закупки товаров, работ, услуг без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, когда соблюдение такого порядка является обязательным.

Федеральный закон №44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Перечень случаев не применения Федерального закона установлен ч.2 ст.1 Федерального закона №44-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона №44-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии со ст.24 Федерального закона №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с указанным Кодексом лицами.

Согласно ч.1 ст.29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины; положениям главы 3.1 ЛК РФ - санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, являются видом мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, относятся к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов (п.2 ч.1 ст.60.7, п.4 ч.1 ст.60.3, ч.1 ст.60.2 ЛК РФ).

Таким образом, положения Лесного Кодекса РФ предусматривают проведение рубки лесных насаждений либо в рамках заготовки древесины при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии со ст.29 ЛК РФ, либо путем выполнения работ в рамках осуществления мероприятий по охране и защите лесов в порядке ст.19 ЛК РФ.

Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 №162-пр «Об утверждении Положения о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края» является правопреемником Управления лесами Правительства края.

Исходя из положения п. 7 ст. 26.3 Федерального закона 06.10.1999 №184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частей 2, 3, пункта 1 ч.1 ст.82 ЛК РФ, пунктов 1.1, 1.5 Положения, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться Комитетом путем проведения закупок данных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также специально созданными ими государственными автономными учреждениями, подведомственными Комитету, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ЛК РФ, на основании соответствующего государственного задания.

В силу ч.4 ст.19 ЛК РФ, закупка вышеуказанных услуг и работ по договору проведена согласно положениям Федерального Закона №223-ФЗ, применение которого при проведении закупки для удовлетворения государственных нужд недопустимо.

КГСАУ «ДВ авиабаза» создано Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.02.2011 № 32-пр «Об автономных учреждениях Хабаровского края» на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от 28.12.2011 №836-рп «О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов».

В соответствии с п.п.1.3, 2.2 Устава, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, п.1.6 Устава - учредителемявляется Хабаровский край; органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является Управление, в настоящее время – Комитет, п.2.12 Устава - Учреждение выполняет государственное задание, установленное Учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными Уставом к основной деятельности.

На основании ч.1 ст.4 Федерального Закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

В соответствии с ч.2.1 ст.4 ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания. Аналогичные положения содержатся в п.3.7 Устава КГСАУ «ДВ авиабаза».

Согласно п.4 ст.69.2 БК РФ, финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

На основании ч.ч.4, 5 ст.19 ЛК РФ - в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом с одновременной продажей лесных насаждений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с включением в контракт на выполнение данных работ условия о купле-продаже лесных насаждений.

Федеральный закон №44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в частности, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исходя из положений ст.8 Закона №44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению Конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

По смыслу приведенного правового регулирования, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого автономное учреждение не вправе отказаться.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьи 1 Закона №223-Ф3 определен круг лиц, на которых распространяются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке работ, услуг, установленные данным законом. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона 223-ФЗ настоящий закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе бюджетным учреждениям при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок: а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения; в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Федеральный Закон №223-Ф3 определяет порядок закупок для нужд самих автономных учреждений. В тех же случаях, когда автономные учреждения выступают государственными заказчиками в силу наделения их соответствующими полномочиями государственными органами и производят закупки для удовлетворения государственных нужд, Закон №223-Ф3 не подлежит применению.

В таких случаях автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в ст.24 Закона №44-ФЗ, то есть на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений, а у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) только в определенных законом случаях.

Из вышеуказанных норм следует, что Учреждению при выполнении мероприятий по реализации Госзадания необходимо руководствоваться положениями Федерального закона №44-ФЗ, в том числе положениями ст.ст.6, 8, 24 путем организации и проведения аукциона, основываясь на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции, принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок, создавая равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Применительно к осуществлению санитарной рубки лесных насаждений в рамках осуществления Госзадания с последующей ее реализацией исполнителю, КГСАУ «ДВ авиабаза» нарушен порядок заключения соответствующих договоров, поскольку при их заключении положения лесного законодательства и Федерального закона №44-ФЗ о проведении соответствующих конкурсных процедур не соблюдены, так как продажа лесных насаждений ИП Рябовым М.М., непосредственно осуществившему заготовку древесины, могла быть осуществлена лишь в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, в том числе, на основании соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений, заключенному на торгах, плата по которому производится в соответствии с положениями ст.76 ЛК РФ.

Заключенный договор №61 от 03.04.2020 по правилам Федерального закона № 223-ФЗ между Учреждением под руководством Ежкова А.В. и ИП Рябовым М.М. противоречит ч.4 ст.19 ЛК РФ, согласно которой в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Заключение договора от 03.04.2020 №61 по выполнению мероприятий Госзадания без соблюдения процедуры, предусмотренной нормами Федерального Закона № 44-ФЗ, свидетельствует о предоставлении исполнителю по договору преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), о том, что указанный договор не соответствует требованиям ч.ч.1 и 4 ст.19 ЛК РФ.

Следовательно, в действиях руководителя КГСАУ «ДВ-авиабаза» Ежкова А.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства правонарушения и вина Ежкова А.В. подтверждаются материалами дела, в том числе постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.10.2020, договором субаренды бульдозера с экипажем №61 от 03.04.2020, приказом от 29.01.2018 о назначении Ежкова А.В. на должность; Уставом КГСАУ; договором №01-11 от 20.02.2020; договором №01-14 от 27.04.2020.

По указанным основаниям доводы защиты, сводящиеся к правомерности действий Ежкова А.В. по осуществлению Учреждением закупки по Федеральному закону №223-ФЗ, отклоняются судом.

Доводы автора жалобы об отсутствии на балансе организации бульдозера, на возможность с его помощью сократить время выполнения санитарных рубок, предложение его по меньшей стоимости, не свидетельствуют об отсутствии вины Ежкова А.В. и не освобождают его от административной ответственности за совершенное деяние.

В соответствии с пунктами 1.3, 2.2. Устава, КГСАУ является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок, для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, защиты от вредных организмов, осуществления авиационных и наземных работ по охране и защите лесов, выполнения мероприятий по воспроизводству лесов.

Учреждение кроме деятельности, осуществляемой в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, по своему усмотрению вправе оказать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях в порядке, установленными Федеральными Законами (п.2.10 Устава).

По пункту 2.11 Устава - Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность поскольку, постольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его Уставе. Доходы от такой деятельности и приобретенное имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и используется им для достижения целей п.2.3 Устава (выполнение работ по тушению пожаров и осуществление мер пожарной безопасности в лесах; выполнение мероприятий по защите и воспроизводству лесов).

Следовательно, КГСАУ «ДВ авиабаза» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов государственной власти, при этом, одним из основных видов деятельности является осуществление наземных работ по охране и защите лесов, выполнение мероприятий по воспроизводству лесов.

Принимая во внимание, что в Уставе в основных видах деятельности юридического лица под руководством Ежкова А.В. деятельность по рубке и заготовке древесины как вид предпринимательской деятельности отсутствует, санитарные рубки при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий по защите лесов могут производиться в целях реализации положений ст.19 ЛК РФ и в строго установленном федеральным законодательством порядке.

В силу ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом Управления лесами от 29.01.2018 № 19пк на должность начальника КГСАУ «ДВ авиабаза» назначен Ежков Александр Валентинович.

На основании Устава, начальник КГСАУ «ДВ авиабаза» осуществляет непосредственное управление, текущее руководство деятельностью Учреждения, по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к его компетенции, действует на принципах единоначалия, действует без доверенности от имени Учреждения, представляет интересы во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях, организациях, предприятиях.

Являясь руководителем КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», Ежков А.В. обосновано привлечен к административной ответственности по ст.7.32.3 ч.3 КоАП РФ за нарушение Федерального Закона о контрактной системе.

Дело рассмотрено и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9,24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

При проверке законности и обоснованности постановления существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено.

При принятии решения суд учитывает вступление 16.06.2021 в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 21.04.2021, которым договор №61 от 03.04.2020, заключенный между Краевым государственным специализированным автономным учреждением «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» и индивидуальным предпринимателем Рябовым М.М. признан недействительным.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя УФАС по Хабаровскому краю Ребус Л.В. №8-04/145 от 22.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» Ежкова Александра Валентиновича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Ткаченко Е.С.