ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-500/2021 от 27.10.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Прокопьева И.Г. УИД 39RS0011-01-2021-001552-76

РЕШЕНИЕ

Судья Калининградского областного суда Гарматовская Ю.В.,

при секретаре Журавлёвой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя главы администрации МО «Зеленоградский городской округ» ФИО1 – ФИО2 на определение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 30 августа 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Представитель главы администрации МО «Зеленоградский городской округ» ФИО1 – ФИО2 обратился в суд с жалобой на протокол № 039/04/7.30-779/2021 от 05.08.2021, составленный в отношении главы администрации МО «Зеленоградский городской округ» ФИО1 главным специалистом-экспертом правового отдела Управления Федеральной антимонопольной службы Калининградской области ФИО3

Определением судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 30 августа 2021 года названная жалоба возвращена заявителю со ссылкой на то, что обжалование протокола об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено.

Не согласившись с данным определением судьи, представитель главы администрации МО «Зеленоградский городской округ» ФИО1 – ФИО2 обратился в Калининградский областной суд с жалобой, в которой просит названное определение судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.

ФИО1, его представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не представили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что определение судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Возвращая жалобу на протокол об административном правонарушении, судья районного суда указал в определении на то, что нормами КоАП РФ обжалование протокола об административном правонарушении не предусмотрено.

В силу ст. 30.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, или же непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (части 1 и 3).

Согласно ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Материалы дела об административном правонарушении представляются с целью выяснения судьей обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также исключающих производство по делу и направление жалобы со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности. Отсутствие соответствующих материалов, исходя из содержания ст. 30.4 КоАП РФ, препятствует рассмотрению по существу жалобы на постановление и решение должностного лица по делу об административном правонарушении.

Следовательно, по смыслу названной статьи, лицо, обращающееся с жалобой, должно также представить материалы, необходимые для разрешения указанных вопросов, в частности, копию обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.

Указанная позиция также отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013 г. № 777-О и Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 г.

В жалобе, поданной представителем главы администрации МО «Зеленоградский городской округ» ФИО1 – ФИО2 ставился вопрос об отмене протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем, обжалование протоколов об административном правонарушении действующим законодательством не предусмотрено.

По смыслу положений ст. 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной базы, а сам протокол, как доказательство по делу об административном правонарушении, исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Составление протокола не оканчивает производство по делу об административном правонарушении, и последний не порождает правовых последствий непосредственно для заявителя.

Кроме того, применительно к правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 696-О, само по себе отсутствие возможности самостоятельного обжалования протокола об административном правонарушении не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав заявителя.

Доводы автора жалобы о нарушении прав и законных интересов ФИО1 как лица, привлекаемого к административной ответственности, не могут быть приняты во внимание, поскольку протокол об административном правонарушении не подлежит самостоятельному обжалованию.

При этом лицо, привлеченное к административной ответственности, не лишено права возражать против установленных в протоколе обстоятельств путем подачи жалобы на состоявшиеся по делу постановления о привлечении к административной ответственности.

Учитывая, что при подаче жалобы оспаривалась законность протокола об административном правонарушении, указанное обстоятельство являлось безусловным основанием для возврата жалобы заявителя.

С учетом изложенного, обжалуемое определение является законным и обоснованным, основании к его отмене - не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 29.12, 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

определение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 30 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Гарматовская Ю.В.