К делу №12-501/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 сентября 2020 года Первомайский районный суд г.Краснодара в составе
председательствующего судьи Медоевой Е.Н.
присекретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ФИО4 на постановление УФАС России по Краснодарскому краю от 14.07.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.6 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Русская компания» Моховой О.Г,
УСТАНОВИЛ:
директор ООО «Русская компания» ФИО4 обратилась в Первомайский районный суд г.Краснодара с жалобой на постановление УФАС России по Краснодарскому краю от 14.07.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.6 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Русская компания» Моховой О.Г, которым производство по делу было прекращено.
В обоснование жалобы указано, что ООО «Русская компания» ФИО4 нормы действующего законодательства не нарушала. Оснований для привлечения должностного лица ООО «Русская компания» к административной ответственности нет.
На основании изложенного, просит призанять постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от 14.07.2020г. вынесенное Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю незаконным и отменить его.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО5 на удовлетворении жалобы настаивал в полном объеме.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 26.2, ст. 26.11 КоАП РФ лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых производится после всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, организатору торгов - ООО «Русская компания» выдано предписание № о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов, а именно: отменить протокол рассмотрения заявок № от 07.06.2019г., рассмотреть заявки с учетом решения от 24.06.2019 №.
Кроме того, Организатору торгов в соответствии с предписанием Краснодарского УФАС России № от 24.06.2019 необходимо в срок до 17 сентября 2019 года представить в Краснодарское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
17 сентября 2019 года Краснодарским УФАС России получена информация от ООО «Русская компания» о том, что предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов обжалуется Обществом в Арбитражном суде Краснодарского края.
Определением Арбитражного суда краснодарского края от 08.10.2019 по делу №А32-42544/2019 ходатайство ООО «Русская компания» о принятии обеспечительных мер удовлетворено частично.
Постановлением УФАС о наложении штрафа об административном правонарушении № ООО «Русская компания» привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания № от 24.06.2019 в установленный срок, а именно до 13.09.2019г.
Определением Краснодарского УфАС России от 17.10.2019г. о новых сроках исполнения предписания № от 24.06.2019 установлены новые сроки исполнения предписания до 20.02.2020г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края №А3242544/2019 от 29.01.2020г. ООО «Русская компания» в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд указал, что определение о продлении срока для устранения предписанных требований не нарушает права и законные интересы заявителя. Кроме того, определением суда от 08.10.2019 действие предписания от 24.06.2019 № 30-247-Т/2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, вынесенного на основании принятого Комиссией УФАС по Краснодарскому краю решения от 24.06.2019 № по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по настоящему делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Русская компания» обжаловало его в апелляционном порядке.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020г. по делу №А32-42544/2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Определением Краснодарского УФАС России от 08.06.2020 о возбуждении дела и проведении административного расследования в отношении директора ООО «Русская компания» ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении № и сообщено о том, что составление административного протокола назначено - на 30.06.2020 16.30.
30.06.2020 в отношении директора ООО «Русская компания» составлен протокол по делу об административном правонарушении №.
Согласно постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № директор ООО «Русская компания» ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2.6 ст. 19.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8000 (восемь тысяч) рублей.
Постановлением Арбитражного суда Северо-кавказского округа кассационной инстанции № А32-42544/2019 от 25.08.2020г. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по делу об № А32-42544/2019 отменено. Решение УФАС по Краснодарскому краю от 24.06.2019 №, предписание от 24.06.2019 № и определения от 17.10.2019 об установлении новых сроков исполнения предписания от 24.06.2019 №-Т/2019 признаны недействительными.
Как видно из материалов дела, ФИО6 обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия общества по проведению торгов по реализации имущества ФИО7, ФИО8, ФИО9, СКПК «Источник» (извещение опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru). В обращении ФИО6 сослался на неправомерный отказ организатора торгов в допуске к участию в торгах.
Решением управления от 24.06.2019 № жалоба ФИО6 признана необоснованной, обществу выдано предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов от 24.06.2019 №, а именно: в срок до 13.09.2019 отменить протокол рассмотрения заявок от 07.06.2019 №аз и итоговый протокол от 11.06.2019 №; рассмотреть заявки с учетом решения от 24.06.2019 №. Представить письменное подтверждение исполнения настоящего предписания в срок до 17.09.2019 в антимонопольный орган. Определением от 17.10.2019 антимонопольный орган установил новый срок исполнения предписания от 24.06.2019 № - до 20.02.2020. Антимонопольный орган установил, что в составе заявки ИП главы КФХ ФИО1 представлена незаверенная копия электронной выписки из ЕГРИП на бумажном носителе. Распечатанная (на бумажном носителе) выписка из ЕГРИП не может приравниваться к электронному документу, подписанному электронной подписью. Выписка из ЕГРИП на бумажном носителе должна быть подписана собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверена печатью налогового органа. Учитывая изложенное, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что участником торгов ИП главы КФХ ФИО1ФИО3 не выполнены требования, установленные организатором торгов в извещении. Организатору торгов следовало отказать в допуске такого участника к торгам.
В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. В соответствии с правилами указанной статьи Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством.
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Извещением от 15.05.2019 № установлен перечень требуемых для участия в аукционе документов и требования к их оформлению: заявка по утвержденной организатором торгов форме; предложение заявителя по цене имущества, напечатанное на машинописной технике цифрами и прописью (ФИО заявителя, № лота, дата торгов, предложение цены), запечатанное в отдельный конверт; платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение претендентом задатка; заверенная копия ИНН заявителя; доверенность, выданная лицу, уполномоченному действовать от имени заявителя при подаче заявки на участие в аукционе; заверенная копия основного документа удостоверяющего личность - физического лица, а также представителя заявителя в случае подачи документов от имени заявителя; заверенная копия основного документа удостоверяющего личность - индивидуального предпринимателя, а также представителя заявителя в случае подачи документов от имени заявителя; заверенная копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная не более чем за 4 месяца до даты подачи заявки на участие в торгах; справка об отсутствии задолженности по налогам индивидуального предпринимателя; заверенная копия основного документа удостоверяющего личность уполномоченного представителя заявителя - юридического лица; заверенная копия учредительных документов; заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на налоговый учет; заверенные копии документов о внесении изменений к учредительным документам заявителя; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не более чем за 4 месяца до даты подачи заявки на участие в торгах; бухгалтерский баланс заявителя на последнюю отчетную дату с отметкой о предоставлении в налоговый орган; заверенные копии документов, подтверждающие полномочия должностных лиц и органов управления заявителя - для юридических лиц; решение соответствующего органа управления о приобретении указанного имущества, если необходимость такого согласия предусмотрена учредительными документами претендента, либо справку об отсутствии необходимости одобрения сделки для данного общества; письменное подтверждение соответствия заявителя участнику торгов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации при приобретении недвижимого имущества предоставляется нотариально удостоверенное согласие супруга(и), полные банковские реквизиты заявителя; иные документы, необходимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; опись всех представленных документов (в двух экземплярах) в свободной форме.
Установлено, что приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2015 № 5н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - регламент № 5н).
Разделом II регламента № 5н утвержден Стандарт предоставления государственной услуги. В силу пункта 17 регламента № 5н результатом предоставления государственной услуги являются, в том числе: выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; выписка в электронном виде о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (в случае предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы.
Таким образом, юридическое лицо вправе получить выписку из ЕГРЮЛ в налоговом органе на бумажном носителе, а также в электронной форме.
В соответствии с пунктом 92 регламента № 5н предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде осуществляется: с использованием Интернет технологий - посредством установления доступа к разделу официального сайта Федеральной налоговой службы, на котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; с использованием Интернет-сервиса уполномоченного государственного органа - в виде выписки о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.
В силу пункта 107 регламента № 5н в случае, если при проведении проверки, указанной в пункте 105 названного регламента, не выявлено оснований, предусмотренных пунктом 31 регламента, осуществляется формирование выписки в электронном виде с электронной подписью. В соответствии с пунктом 108 регламента № 5н предоставление выписки с использованием Интернет-сервиса в электронном виде осуществляется путем предоставления заявителю ссылки для скачивания выписки, упомянутой в пункте 107 регламента. Выписка предоставляется заявителю непосредственно при переходе по указанной ссылке.
Таким образом, на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет» доступно получение выписки из ЕГРЮЛ. Представленная информация исходит от уполномоченного государственного органа, что свидетельствует о достоверности и легитимности содержащихся в такой выписке сведений.
Отклонение заявки участника на основании представления им обозначенного документа, но не заверенного нотариусом и (или) самим налоговым органом, в данном случае явно противоречит обычаям делового оборота.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно. В этой связи на сайте ФНС России реализован сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки.
В силу частей 1, 2 и 3 статьи 6 Закона об электронной подписи информации электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признаете я электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходим ест; составления документа исключительно на бумажном носителе. Информация в электронной форчее подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. В силу положений Закона об электронной подписи, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью (пункты 1 и 3 статьи 6 Закона об электронной подписи).
Исходя из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (часть 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленной выписки у общества не имелось.
Положения Закона о контрактной системе, связанные с предоставлением выписки из ЕГРЮЛ в определенном виде, направлены на недопущение включения в состав заявки участника закупки документа с недостоверными сведениями, чего в данном случае не доказано. Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ получена путем, официально определенным регулирующим органом.
Аналогичная правовая позиция соответствует практике рассмотрения подобных дел, в том числе и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 № 306-КГ18-13540, от 21.11.2018 № 305-КГ-18-20106. При таких обстоятельствах у общества отсутствовали основания для отклонения заявки ИП главы КФХ ФИО1ФИО3.
На основании вышеизложенного, суд считает постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от 14.07.2020г., вынесенное Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку является производным от решения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по делу об № А32-42544/2019, решения УФАС по Краснодарскому краю от 24.06.2019 №, предписания от 24.06.2019 № и определения от 17.10.2019 об установлении новых сроков исполнения предписания от 24.06.2019 №, отмененные и признанные недействительными постановлением Арбитражного суда Северо-кавказского округа кассационной инстанции № от 25.08.2020г.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона
В силу ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч.2,4 ст.1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление № от 14.07.2020г., вынесенное Врио руководителя УФАС по Краснодарскому краю, в отношении директора ООО «Русская компания» ФИО4. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу директора ООО «Русская компания» Моховой О.Г удовлетворить.
Постановление № от 14.07.2020г., вынесенное Врио руководителя УФАС по Краснодарскому краю, в отношении директора ООО «Русская компания» ФИО4. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Русская компания» Моховой О.Г – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Первомайского районного суда города Краснодар п Медоева Е.Н.