ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-501/2021 от 31.01.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Кутушова Ю.В. Дело № 12-53/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск 31 января 2022 года

Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу Абаринова Сергея Николаевича на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 29 ноября 2021 года должностное лицо - министр природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Абаринов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Абаринов С.Н. просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В обоснование указывает, что несвоевременная отправка письма Министерства в адрес контрольно-счетной палаты Мурманской области связана с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей секретарями- делопроизводителями ГОБУ «Управление по обеспечению деятельности Правительства Мурманской области».

Полагает, что он не может осуществлять контроль за деятельностью сотрудников, не относящихся к составу Министерства и нести ответственность за ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей.

Считает, что в нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей не рассматривался вопрос о законности выданного представления контрольно-счетной палаты Мурманской области, принимая во внимание, что пункты 1 и 2 представления оспорены в Арбитражный суд Мурманской области.

По мнению заявителя, при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом контрольно-счетной палаты Мурманской области допущены существенные процессуальные нарушения, которые выразились в том, что защитник не был ознакомлен со своими правами; Абаринов С.Н. не уведомлен о новом времени и месте составления протокола после разрешения ходатайства об отводе, копия протокола об административном правонарушении Абаринову С.Н. не направлялась.

Ссылаясь на судебную практику и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, считает, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.

Абаринов С.Н., представитель административного органа, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствовало рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Лойка Н.И., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (часть 3.1).

Согласно статье 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).

Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам.

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах.

Невыполнение представления или предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (части 2,3,7 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ).

Как следует из материалов дела, председателем Контрольно-счетной палаты Мурманской области по результатам проведенной проверки по результативности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2017-2020 годах на создание, развитие и поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств в Мурманской области, в адрес Министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области 17 июня 2021 года направлено представление №*. Указанное представление получено Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области 25 июня 2021 года.

Из содержания представления следует, что Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области обязано принять меры по возврату в областной бюджет средства: ИП главой КФХ Ж.В.Ф. В.Ф. гранта на поддержку начинающих фермеров в суме 270,0 тыс. рублей; ИП главой КФХ З.А.Г. А.Г. гранта на поддержку начинающих фермеров в сумме 270,0 тыс. рублей; ИП главой КФХ Г.К.А. К.А. субсидии на поддержку звероводства в сумме 14,25 тыс. рублей.

27 августа 2021 года в Контрольно-счетную палату Мурманской области поступило письмо Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о результатах исполнения предписания, которое не содержит в себе информации о выполнении требований, указанных в представлении.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 23 сентября 2021 года должностным лицом административного органа в отношении Министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Абаринова С.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Абариновым С.Н. вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей выполнены в полном объеме.

Доводы о том, что Абаринов С.Н. выполнил требования закона, подписав в установленный срок письмо о рассмотрении представления, а контроль за своевременным направлением корреспонденции находится вне его полномочий, являются несостоятельными, так как направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и не опровергают выводов судьи районного суда, при этом указанные доводы являлись предметом проверки и им судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка.

Следует отметить, что на основании пункта 1.1 Постановления Правительства Мурманской области от 18 марта 2021 года № 143-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 18 марта 2013 года № 196-ПП» (вместе с «Положением о Министерстве природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области») министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области осуществляет функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе по переданным полномочиям Российской Федерации, включая нормативно-правовое регулирование, в сферах: рыбохозяйственного комплекса, в том числе переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования водных биологических ресурсов; агропромышленного комплекса, включая сельское хозяйство, пищевую и перерабатывающую промышленность; регулирования рынка рыбной и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых региональными товаропроизводителями.

За выполнение возложенных на Министерство функций, выработку и реализацию государственной политики в установленных сферах деятельности персональную ответственность несет министр (пункт 5.2 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области).

Следовательно, контроль за выполнением требований, изложенных в представлении от 17 июня 2021 года в части невыполнения обязательств получателей гранта в рамках реализации программы, возложен на министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.

Доводы об обжаловании в Арбитражный суд Мурманской области пунктов 1 и 2 представления подлежат отклонению в силу следующего.

Согласно пункту 74 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092) отмена представлений и предписаний Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке.

Учитывая диспозицию части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законность предписания, выданного органом государственного финансового контроля.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Представление как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Таким образом, представление следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении представление органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

Обращение в Арбитражный суд Мурманской области не освобождало должностное лицо от установленной обязанности исполнить представление контролирующего органа.

Кроме того, требования представления незаконными не признавались.

При таких обстоятельствах действия Абаринова С.Н. квалифицированы правильно.

Довод жалобы о допущенных процессуальных нарушениях должностным лицом, в том числе о нарушении права Абаринова С.Н. на защиту, подлежит отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1,2,и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении.

В данном случае должностное лицо - Абаринов С.Н., как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, реализовал свое право на участие посредством привлечения защитника.

Из материалов настоящего дела следует, что протокол об административном правонарушении 23 сентября 2021 года составлен в отсутствии надлежащим образом извещенного Абаринова С.Н. и с участием его защитника - Лойка Н.И.

При составлении протокола об административном правонарушении защитником заявлено ходатайство об отводе должностного лица, по результатам рассмотрения которого вынесено определение об отказе в его удовлетворении, копия определения направлена 24 сентября 201 года в адрес министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Абаринова С.Н.

Согласно материалам дела ходатайство защитника об отводе рассмотрено непрерывно в процессе составления протокола об административном правонарушении, что не противоречит требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола было продолжено после вынесения определения об отказе в удовлетворении ходатайства об отводе должностного лица административного органа.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом протокол об административном правонарушении содержит указание на разъяснение защитнику прав и обязанностей, предусмотренных нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Конституцией Российской Федерации.

Следует отметить, что по смыслу статей 25.1 и 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник собственного интереса по делу не имеет и действует в обеспечение процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, то есть образует с ним единую сторону, в связи с чем, получение копии протокола об административном правонарушении защитником предполагает реализацию права на ознакомление с ним такого лица.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что процедура производства об административном правонарушении должностным лицом не нарушена.

Ссылка защитника на то, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством ввиду наличия в деле только его копии, несостоятельна.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, С.А.М. А.М. в судебном заседании 24 ноября 2021 года пояснил причину утраты части оригинала протокола. Вместе с тем, представленный протокол соответствует содержанию исходного документа, что не отрицалось в судебном заседании суда первой инстанции защитником. Протокол имеет оригинальную подпись лица его составившего и защитника.

Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обжалуемое постановление вынесено полномочным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Абаринову С.Н. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является справедливым.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления судьи, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 29 ноября 2021 года, вынесенное в отношении министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Абаринова С.Н., оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов