ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5028/20 от 04.09.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Прохоров А.Ю. Дело № 12-5028/20

Р Е Ш Е Н И Е

04 сентября 2020 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Булат А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе < Ф.И.О. >1 на постановление судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 06 июня 2019 года,

установил:

постановлением судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 06 июня 2019 года < Ф.И.О. >1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с конфискацией специального технического средства поиска прибора SIGMA MFD <№..> (металлоискателя).

В жалобе < Ф.И.О. >1 просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что постановление вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как административное правонарушение он не совершал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судьей краевого суда установлено, что жалоба < Ф.И.О. >1 на постановление судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 06 июня 2019 года подана в установленный законом срок, так как в материалах дела отсутствуют сведения о получении им копии судебного акта.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение археологических полевых работ с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, <Дата> ведущим консультантом отдела правового сопровождения, государственного надзора и учета объектов культурного наследия управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края в отношении < Ф.И.О. >1 был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что <Дата><Дата> по адресу: <Дата>< Ф.И.О. >1 проводил визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером <№..> с применением специального технического прибора SIGMA MFD <№..> (металлоискателя) без разрешения (открытого листа), чем нарушил положения Федерального закона № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Признавая < Ф.И.О. >1 виновным в совершении административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Краснодарского краевого суда не может согласиться с указанным выводом судьи районного суда по следующим основаниям.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из материалов дела видно, что основанием для привлечения < Ф.И.О. >1 к административной ответственности послужило проведение им археологических полевых работ с использованием специальных технических средств без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0118055:3088.

Вместе с тем на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона №73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Понятие «археологических полевых работ» и порядок их осуществления установлен статьей 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года.

Так, согласно статье 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Согласно пункту 7 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения. При этом археологические раскопки и археологические полевые наблюдения осуществляются в отношении уже известных объектов культурного наследия. Археологические разведки, напротив, с целью отыскания возможных новых ранее не обнаруженных объектов археологии.

Из содержания вышеуказанных статей следует, что работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (археологические полевые работы) осуществляются только при наличии разрешений - открытых листов, выдаваемых на определенный вид работ Министерством культуры с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждающих право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ: археологические разведки; археологические раскопки; археологические наблюдения.

Таким образом, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только в случае использования им специальных технических средств поиска при проведении археологических полевых работ (археологических разведок, раскопок, наблюдений) с нарушением Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года.

Однако в материалах дела не содержится доказательств осуществления < Ф.И.О. >1 археологических полевых работ (работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов) на земельном участке с кадастровым номером <№..>. Соответственно, у него отсутствовала необходимость получения разрешения (открытого листа) в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года.

При этом из материалов дела следует, что < Ф.И.О. >1 осуществлял осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:3088 на законных основаниях ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что определением судьи Краснодарского краевого суда от <Дата> по административному делу <№..> была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено Межрегиональному Центру независимой Экспертизы.

Во исполнение вступившего в законную силу определения краевого суда, а также с учетом статьи 49 КАС РФ, предусматривающей обязанность эксперта провести экспертизу и в установленный в определении суда срок представить в суд обоснованное и объективное заключение в письменной форме, отражающее ход и результаты проведенных им исследований, 12 сентября 2018 года экспертами Межрегионального Центра независимой Экспертизы с привлечением специалиста < Ф.И.О. >1 был произведен визуальный осмотр земельного участка.

Данное обстоятельство отражено в заключении эксперта <№..> от 05 октября 2018 года и подтверждается договором, заключенным между Межрегиональным Центром независимой Экспертизы и < Ф.И.О. >1 договора № 04 от 09 января 2018 года.

В связи с чем, вывод судьи районного суда о наличии в действиях < Ф.И.О. >1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 06 июня 2019 года подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении < Ф.И.О. >1 прекращению, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

решил:

постановление судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 06 июня 2019 года, вынесенное в отношении Погудина Евгения Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья: