ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-502/2021 от 16.06.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Мировой судья Леонтьева О.А.

№ 12-502/2021

РЕШЕНИЕ

г. Кострома 16 июня 2021 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Кулакова Т.С., с участием

защитника Администрации городского округа г. Костромы ФИО1,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - старшего государственного инспектора отделения дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Костроме ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора отделения дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Костроме ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата>, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 ч.1 КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа г. Костромы прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата> производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 ч.1 КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа г. Костромы прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения по вмененному ей факту не обеспечения исполнения <дата> в 11 часов 24 минуты обязательных требований к эксплуатационному состоянию тротуаров улиц в районе остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, а именно в нарушение ФИО5 50597-2017: в районе <адрес> «А» <адрес> снежный вал сформирован ближе 20 метров от остановочного пункта, на бортовом камне, а также на посадочной площадке; в районе <адрес> снежный вал сформирован ближе 20 метров от остановочного пункта, в заездном кармане, на бортовом камне, а также на заездном кармане присутствует рыхлый снег толщиной 22 см; в районе <адрес> снежный вал сформирован ближе 20 метров от остановочного пункта, на бортовом камне, а также на посадочной площадке; напротив <адрес> снежный вал сформирован ближе 20 метров от остановочного пункта, на бортовом камне.

Основанием прекращения производства по делу послужил вывод мирового судьи о том, что Администрация городского округа г. Костромы не относится к числу лиц, чья деятельность непосредственно связана и заключается в выполнении функций, направленных на содержание автомобильных дорог с учетом того, что реализацией вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения занимается специально созданный отраслевой орган – Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, а также МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» и МКУ г. Костромы «Чистый город».

Будучи несогласным с вынесенным постановлением, старший государственный инспектор отделения дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Костроме ФИО2 обратился с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить по следующим основаниям: судья не принял во внимание, что Администрация г. Костромы как лицо, на которое возложена в т.ч. дорожная деятельность, своевременно не предприняла все зависящие меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Проигнорированы обозначенные в протоколе об административном правонарушении нормы права, из которых следует, что обязанность по решению вопросов по содержанию автомобильных дорог в пределах территории города возложена именно на органы местного самоуправления, в.т.ч. на Администрацию г. Костромы, которая не лишена права организовывать решение этих вопросов. Передача полномочий по решению каких-либо вопросов местного значения созданному органом местного самоуправления юридическому лицу или отраслевому органу не влечет за собой освобождение органа местного самоуправления от соблюдения установленных действующим законодательством требований.. Должностное лицо административного органа полагает, что мировой судья не верно определила фактические и юридические значимые обстоятельства, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело и принять законное решение.

В судебном заседании заявитель - инспектор ДН ОГИБДД УМВД России по г. Костроме ФИО2 доводы, изложенные в жалобе поддержал, указал, что субъектом вмененного административного правонарушения является Администрация городского округа города Костромы, поскольку не обеспечила необходимыми финансовыми средствами МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» и МКУ г. Костромы «Чистый город», что не позволяет им содержать автомобильные дороги общего пользования и тротуары в зимний период в надлежащем состоянии, объем финансирования на уборку дорог в зимний период составляет около 5% от нормативной потребности. Штатная численность МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» составляет 50 человек, в то время как на уборку более 400 улиц города, более 800 пешеходных переходов требуется штат около 1000 человек. Уборка тротуаров и подходов к пешеходным переходам, остановочных пунктов в г. Костроме осуществляется преимущественно вручную, т.к. нет необходимой специальной техники. Кроме того, учреждения, в обязанности которым Администраций вменено содержание дорог общего значения, тротуаров, исполняют возложенные на них обязанности лишь в пределах выделенным им лимитов финансирования.

Защитник Администрации городского округа г. Костромы ФИО1 считала доводы жалобы необоснованными, а постановление мирового судьи законным и не подлежащим отмене. Администрации вменяется нарушение в зимнем содержании дорог, что выразилось в не проведении уборки снега с тротуаров, остановочных пунктов, вместе с тем уборка снега не входит в полномочия Администрации, это функции осуществляют специально созданные Учреждения, за которыми закреплена дорожная техника, имеется штат рабочих. Контроль за деятельностью указанных учреждений осуществляет специально созданный отраслевой орган.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, прихожу к следующему:

Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, обязанное обеспечивать безопасность движения, в частности, при содержании дорог.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (ч.1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2).

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации – относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно ч.1 ст. 37 указанного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Уставу муниципального образования городского округа город Кострома, принятого решением Думы г. Костромы № 41 от 26.05.2005, администрация города Костромы - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст. 41), который является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (ч.1 ст. 26), при этом правами юридического лица могут быть наделены отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Костромы. Основанием для их государственной регистрации в качестве юридических лиц является решение Думы города Костромы об учреждении соответствующего отраслевого (функционального) территориального органа Администрации города Костромы в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем Думой города Костромы по представлению главы Администрации города Костромы ( ч.2 ст. 26).

В соответствии с решением Думы г. Костромы «Об утверждении структуры Администрации г. Костромы» № 135 от 13.09.2012 г. в структуру Администрации города Костромы, в качестве отраслевого (функционального) органа, входит Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности.

Согласно решению Думы города Костромы от 25.10.2018 N 174 "Об учреждении Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы и об утверждении Положения о Комитете" указанный Комитет является функциональном органом Администрации города Костромы и юридическим лицом (ч.1 ст. 1, ч.1 ст.2), и на него возложено решение вопросов благоустройства территории города Костромы, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), обеспечения безопасности дорожного движения (п.2 ч.3 ст. 2).

В силу приведенных положений правовых норм, Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, функционирующий в качестве юридического лица в структуре Администрации города Костромы, является органом, непосредственно осуществляющим реализацию вопросов местного значения в сфере осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения.

Кроме того, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что Комитетом ежегодно утверждаются перечни тротуаров для ежедневного содержания механизированным способом в зимний период, а также перечни остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и тротуаров города Костромы с наибольшей интенсивностью движения пешеходов для ежедневного содержания в зимний период. Обязанность по содержанию конкретных указанных в протоколе участков улиц возложена на МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство», план уборки утверждается руководителем данного учреждения, снежные валы были сформированы в результате механической расчистки проезжей части от снега МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство».

Таким образом, оценив представленные в материалах дела доказательства, мировой судья обоснованно пришла к выводу, что обязанность по содержанию тротуаров, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов города Костромы в зимний период в части непосредственной очистки их от снега и снежных валов подлежала исполнению не самой Администрацией городского округа г. Костромы, а уполномоченными ею органом и учреждениями. Доказательств того, что последними были предприняты все зависящие от них меры к соблюдению действующего законодательства, с учетом того, что после выявления поручения об устранении нарушений были даны устранены, административным органом не представлено.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст.30.1-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

постановление мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата> в отношении Администрации городского округа г. Костромы, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, а жалобу - государственного инспектора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Костроме ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Т.С. Кулакова

Копия верна: судья -