УИД: 56MS0052-01-2020-002651-59
Дело № 12-504/2021
Р Е Ш Е Н И Е
26 апреля 2021 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Линькова В.В.,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста отдела надзора на особо важных пожароопасных объектах УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г.Оренбурга от 16 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г.Оренбурга от 16 июля 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Главное управление МЧС России по Оренбургской области обратилось в Ленинский районный суд г. Оренбурга с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, за неисполнение в установленный срок предписания от 12 июля 2019 года № 12/1/1 привлечь ООО«Газпромнефть-Оренбург» к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАп РФ. Жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не учтено, что у Общества имелось достаточно времени (с 12 июля 2019 года по 3 апреля 2020 года) для устранения нарушений требований пожарной безопасности и исполнения предписания в полном объеме. В связи с тем, что письмо Общества от 19 мая 2020 года N «Об отмене внеплановой проверки» поступило в главное управление уже после направления заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, Обществу было сообщено о переносе срока исполнения 35 пунктов предписания на 20 календарных дней, до момента начала проведения проверки, согласованной с прокуратурой Оренбургской области, а именно до 24 мая 2020 года, таким образом, неверно оценены доказательства по делу, а именной акт проверки N от 11 июня 2020 года.
В судебном заседании допрошен свидетель главный специалист отдела надзора на особо важных пожароопасных объектах УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО1, который пояснил, что постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Оренбурга от 16 июля 2020 года не обосновано, у Общества было достаточно времени для устранении нарушений. Не все пункты предписания были исполнены, поэтому был составлен протокол об административном правонарушении. Письмо о проведении проверки направляли посредством электронной почты.
Исследовав жалобу и материалы административного дела, заслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению также подлежат: наличие события административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Законность предписания означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора. Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения заместителя Главного государственного инспектора Оренбургской области по пожарному надзору N от 17 мая 2019 года в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург» в период с 10.00 часов 10 июня 2019 года по 16.00 часов 24 июня 2019 года проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки N от 11 июня 2020 года.
Одновременно при проведении вышеуказанной проверки ООО «Газпромнефть-Оренбург» выдано предписание N, согласно которому, в срок до 4 мая 2020 года надлежит устранить все выявленные в ходе проверки нарушения.
Вышеуказанное предписание было получено руководителем направления пожарной безопасности ООО «Газпромнефть-Оренбург» ...
Распоряжением N от 19 мая 2020 года заместителем начальника УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области в период с 25 мая по 22 июня 2020года назначено проведение внеплановой выездной проверки ООО «Газпромнефть-Оренбург» по выполнению предписания N1 от 12 июля 2019 года.
Письмом от 21 мая 2020 года ООО «Газпромнефть-Оренбург» сообщено о том, что во исполнение пункта 10 Постановления Правительства РФ N Главным управлением принято решение о переносе срока исполнения 35 пунктов предписания на 20 календарных дней, до момента начала проведения проверки, а именно до 24 мая 2020 года.Актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N от 11 июня 2020 года установлено, что предписание N от 12 июля 2019 года в срок до 24 мая 2020 года не исполнено.
11 июня 2020 года в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Обжалуемым постановлением, мировой судья, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Однако с выводами мирового судьи, изложенными в обжалуемом постановлении, об отсутствии состава административного правонарушения, согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года N «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, указанных в подпункте "д" пункта 1 настоящего постановления.
19 мая 2020 года в прокуратуру Оренбургской области направлен пакет документов для согласования проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург» с целью контроля исполнения предписания.
Решением прокуратуры Оренбургской области от 20 мая 2020 года N проведение вышеуказанной проверки согласовано.
Письмом от 19 мая 2020 года N об отмене внеплановой проверки Общество ходатайствовало о продлении срока исполнения предписания ГУ МЧС России по Оренбургской области N по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12 июля 2019 года на срок до 31 декабря 2020 года.
Письмом Главного управления от 21 мая 2020 года N ООО «Газпромнефть-Оренбург» сообщено о переносе срока исполнения 35 пунктов предписания на 20 дней, то есть до 24 мая 2020 года
Таким образом, Главным управлением МЧС России по Оренбургской области не допущены нарушения пункта 10 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года N "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, продление сроков исполнения предписания возможно до истечения этого срока. С ходатайством о продлении срока исполнения общество обратилось после его истечения и после согласования решения о проведении проверки его исполнения.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судьей по данной категории дел составляет три месяца.
Согласно правовой позиции, выраженной в абзаце 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, срок давности привлечения ООО «Газпромнефть-Оренбург» к административной ответственности начинает течь с момента невыполнения в установленный срок предписания, а именно с 25 мая 2020 года, следовательно, срок привлечения ООО «Газпромнефть-Оренбург» к административной ответственности истек 25 августа 2020 года.
В силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе и при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
По смыслу закона, по истечении срока давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может, а само производство возобновлению не подлежит, поскольку иное привело бы к ухудшению положения лица, привлекаемого к административной ответственности, и противоречило требованиям административного законодательства.
В связи с чем дальнейшее производство по делу об административном правонарушении недопустимо и производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург» подлежит прекращению.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы Главного управления МЧС России по Оренбургской области срок давности привлечения его к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
жалобу главного специалиста отдела надзора на особо важных пожароопасных объектах УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Оренбурга от 16 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12-30.17 КоАП РФ.
Судья: подпись В.В. Линькова