ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-504/2022 от 15.06.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 12-504/2022

УИД: 22RS0068-01-2022-002667-68

РЕШЕНИЕ

15 июня 2022 года г.Барнаул

Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Васильева Г.М., рассмотрев жалобу защитника ООО «Грин-Форс» ФИО1 на постановление исполняющей обязанности по должности начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ведущим специалистом отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ при осмотре лесных участков на территории Озеро-Кузнецовского лесничества, арендатором которых является ООО «Грин-Форс» на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в квартале выделе Тополинского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека , площадью 3,9 га, вид рубки ГВР, год рубки 2020, работы по заготовке древесины окончены, одновременно с заготовкой древесины не произведена очистка мест рубки (лесосеки) от порубочных остатков, при сжигании порубочных остатков не обеспечена сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других не срубленных деревьев, при проведении очистки мест рубок (лесосек) не завершено сжигание порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона, чем были нарушены пункт 26 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, старая редакция п.16 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), подпункт «к» пункта 12 Правил заготовки древесины (утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, старая редакция п.п. «к» пункта 12 Правил заготовки древесины (утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ), пункт 28 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, старая редакция п.18 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), подпункт «в» пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, старая редакция п.п. «в» п.17 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), в квартале выделе Тополинского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека , площадью 12,3 га, вид рубки ГВР, год рубки 2020, работы по заготовке древесины окончены, одновременно с заготовкой древесины не произведена очистка мест рубки (лесосеки) от порубочных остатков, при проведении очистки мест рубок (лесосек) не завершено сжигание порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона, при сжигании порубочных остатков не обеспечено полное сгорание порубочных остатков, заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, чем были нарушены пункт 26 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, старая редакция п.16 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), подпункт «к» пункта 12 Правил заготовки древесины (утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, старая редакция п.п. «к» пункта 12 Правил заготовки древесины (утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ), пункт 28 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, старая редакция п.18 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), пункт 29 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, старая редакция п.16 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Бездействие ООО «Грин-Форс» квалифицировано по ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении исполняющей обязанности по должности начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО2 было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Грин-Форс» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

На указанное постановление защитником ООО «Грин-Форс» ФИО1 была подана жалоба вышестоящему должностному лицу – заместителю начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края.

Решением заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ постановление и.о. начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Грин-Форс» по ч.1 ст.8.25, ч.3 ст.8.32 КоАП РФ остановлено без изменения, жалоба представителя ООО «Грин-Форс» ФИО1 – без удовлетворения.

На вышеуказанные постановление, решение защитником ООО «Грин-Форс» в суд подана жалоба, в которой защитник просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указывает, что административным органом не учтено, что обществом в феврале 2020 года при заготовке древесины были проведены все мероприятия по очистке вышеназванных лесосек, порубочные остатки, образовавшиеся от заготовки, были собраны в кучи и сожжены в установленном порядке. Порубочные остатки, обнаруженные ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами в ходе обследования лесосек, по внешним признакам образовались значительно раньше 2020 года, так как полностью отсутствует хвоя и даже кора. Другая часть порубочных остатков образовалась в текущем году, вероятно в результате действий третьих лиц, за действия которых общество ответственность не несет. В лесосеках присутствуют остатки в виде корней деревьев, вывернутых из почвы вместе с землей, и вершинные части деревьев. Представляется очевидным, что деловая часть древесины ветровальных деревьев была похищена, а порубочные остатки брошены в лесосеке. Согласно заключению специалиста ФИО6, древесина, находящаяся в лесосеке , расположенной в квартале , выделе и в лесосеке , расположенной в квартале , выделе Тополинского участкового лесничества Озёро-Кузнецовского лесничества, не могла быть заготовлена в период разработки лесосеки, а заготовлена значительно раньше (с признаками разложения), либо позднее, в 2021 году (с охвоенными ветвями). Таким образом, древесина и часть порубочных остатков не являются продуктом от заготовки древесины обществом в 2020 году, образовались в лесосеках задолго до начала заготовки древесины и в этой связи у общества отсутствовала обязанность по сжиганию этих порубочных остатков и вывозке полусгнившей древесины. Даже в случае, если бы обществом были бы допущены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах и Правил заготовки древесины, то время обнаружения этих нарушений не является временем их совершения, так как вменяемые правонарушения не являются длящимися. В соответствии с действующим лесным законодательством общество обязано в течение декларируемого периода выполнить все работы, связанные с заготовкой древесины, в том числе заключительный этап лесосечных работ - очистку мест рубок от порубочных остатков. Лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ общество заявило об использовании лесов для заготовки древесины на арендуемом лесном участке, в том числе в вышеназванных лесосеках. Декларируемый период, установленный лесной декларацией: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту приемки выполненных работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между обществом и ИП ФИО7, заготовка древесины в квартале 95 выделе 1 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту приемки выполненных работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Обществом и ИП ФИО8, заготовка древесины в квартале 113 выделе 3 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из вышесказанного, общество до ДД.ММ.ГГГГ обязано было закончить все мероприятия по заготовке и вывозке древесины, а также очистить лесосеки от порубочных остатков. После истечения этого срока у общества отсутствует возможность проводить какие-то лесохозяйственные мероприятия в вышеназванных лесосеках. В этой связи, вменяемые в вину обществу правонарушения не могут быть совершены ДД.ММ.ГГГГ - на момент проведения планового (рейдового) осмотра. Таким образом, протокол об административном правонарушении содержит недостоверные сведения о времени совершения административного правонарушения, что является его существенным недостатком и влечет признание его недопустимым доказательством.

Защитник ООО «Грин-Форс» ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал, по изложенным в ней основаниям.

Законный представитель ООО «Грин-Форс» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, получено защитником ООО «Грин-Форс» ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ вышестоящему должностному лицу была направлена жалоба на постановление. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение по жалобе, которое было получено защитником ООО «Грин-Форс» ДД.ММ.ГГГГ.

Решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, жалоба защитника ООО «Грин-Форс» ФИО1 удовлетворена частично, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Грин-Форс» по ч.1 ст.8.25, ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение заместителю начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ повторно было вынесено решение по жалобе, которое было получено ООО «Грин-Форс» ДД.ММ.ГГГГ.

Жалоба была направлена в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Таким образом, территориальная подсудность рассмотрения дел об административных правонарушениях по жалобам на решения вышестоящих должностных лиц по таким делам определяется в соответствии с ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ по месту рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Соответствующая правовая позиция выражена в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2019 № 87-АД19-16, от 23.122020 № 9-АД20-20.

Из материалов дела следует, что жалоба защитника ООО «Грин-Форс» на постановление исполняющей обязанности по должности начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, поданная вышестоящему должностному лицу, рассмотрена заместителем начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителем главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае ФИО4 по адресу: .....

Таким образом, жалоба защитника ООО «Грин-Форс», поданная в суд в порядке ст.ст. 30.9, 30.1-20.2 КоАП РФ подлежит рассмотрению по месту рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то есть судьей Центрального районного суда г. Барнаула.

Согласно части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу пунктов 26, 28, 29 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются. В отдельных районах в виде исключения сжигание порубочных остатков допускается в период пожароопасного сезона (при установлении первого класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды) по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления, указанных в пункте 4 настоящих Правил. При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков. Сжигание порубочных остатков сплошным палом запрещается. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Согласно подпункту «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 №993, при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).

Как следует из материалов дела, использование лесных участков на территории Тополинского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества, в целях заготовки древесины осуществляет ООО «Грин-Форс» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт совершения ООО «Грин-Форс» вмененных административных правонарушений подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении , актами и 2 планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2020 года (форма -ИЛ), лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела.

Судья критически относится к представленному заключению специалиста ФИО6, поскольку приложенные к нему фотосхемы, где зафиксированы порубочные остатки и древесина, отличаются от мест расположения порубочных остатков и древесины, установленных должностным лицом, и не свидетельствуют об идентичности мест обследования, которые производились специалистом и должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края.

Доводы защитника о том, что проверка была проведена только в отношении ООО «Грин-Форс», чем нарушены положения ФЗ «О защите прав юридических лиц», судьей отклоняются, поскольку указанное опровергается плановым (рейдовым) заданием на проведение планового (рейдового) осмотра обследования лесных участков, где отсутствует указание на осмотр лесных участков находящихся в пользовании именно ООО «Грин-Форс», осмотр произведен на подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края территориях лесничеств Алтайского края.

Доводы жалобы о том, что ООО «Грин-Форс» не является субъектом вмененных ему правонарушений, обоснованно отклонены должностными лицами, подробно мотивированны в решении вышестоящего должностного лица, оснований не согласится с указанным судья не усматривает, в связи с чем также полагает необходимым отклонить.

При рассмотрении дела должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства дела, действия ООО «Грин-Форс» квалифицированы верно, размер назначенного должностным лицом административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. определен с учетом положений статей 4.1 - 4.4, части 9 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей более строгое административное наказание, чем частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для его изменения в части назначенного наказания не усматривается.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что все обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Грин-Форс» должностным лицом установлены правильно и полно, сроки давности на момент рассмотрения дела не истекли, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, правовые основания для отмены постановления и решения и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление исполняющей обязанности по должности начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении ООО «Грин-Форс» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Грин-Форс» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд непосредственно или через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья Г.М.Васильева