ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-505 от 10.09.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-505

РЕШЕНИЕ

г.Кемерово 10 сентября 2018г.

Судья Кемеровского областного суда Булычева С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «РЭУ-21» (далее – ООО «РЭУ-21», общество) Ч. на постановление Рудничного районного суда г. Кемерово от 04 июля 2018г., вынесенное в отношении ООО «РЭУ-21» по административному делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ,

установил:

по постановлению судьи Рудничного районного суда г. Кемерово от 04 июля 2018г. ООО «РЭУ-21» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, с назначением административного штрафа <данные изъяты> рублей.

Не соглашаясь с судебным постановлением, законный представитель общества Ч., настаивает на его отмене и прекращении производства по делу, поскольку капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по <адрес> не производился с 1946г. и решение данного вопроса не в компетенции общества, находится дом в аварийном состоянии, его капитальный ремонт, согласно заключению эксперта-строителя, нецелесообразен, протокол об административном правонарушении нет оснований полагать доказательством, ранее в отношении общества за указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения было освобождено от ответственности с прекращением производства по делу.

В судебное заседание лица, участвующие в производстве по делу, извещённые надлежаще, не явились.

Изучение материалов дела, доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет административную ответственность, в том числе юридических лиц.

В силу ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закона № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ).

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 55 Федерального закона N 52-ФЗ).

Из материалов дела следует, что при проведении проверки по жалобе жильца многоквартирного жилого <адрес>, должностном лицом административного органа ДД.ММ.ГГГГг. выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общедомового имущества; инженерно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия по защите объекта от грызунов и синантропных членистоногих не выполняются в полной мере, чему свидетельство наличие павших особей синатропных членистоногих. Так в ходе осмотра установлено:

- отмостка и нижняя часть стены здания имеют разрушения, чем нарушены требования п.4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьба членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно - гигиеничен значение», предписывающего поддерживать в исправном состоянии отмостки;

- дверь в тепловой узел деревянная, отсутствует порог, по периметру дверей имеются щели, зазоры, чем нарушен п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», предписывающий инженерно -технические мероприятия по защите объекта от грызунов, к которым отнесены, наряду с прочим: использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей и защита порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами;

- не проведена герметизация мест прохождения коммуникаций в полах, потолках, на лестничных площадках 1-ого и 2-ого этажей, что является нарушением требований п. 3.8. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», предусматривающим, наряду с другими мероприятиями, герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях.

Также суд счёл установленным и доказанным нарушение обществом п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (в ред. от 27.12.2010 N 175) и п. 4.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», заселение дома грызунами.

При оценке доказательств по делу судья обоснованно учёл и принял в качестве доказательств имеющиеся в деле протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. и акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГг., из которых следуют перечисленные выше нарушения.

Вопреки доводам жалобы заявителя нет оснований полагать протокол об административным правонарушении по делу несостоятельным доказательством, чему подтверждение нормы ст. 26.2 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «РЭУ-21» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы об аварийном состоянии дома, о том, что капитальный ремонт дома общество не осуществляет, как не предусмотренный договором на управление многоквартирным домом и вопреки решению общего собрания жильцов дома, не опровергают выводов суда, поскольку данные обстоятельства не освобождают общество от исполнения обязательств, взятых по договору управления многоквартирным жилым домом. К тому же основаны на неверном прочтении и токовании действующего законодательства.

Соблюдение санитарных требований является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

Вышеперечисленные санитарные правила и нормы обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности при эксплуатации жилых зданий.

Кроме того, положения Жилищного кодекса РФ об объеме и условиях выполнения управляющими компаниями на основании договоров с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах функций по содержанию и ремонту общего имущества не исключает надлежащее обслуживание аварийного жилья, не ставят качество услуг в зависимость от давности капитального ремонта здания.

Исходя из п.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с п. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N 491 (далее – Правила содержания), предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из ст. 158 ЖК РФ, п.п. 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003г. N 170, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

На основании ст. 20 ЖК РФ полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию.

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в ст. 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы дополнительно компенсируются ей собственниками помещений в доме.

При таких условиях в удовлетворении жалобы заявителя следует отказать.

Учитывая характер административного правонарушения (допущенными нарушениями создана угроза здоровью человека), оснований для применения положений ст.ст. 4.1.1, 3.4 КоАП РФ не имеется.

Доводы жалобы заявителя о том, что ранее за те же нарушения общество было освобождено от административной ответственности с прекращением производства по делу, несостоятельны, опровергаются содержанием копии постановления мирового судьи судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 93-96), согласно которому общество привлекалось по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за ненадлежащее содержание фасада здания, загрязнение подъезда данного дома, что является нарушением лицензионных требований, выявленных Государственной жилищной инспекцией ДД.ММ.ГГГГг. Прекращено производство по делу по причине нарушения порядка привлечения лица к административной ответственности, повлекшего недействительность протокола об административном правонарушении и, как следствие, отсутствие состава административного правонарушения.

Вместе с тем, обжалуемое постановление суда подлежит изменению, поскольку изложенный в нём объём обвинения не нашёл своего полного подтверждения. Так, обществу вменено в вину нарушение п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (в ред. от 27.12.2010 N 175) тем, что при входе в подъезд имеются разрушения отделки потолка. Между тем данный пункт СанПиНа 2.1.2.2645-10 предусматривает обязанность своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания. Указанное нарушение не относится к неисправностям какого-либо оборудования, потому подлежит исключению вывод суда о виновности общества в этой части.

Также обществу вменено в вину нарушение п. 4.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» тем, что не проведена герметизация мест прохождения коммуникаций в полах потолках на лестничных площадках 1-ого и 2-ого этажей. Однако данный документ утратил силу в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2017 N 83.

Заселение дома грызунами также не имеет какого-либо обоснования.

Выводы суда в указанной части подлежат исключению, как несостоятельные, что, между тем, не влияет на законность и обоснованность постановления суда в остальной части, в том числе о наказании.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Рудничного районного суда г. Кемерово от 04 июля 2018г. изменить, исключив из объёма обвинения заселение дома грызунами, нарушение ООО «РЭУ-21» пункта 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (в ред. от 27.12.2010 N 175) и пункта 4.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».

В остальной части постановление судьи оставить без изменения, жалобу директора ООО «РЭУ-21» Ч. – без удовлетворения.

Судья С.Н. Булычева

.