ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-505/19 от 07.11.2019 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело Мировой судья с/уч.

Егорова Н.М.

Дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес> 7 ноября 2019г.

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Департамента по вопросам общественной безопасности <адрес> на постановление мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района <адрес> от 26.09.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ :

Постановлением мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района <адрес> от 26.09.2019г. юридическое лицо- Департамент по вопросам общественной безопасности <адрес> привлечено к административной ответственности за свершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель Департамента по вопросам общественной безопасности <адрес> обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что согласно Положению о департаменте, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого департамент осуществляет свою деятельность, в предмет ведения и полномочия не входят вопросы создания комплексной системы экстренного оповещения населения (далее – КСЭОН). В соответствии с Планом мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций» на департамент возлагались задачи по контролю за выполнением распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р и подготовке ряда нормативных правовых актов <адрес>. Нормативные правовые акты были разработаны и впоследствии приняты, однако, в связи с недостаточностью финансирования работы по созданию КСЭОН в 2013 году завершены не были. В 2014 г. ГБУ <адрес> «Региональный центр телекоммуникаций» осуществлена разработка проектно-сметной документации на создание региональной автоматизированной системы централизованного оповещения <адрес>, включая КСЭОН, на что израсходовано из областного бюджета 16,5 млн.рублей. Кроме того, департамент в своей жалобе указывает на тот факт, что пропущен срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, поскольку днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Реализация У. П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ завершена ДД.ММ.ГГГГ Также заявитель жалобы ссылается на то, что в ноябре 2018 г. было инициировано проведение уточнения состава КЧС и ОПБ и внесение соответствующих изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем направлены запросы с предложениями по кандидатурам для включения в персональный состав КЧС и ОПБ.Так, ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МЧС России по <адрес> направлен запрос о предоставлении информации о должностных лицах в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что в соответствии с действующим законодательством не установлено обязательное требование о статусе секретаря региональных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в должности руководителя органа исполнительной власти.

В судебном заседании представители Департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали.

Начальник отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения доводов жалобы.

Изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что постановление не подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Федеральным законом № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой, определен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 часов по результатам мероприятий по надзору Департамент по вопросам общественной безопасности <адрес> совершил невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно: не завершена работа по созданию комплексной системы электронного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Не уточнен состав областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в связи с изменениями в составе <адрес> и упразднением должности заместителя председателя <адрес> – руководителя департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>.

Мировой судья сделал обоснованный вывод о том, что в действиях Департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, а именно, невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Факт невыполнения Департаментом по вопросам общественной безопасности <адрес> требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, отвечающих требованиям об их достоверности, достаточности и допустимости.

Вопреки доводам жалобы мировым судьей дана оценка всем представленным в дело доказательствам по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что Департамент является ненадлежащим субъектом данного правонарушения, необоснованны по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ постановлено создание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. В предмет ведения Департамента входят, в том числе, и вопросы создания комплексной системы экстренного оповещения населения.

Поручением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2903 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено принять дополнительные меры по развитию КСЭОН об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации и поддержанию ее в работоспособном состоянии.

В 2013 году <адрес>ю, в рамках действующей на тот момент областной целевой программы «Снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес> на 2013-2016 годы», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Программа 2013-2016 гг.) по разработанной проектно-сметной документации ГКУ <адрес> «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС», выступающим заказчиком на выполнение работ по созданию объектов КСЭОН, в 60 населенных пунктах, попадающих в зону наводнений, 13 муниципальных образований <адрес>, проведена работа по строительству элементов КСЭОН.

Согласно п.3 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГконтроль за его выполнением был возложен на Департамент. Согласно паспорту программы Департамент выступал государственным заказчиком программы. Исполнителями п.3.1 «Создание элементов комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) на территории населенных пунктов <адрес>, подверженных угрозе подтопления (затопления)» Программы 2013-2016 гг. выступали Департамент и ГКУ <адрес> «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС».

В рамках государственной программы <адрес> «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <адрес>» на 2014-2021 годы, подпрограммы «Снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>» (постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в <адрес> на 2014-2021 годы») предусмотрена реализация мероприятия «Создание региональной автоматизированной системы централизованного оповещения и комплексной системы электронного оповещения населения (КСЭОН)».

Паспортом государственной программы установлено, что ответственным исполнителем государственной программы является Департамент.

Проектная и рабочая документация прошла согласования и экспертизы и по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ Департаментом информационных технологий и связи <адрес> передана в ГКУ <адрес> «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС».

Дальнейшее создание региональной автоматизированной системы централизованного оповещения и КСЭОН учтено в государственной программе <адрес> «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в <адрес>» на 2014-2021 годы», подпрограмме «Снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>» (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в <адрес>» на 2014-2021 годы») как мероприятие «Создание региональной автоматизированной системы централизованного оповещения и комплексной системы экстренного оповещения населения».

Паспортом государственной программы Департамент по вопросам общественной безопасности <адрес> определен ответственным исполнителем государственной программы.

Согласно пункту 1.2 «Совершенствование системы управления, оповещения и связи в ЧС природного и техногенного характера в <адрес>» государственной программы мероприятия по дальнейшему созданию и развитию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения <адрес> будут осуществляться ГКУ <адрес> «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС» (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пункт внесены изменения в части передачи полномочий по дальнейшему созданию и развитию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения <адрес> государственному бюджетному учреждению <адрес> «Региональный центр телекоммуникаций».

Таким образом, ссылка Департамента на то, что за создание и развитие региональной автоматизированной системы централизованного оповещения и КСЭОН (в том числе разработку проектной и рабочей документации) несет ответственность Департамент информационных технологий и связи <адрес> является необоснованной, так как данные обязательства у Департамента информационных технологий и связи <адрес> возникли только с ДД.ММ.ГГГГ. До указанной даты Департамент информационных технологий и связи <адрес> отвечал только за разработку проектной и рабочей документации, что и было им исполнено.

Таким образом, задачи создания и развития региональной автоматизированной системы централизованного оповещения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были возложены на ГКУ <адрес> «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС».

Пунктом 5 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

-р «Об организации мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» на территории <адрес>» контроль за выполнением данного распоряжения возложен на Департамент.

Согласно п. 1.1 Положения о департаменте по вопросам общественной безопасности <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), Департамент является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим, в том числе, решение следующих задач: разработка системы мер по защите населения и территорий <адрес> от пожаров и чрезвычайных ситуаций; обеспечение соблюдения требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами <адрес>, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>.

Пунктом 2.1 Положения установлено, что в ведении Департамента находится разработка и реализация государственных программ <адрес> в сфере своей компетенции, контроль за их выполнением.

В нарушение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с отсутствием финансирования, создание, развитие и поддержание в работоспособном состоянии КСЭОН в 2015, 2016, 2017 годах не осуществлялось.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Департамент по вопросам общественной безопасности <адрес> является надлежащим субъектом при совершении данного правонарушения.

Установлено, что в состав <адрес> внесены изменения, на Департамент возлагалась обязанность по уточнению состава областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в случае изменения ее состава. Однако, указанная обязанность департаментом не исполнена.

Областная комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - областная комиссия) создана в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», пунктом 6 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «О территориальной подсистеме <адрес> единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Положение и состав областной комиссии утверждены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «<адрес> комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проведены организационно-штатные изменения. Департаментом в ноябре 2018 года было инициировано проведение уточнения состава областной комиссии и внесение соответствующих изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи в органы исполнительной власти <адрес>, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и организации были направлены письма-запросы о предложениях по кандидатурам в состав областной комиссии из числа руководителей, уполномоченных на принятие управленческих решений по вопросам деятельности областной комиссии в рамках компетенции. В адрес Главного управления МЧС России по <адрес> указанный запрос был направлен ДД.ММ.ГГГГ за с просьбой представить информацию о должности, фамилии, имени и отчестве должностных лиц в Департамент не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Ответ в установленный срок представлен не был.

В соответствии с пунктом 6 Положения об областной комиссии состав областной комиссии утверждается <адрес>. В состав областной комиссии могут входить представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти <адрес> и организаций.

Согласно п. 1.1 Положения Департамент является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в том числе решение задачи по обеспечению в пределах своей компетенции деятельности постоянно действующих комиссий в сфере безопасности дорожного движения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 2.2 Положения Департамент в рамках установленных предметов ведения реализует полномочия в пределах своей компетенции по организации деятельности постоянно действующей областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - комиссия). Согласно указанному постановлению первый вице-губернатор - председатель <адрес> является председателем комиссии, а заместитель председателя <адрес> - руководитель департамента по вопросам общественной безопасности <адрес> - заместителем председателя комиссии.

Требованиями п. 7 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что комиссия в повседневной деятельности выполняет возложенные на нее задачи в соответствии с планом, утверждаемым ее председателем, а в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации - в соответствии с решением председателя комиссии.

С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии со стороны Департамента нарушений при уточнении состава областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций жалобы необоснованны.

Каких-либо обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности Департамента по вопросам общественной безопасности <адрес> в административном правонарушении, в жалобе не приведено, мировым судьей процессуальных нарушений не допущено, нормы материального права применены правильно.

Виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, /ЧС от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении плановой, выездной проверки /ЧС от ДД.ММ.ГГГГ актом проверки /ЧС от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы заявителя жалобы о пропуске срока привлечения к административной ответственности суд находит несостоятельным.

Сроки привлечения к административной ответственности установлены ст. 4.5 КоАП РФ. В ходе проверки установлено, что административное правонарушение совершено 27.06.2019г., департамент привлечен к административной ответственности постановлением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ, в установленные законом сроки.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, размер административного штрафа предусмотрен санкцией ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и является справедливым.

Оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района <адрес> от 26.09.2019г., которым юридическое лицо Департамент по вопросам общественной безопасности <адрес>привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя Департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>- без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его оглашения и может быть обжаловано в порядке надзора в Самарский областной суд.

Судья (подпись) Кузнецова И.И.

Копия верна Судья