Дело <номер>
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
04 мая 2022 года г. Раменское, Московская область
Судья Раменского городского суда Московской области Кознова Н.Е., при секретаре судебного заседания Игониной Н.И., с участием представителя лица привлекаемого к административной ответственности – представителя ООО «Строительное управление №905» Казимирова И.Н., представителя заинтересованного лица Министерства экологии и природопользования Московской области Кудрявцева С.А., рассмотрев жалобу ООО «Строительное управление <номер>» (ИНН 8604060896) на постановление <номер> от <дата>, вынесенное заместителем начальника управления государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области Гагиным Ю.В. по делу административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.26 Закон М.<адрес><номер>- ОЗ «Кодекса М.<адрес> административных правонарушениях» от <дата> в отношении ООО «Строительное управление <номер>»,
Установил:
Постановлением <номер> от <дата> по делу административном правонарушении, вынесенным заместителем начальника управления государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды М.<адрес>Гагиным Ю.В., «Строительное управление <номер>» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.26 Закона М.<адрес><номер> «Кодекса М.<адрес> об административных правонарушениях» от <дата> и ему назначено наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: <дата> в 7 часов 45 минут на а/д А-107 «М. малое кольцо», 150 км+961 м, «Строительное управление <номер>» с использованием принадлежащего транспортного средства марки ИВЕКО TRAKKER AD380Т38WH, государственный регистрационный знак Е344АМ186 осуществлено перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, том числе грунтов (ОССИиГ), в отсутствие электронного талона ОССИГ государственной информационной системы «Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований М.<адрес>, на транспортное средство указанной марки, получение которого обязательно в соответствии с ч. 16 ст. 56 Закона М.<адрес><номер> «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», п. п. 5.2-5.3 «Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории М.<адрес>», утверждённого Распоряжения М. МО от <дата><номер>-РМ (ред. от <дата>).
Не согласившись с указанным постановлением «Строительное управление <номер>» подана жалоба, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку, в соответствии с Договором субподряда №АБИ-58-СП-05.18 от <дата>, заключенного между ООО «КСК <номер>» (Подрядчик) и ООО «СУ <номер>» (Субподрядчик), ООО «СУ <номер>» выполняет комплекс работ по строительству объекта: «А-113 - строящаяся центральная кольцевая автомобильная дорога (М.<адрес>). «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги М.<адрес> (с последующей эксплуатацией на платной основе)». Пусковой комплекс (этап строительства) <номер>». Согласно условий вышеуказанного договора «18» сентября 2021 года производилась вертикальная планировка и рекультивация полосы отвода в районе газопровода высокого давления <номер>. Перевозка плодородного грунта на рекультивацию осуществлялась транспортным средством ИВЕКО TRAKKER AD380T38WH, государственный регистрационный знак <номер>, по а/д А-170 через <адрес>-а/д М-5 «Урал» (старая «Рязанка»)-н.<адрес>, что подтверждается товарно-транспортной накладной от <дата> и путевым листом №<номер> от <дата>. Рекультивация полосы отвода в районе газопровода высокого давления <номер> проводилась в рамках договора субподряда <номер> от <дата>, заключенного между ООО «КСК <номер>» (Подрядчик) и ООО «СУ <номер>» Субподрядчик). Данный факт подтверждается актом <номер>/СУ905 от <дата> о наполнении дополнительных работ по вертикальной планировке с последующим гидропосевом трав вдоль действующего газопровода ПК2025+60, площадь планировки составила 4000,00 кв.м., площадь гидропосева составила 4000,00 кв.м. Указанный акт подписан представителями ООО «КСК <номер>» и ООО «СУ <номер>». Таким образом, плодородный грунт, используемый ООО «СУ <номер>» в строительных заботах, не являлся отходом, подпадающим под действие Распоряжения М. М.<адрес> от <дата><номер>-РМ «Об утверждении Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории М.<адрес>» (п.2. 1.), поскольку транспортировался не для утилизации и захоронения, а для выполнения работ по вертикальной планировке с последующим гидропосевом в соответствии с условиями договора субподряда <номер> от <дата>. Поскольку, имеются доказательства, которые свидетельствуют, что на момент составления постановления ООО «СУ <номер>» перевозило плодородный грунт для выполнения-комплекса работ на строительном объекте в рамках договора субподряда АБИ-58-СП-05.18 от <дата>, учитывая положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, можно сделать однозначный вывод о необоснованности привлечения ООО «СУ <номер>» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.26 Закона Московской области №37/2016-03 «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
Представитель ООО «СУ <номер>» Казимиров И.Н.. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
В судебное заседание явился представитель Министерства экологии и природопользования Московской области Кудрявцев С.А., который пояснил, что действительно в отношении «СУ <номер>» было вынесено постановление и назначен административный штраф, поскольку автомобиль, принадлежащий указанному юридическому лицу осуществлял перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, без специального электронного талона, при этом указанный талон выдается бесплатно, регистрация и получение такого талона носят уведомительный характер, однако юридическое лицо, обязанность по получению талона не исполнило, то есть нарушило порядок обращения с указанными отходами. Указал на тот факт, что на основании зафиксированных материалов было установлено, что транспортное средство ООО «СУ <номер>» осуществляло перемещение указанных ОССиГ без специального талона, в нарушение требований закона и подзаконных актов.
Выслушав доводы представителя заявителя ООО «СУ <номер>», выслушав представителя Министерства экологии и природопользования Московской области Кудрявцева С.А., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших его совершению.
В соответствии со ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении указываются дата, место составления постановления, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья, предусматривающая административную ответственность, мотивированное решение по делу.
Данные требования должностным лицом выполнены.
Ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установленна административная ответственность.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ приоритет охраны жизни здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Грунт это любая горная порода или почва, а также твердые отходы производственной и хозяйственной деятельности человека, представляющие собой многокомпонентную систему, изменяющуюся во времени, и используемые как основание, среда или материал для возведения зданий и инженерных сооружений Классификация грунтов указана в ГОСТе 25100-2020 «Межгосударственны стандарт. Грунты. Классификация», к грунтам относится и плодородный слой почвы.
Частью 1 ст. 6.26 Закона Московской области <номер> «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» от <дата> предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, наказание за которое предусматривается для юридически лиц в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 16 закона Московской области от <дата><номер> (ред. о <дата>) «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от <дата><номер>С П) юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица при осуществлении обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, том числе грунтами, обязаны соблюдать требования, установленные порядком обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, утверждаемым уполномоченные центральным исполнительным органом государственной власти Московской облает специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями соответствии с Порядком обращения с отходами строительства и сноса на основании разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, том числе грунтов, выданного исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительную распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Процедура, порядок выдачи и форма разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, устанавливаются уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно - распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Согласно п. 1.2 Распоряжения М. МО от <дата><номер>-РМ (ред. от <дата>) «Об утверждении Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области» установленный порядок обязателен для исполнения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, в результате деятельности которых образуются ОССиГ или осуществляющих деятельность в области обращения с ОССиГ на территории Московской области. Настоящий Порядок подлежит применению в процессе обращения с ОССиГ на всех этапах технологического цикла, от образования до вовлечения извлекаемых вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот в качестве сырья.
Согласно п. 5.2 вышеуказанного распоряжения перемещение ОССиГ по территории Московской области осуществляется отходоперевозчиками на основании разрешения на перемещение ОССиГ, получаемого в соответствии с пунктом 8.1 раздела 8 настоящего Порядка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.7.1 пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка. Отходопроизводитель, отходополучатель вправе самостоятельно осуществлять перемещение ОССиГ при наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (при перемещении отходов III-IV классов опасности). Перемещение ОССиГ в рамках разрешения на перемещение ОССиГ подтверждается электронным талоном, сформированным лицом, получившим разрешение на перемещение ОССиГ в соответствии с подпунктом 3.7.2 пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка либо лицом, указанным в разрешении на перемещение ОССиГ, выданном в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 раздела 8 настоящего Порядка в личном кабинете ИС Электронный талон ОССиГ, с указанием: даты перемещения ОССиГ; адреса объекта образования ОССиГ; вида транспортного средства, его государственного регистрационного знака, вместимости кузова (м3); вида или группы однородных ОССиГ (с указанием кодов ФККО) и объема перемещаемого ОССиГ; адреса станции перегруза ОССиГ (при направлении ОССиГ на станцию перегруза ОССиГ в соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Порядка) либо наименования отходополучателя и адреса объекта приема (переработки) ОССиГ.
При этом при интеграции ИС Электронный талон ОССиГ с государственными информационными системами Правительства Москвы формирование электронного талона в рамках разрешения на перемещение ОССиГ, выдаваемого в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 раздела 8 настоящего Порядка, в ИС Электронный талон ОССиГ осуществляется в автоматическом режиме с использованием необходимой для формирования электронного талона информации, содержащейся в указанных системах.
Электронный талон формируется на дату, в которую планируется осуществить перевозку ОССиГ, и подлежит учету (погашению) отходополучателем незамедлительно после приема ОССиГ на объекте приема (переработки) ОССиГ или станции перегруза ОССиГ. (в ред. распоряжения Минэкологии МО от 29.11.2021 № 1275-РМ).
В соответствии со ст. 14 закона Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-03 (ред. от 27.12.2021) «Об отходах производства и потребления в Московской области» (принято решением Мособлдумы от 17.10.2001 № 15/148) юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны, в том числе осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации; получать разрешение на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, при их образовании и последующей транспортировке самостоятельно или с привлечением подрядных организаций до объектов обработки, обезвреживания, утилизации и размещения.
В соответствии с ч.16 ст. 56 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» Юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица при осуществлении обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, обязаны соблюдать требования, установленные порядком обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, утверждаемым уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды (далее - Порядок обращения с отходами строительства и сноса).
Перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Порядком обращения с отходами строительства и сноса на основании разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, выданного исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Процедура, порядок выдачи и форма разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, устанавливаются уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии с.п.п. 5.2-5.3 Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.02.2021 № 134 РМ перемещение ОССиГ по территории Московской области в рамках разрешения на перемещение ОССиГ подтверждается электронными талонами.
Так судом установлено, что <дата> в 7 часов 45минут на а/д А-107 «М. малое кольцо», 150км+961м ООО «СУ <номер>» с использованием принадлежащего транспортного средства марки ИВЕКО TRAKKER AD380T38WH, государственный регистрационный знак <номер> осуществлено перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, том числе грунтов. Данное перемещение указанной выше автомашины зафиксировано с помощью фотосьемки, которая представлена в материалах дела, что свидетельствует о перемещении ООО «СУ <номер>» на принадлежащем ему транспортном средстве указанных отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, в отсутствие электронного талона на такое перемещение.
При этом утверждение заявителя о том, что в кузове находился грунт, для строительства дорог, не только не свидетельствует ни об отсутствии состава правонарушения в действия юридического лица, но и не имеет правового значения, поскольку диспозиция статьи предусматривает перемещение любых из указанных объектов в отсутствие необходимого электронного талона, носящего уведомительный характер для контролирующих органов.
Указанный талон ООО «СУ <номер>» не был получен данной организацией в нарушение установленных Правил и требований закона.
Таким образом, суд исследуя представленные материалы, изучив доводы жалобы, приходит к выводу об обоснованности привлечения ООО «СУ <номер>» к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016 – ОЗ «Кодекса М.<адрес> об административных правонарушениях» от <дата> поскольку судом установлено, что ООО «СУ <номер>» нарушен порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, учитывая, что перемещение указанных объектов и является одним из видов обращения с данными объектами.
Доказательств невозможности исполнения ООО «СУ <номер>» требований закона, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вменяемом правонарушении применительно к положениям ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Несостоятельны доводы защитника о том, что ООО «СУ №905» осуществляло перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов в рамках объекта строительства (А-113), плодородный грунт в данном случае не являлся отходом, поскольку транспортировался не для утилизации и захоронения, а для выполнения работ по вертикальной планировке с последующим гидропосевом трав действующего газопровода ПК2025+60, что не требует получение электронного талона и не является нарушением действующего законодательства несостоятельны, поскольку грунт в соответствии с ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» относится к 5 классу опасности, на перемещение которого также необходимо получение талона (соответствующего разрешения).
Иные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств произошедшего и собранных по делу доказательств, не имеют правовых аргументов, опровергающих выводы должностного лица, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
Нарушений порядка и сроков привлечения ООО «СУ №905» к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016- 03 «Кодекса Московской области об административных правонарушениях» от 4 мая 2016 г.
Порядок привлечения ООО «СУ №905» к административной ответственности соблюден, с учетом, в том числе фотофиксации правонарушения.
Нарушений процессуального закона при рассмотрении административно дела, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника управления государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Гагина Ю.В.<номер> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.6.26 ч. 1 Закона Московской области № 37/2016- ОЗ «Кодекса Московской области об административных правонарушениях» от 04.05.2016 г. в отношении ООО «Строительное управление №905» - оставить без изменения, а жалобу ООО «Строительное управление №905» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной через Раменский городской суд в течение 10 дней.
Судья: