ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-506/19 от 30.09.2019 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

<данные изъяты>

Дело № 12-506/2019

Р Е Ш Е Н И Е

30 сентября 2019 года <...>

Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев жалобу должностного лица ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю № от 29.08.2019 года,

которым должностное лицо – директор Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО1 подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

29.08.2019 г. постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю ФИО1 подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Ленинский районный суд с жалобой на данное постановление.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 настаивал на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представители Управления Федерального казначейства по городу Севастополю ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании просили постановление оставить без изменения.

Выслушав представителя заявителя, представителей УФК, изучив представленные материалы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с нормами пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Исходя из положений постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в отношении Департамента городского хозяйства города Севастополя проведена плановая выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ формирования современной городской среды за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.

Так, в рамках проверки установлено, что Департаментом городского хозяйства города Севастополя в нарушение статьи 130, пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 4.3.7.2 Соглашения от 08.02.2018 № о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на поддержку государственных программ формирования современной городской среды осуществлено финансирование Государственного бюджетного учреждения г. Севастополя «Парки и скверы» (далее - ГБУ «Парки и скверы») на реализацию мероприятий, не предусмотренных Приложением № 10 государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112- ПП, по благоустройству общественных территорий «Зеленая зона между гостиницей «Крым» и стадионом «Чайка», указанных в Приложении № 5 к Соглашению от 18.04.2018 г. № 67 о предоставлении субсидии из бюджета города Севастополя ГБУ «Парки и скверы» на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания: проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку проектной документации для реализации мероприятия 7 «Формирования современной городской среды» подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы» по капитальному ремонту сквера имени В. Блюхера, Балаклавский район города Севастополя на сумму <данные изъяты>. (государственный контракт от 31.07.2018 № 56 Гк-18 по благоустройству общественных территорий «Зеленая зона между гостиницей «Крым» и стадионом «Чайка» <данные изъяты>. и контракт от 10.09.2018 № 69 Гк-18 на выполнение работ по капитальному ремонту сквера имени В. Блюхера, Балаклавский район города Севастополя на сумму <данные изъяты>., заключенные ГБУ «Парки и скверы»), а также на финансирование расходов ГБУ «Горсвет» по Соглашению от 07.02.2018 года № 18 о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета города Севастополя государственным бюджетным учреждениям города Севастополя на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания на реализацию мероприятий, не включенных в государственную программу города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы», утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП (на сумму <данные изъяты>.), в том числе за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополю на сумму <данные изъяты> в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города федерального значения Севастополя с целью софинансирования, на сумму <данные изъяты>

Исходя из норм статьи 129 БК РФ, одним из видов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации являются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 132 Кодекса).

В соответствии со статьями 34, 38, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и использовании бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средства результативности), а на главного распорядителя бюджетных средств возложена обязанность по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств.

На основании постановления Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» утверждена государственная программа города Севастополя «Развитие жилищно- коммунальной инфраструктуры города Севастополя», главным распорядителем бюджетных средств мероприятий которой, является, в том числе, Департамент городского хозяйства города Севастополя.

В соответствии с пунктом 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» субсидия предоставляется при наличии правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинсирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Данные мероприятия включены в Государственную программу города Севастополя «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе на 2017-2022 годы», утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 24.10.2016 года № 1005-ПП.

Приложением № 5 к Соглашению № 67 утвержден адресный перечень на проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку проектной документации для реализации мероприятия 7 «Формирования современной городской среды» подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно- коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы».

В Приложении № 10 «Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018-2022 годах» к государственной программе города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП отсутствуют общественные территории «Зеленая зона между гостиницей «Крым» и стадионом «Чайка», «Сквер по ул. Солнечная, д. 15», указанные в Приложении № 5 к Соглашению № 67.

Приказом Департамента городского хозяйства от 29.08.2018 № 343-ОД «О предоставлении субсидии Государственному бюджетному учреждению «Горсвет» на цели, не связанные с финансовым обеспечением государственного задания в 2018 году» ГБУ «Горсвет» предоставлена субсидия на цели, не связанные с финансовым обеспечением государственного задания по КБК 842 05 03 01401R5550 612 на сумму 8 311 400,00 руб. на проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку проектной документации (код 842 0005) для реализации мероприятия 7 «Формирования современной городской среды» подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы», а именно - устройство освещения.

В Приложении № 7 «Нормативная стоимость (единичные расценки) работ по благоустройству дворовой территории» в соответствии с основным мероприятием 7 «Формирование современной городской среды» Подпрограммы 4 "Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программе города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП, отсутствует нормативная стоимость (единичные расценки) работ по виду работ - устройство освещения.

Кроме того, Приложением № 6 «Порядок разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов (схем) благоустройства дворовых территорий, а также дизайн-проектов (схем) благоустройства общественных территорий, расположенных на территории города Севастополя, в рамках реализации основного мероприятия 7 «Формирование современной городской среды» Подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» к благоустройства дворовых территорий, а также дизайн-проектов благоустройства общественных территорий, расположенных на территории города федерального значения Севастополя не относится устройство освещения.

Кроме того, пунктом 1.6 Приложения № 6 «Порядок разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов (схем) благоустройства дворовых территорий, а также дизайн-проектов (схем) благоустройства общественных территорий, расположенных на территории города Севастополя, в рамках реализации основного мероприятия 7 «Формирование современной городской среды» Подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» под общественными территориями подразумеваются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки.

Предметом Дополнительного соглашения от 01.11.2018 № 1 к Соглашению от 07.02.2018 года № 18 о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета города Севастополя государственным бюджетным учреждениям города Севастополя на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания (далее - Соглашение № 18) является предоставление Департаментом городского хозяйства ГБУ «Горсвет» субсидии из бюджета города Севастополя на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнением ГБУ «Горсвет» государственного задания, а именно на проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку проектной документации для реализации мероприятия 7 «Формирования современной городской среды» подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы».

Приложением № 1 к Соглашению № 18 субсидия на проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку проектной документации для реализации мероприятия 7 «Формирования современной городской среды» подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы» предоставляется на сумму 8 311 400,00 рублей.

Приложением № 6 к Соглашению № 18 утвержден адресный перечень на проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку проектной документации для реализации мероприятия 7 «Формирования современной городской среды» подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно- коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы» соответствующий Приложению № 8 «Адресный перечень общественных и дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году» к государственной программе города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП.

Кроме того, Приложением № 8 «Адресный перечень общественных и дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году» к государственной программе города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП установлен вид работ (устройство тротуаров, устройство детской площадки, установка малых архитектурных форм), а не устройство освещения, как это указано в приказе Департамента городского хозяйства от 29.08.2018 № 343-ОД.

Таким образом, при реализации Соглашений о выделении средств субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2022 годы» главным распорядителем бюджетных средств не обеспечено соблюдение получателем межбюджетной субсидии, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Нормами пункта 1 государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя», утвержденного Постановление Правительства Севастополя от 21.11.2016 №1112-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно- коммунальной инфраструктуры города Севастополя», предусмотрено, что ответственными за реализацию мероприятий Программы являются главные распорядители бюджетных средств в части закрепленных за ними мероприятий.

Согласно нормам пункта 14 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 года № 875-ПП, директор осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за достижение целей, выполнение задач и осуществление функций Департамента.

Выявленные обстоятельства позволили административному органу прийти к выводу о том, что ФИО1, являясь должностным лицом - директором Департамента городского хозяйства города Севастополя, нарушил условие предоставления (расходования) межбюджетного трансферта.

Ссылки в жалобе на то, что ФИО1 необоснованно вменяется нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку согласно пункту 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Таким образом, указанная выше норма закона прямо предусматривает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Доводы представителя, что перечень общественных территорий, в том числе сквер имени В. Блюхера, Балаклавский район города Севастополя и «Зеленая зона между гостиницей «Крым» и стадионом «Чайка» был утвержден межведомственной рабочей группой по формированию комфортной городской среды на территории города Севастополя 29.01.2018 года также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная рабочая группа не обладает полномочиями по утверждению такого перечня и не может подменять условий, предусмотренных п. 4.3.4 Соглашения.

Действия директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО1 правильно квалифицированы по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 29.08.2019 о привлечении к административной ответственности ФИО1 по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья-подпись

Копия верна

<данные изъяты>

Судья: Ю.С. Степанова