к делу №12-506/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
«08» сентября 2016 года город Сочи
Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Бажин А.А., при секретаре судебного заседания К Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края – начальника – отдела производственных и инвестиционных программ Ш С.Ю., от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края – начальника – отдела производственных и инвестиционных программ Ш С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
ФИО1 обратился в Центральный районный суд г. Сочи с жалобой на данное постановление, в которой просит обжалуемое им постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, по следующим основаниям.
Решение о привлечении к административной ответственности ФИО1 принято в связи с нарушениями ПАО «Кубаньэнерго» при заключении с гражданином М Г.А. договора технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ№. Предметом указанного Договора является технологическое присоединение электропотребляющих устройств максимальной мощностью 15 кВт по третьей категории надежности классом напряжения 0,4 кВ принадлежащего ему жилого дома. Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договора, предусмотрены мероприятия, необходимые к исполнению для указанного выше технологического присоединения.
Однако, как видно из преамбулы и раздела «Реквизиты сторон» Договора, он подписан от имени ПАО «Кубаньэнерго» помощником директора по технологическому присоединению В С.В. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№. ФИО1, договор не подписывал, не визировал, в работе по его согласованию не участвовал, технические условия не разрабатывал.
Согласно приказу о переводе работника на другую работу №-Л от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен на должность Заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани - Сочинские электрические сети. Данную должность занимает по настоящее время. Распределение полномочий заместителей и помощников директора филиала Х З.А.. электрические сети произведено путем издания приказа «О распределении обязанностей заместителей директора ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети в новой редакции» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 3.2 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ за заместителем директора по реализации и развитию услуг закреплен функционал: «3.2. Заместитель директора по реализации и развитию услуг в пределах компетенции, установленной приказами филиала Общества и выданной генеральным директором доверенностью, имеет право совершать все действия, соответствующие содержанию и характеру предоставленных полномочий, Уставу и иным внутренним документам филиала Общества, законодательству Российской Федерации.
Несет ответственность за организацию деятельности филиала: по реализации услуг; по учету электроэнергии;
по организации энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Основные обязанности в части реализации услуг по следующим направлениям: организация деятельности по обеспечению эффективного взаимодействия филиала Общества с клиентами на рынке по оказанию основных и дополнительных услуг; координация мероприятий направленных на оптимизацию производственной деятельности филиала Общества, путем сокращения издержек и финансовых рисков в сфере реализации услуг; организация деятельности по развитию договорных отношений и схем взаимодействия филиала Общества с иными участниками энергетического рынка при осуществлении деятельности по реализации услуг; организация деятельности филиала Общества в части контроля балансов электроэнергии по смежным сетевым организациям в процессе тарифообразования с целью получения максимальной экономической выгоды; организация и контроль деятельности филиала Общества по реализации дополнительных услуг.
В части учета электроэнергии по следующим направлениям: организация деятельности филиала Общества в части автоматизации учета электроэнергии (создание автоматизированной информационно - измерительной системы) для снижения времени на выявление и устранения причин небаланса электроэнергии, обеспечения почасового планирования и коммерческих расчетов в режиме реального времени, а так же для дистанционного сбора данных с комплексов учета электроэнергии; координация мероприятий направленных на снижение коммерческих потерь электроэнергии на ее транспорт за счет повышения точности учета электроэнергии; анализ структуры потерь электроэнергии, выявление их причин и принятие, мер к их устранению; организация работ по формированию достоверных объемов полезного отпуска и выполнению регламентных работ по эксплуатации приборов учета; обеспечение выявления неучтенного электропотребления; обеспечение технической поддержки договорных отношений с субъектами рынка электроэнергии; организация эксплуатации приборов и систем учета электроэнергии. В части организации энергосбережения и повышения энергетической эффективности по следующим направлениям: координация деятельности по повышению уровня энергосбережения и энергетической эффективности филиала Общества, снижения доли энергетических издержек на основе разработанной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценка потенциала энергосбережения при внедрении новых технологических процессов и энергоэффективного оборудования; мониторинг и контроль за не превышением плановых параметров утвержденной инвестиционной программы филиала Общества в части реализации мероприятий в пределах своей компетенции.
Координирует и контролирует деятельность: службы реализации услуг, службы учета электроэнергии, сектора энергосбережения и повышения энергетической эффективности, групп реализации услуг, групп эксплуатации приборов учета участков реализации и развития услуг РЭС».
Как видно из указанного функционала, в должностные обязанности ФИО1 входят полномочия по организации учета электроэнергии потребителями, повышение энергоэффективности энергосистемы, реализация услуг по передаче электроэнергии через электрические сети филиала и, соответственно, не входит деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии. Указанный функционал (организация работы по технологическому присоединению), согласно п. 3.3 данного приказа, закреплен за помощником директора по технологическому присоединению: «3.3. Помощник директора по технологическому присоединению В пределах компетенции, установленной приказами филиала Общества и выданной генеральным директором доверенностью, имеет право совершать все действия, соответствующие содержанию и характеру предоставленных полномочий, Уставу и иным внутренним документам филиала Общества, законодательству Российской Федерации.
Несет ответственность за организацию деятельности филиала: по взаимодействию с клиентами; по технологическому присоединению потребителей; по перспективному развитию.
Основные обязанности.
В части взаимодействия с клиентами по следующим направлениям: координация мероприятий направленных на формирование имиджа филиала Общества как клиентоориентированной организации.
В части технологического присоединения потребителей по следующим направлениям: организация деятельности филиала Общества по разработке, согласованию и исполнению процедуры технологического присоединения электроустановок юридических и физических лиц к электрическим сетям в соответствии с действующей законодательной базой, с учетом соблюдения баланса интересов сетевой компании и заказчиков услуги технологического присоединения; организация включения объектов электросетевого хозяйства для осуществления технологического присоединения электроустановок юридических и физических лиц к электрической сети филиала Общества, включенных в инвестиционную программу Общества; сопровождение заявок на технологическое присоединение, сопровождения и организации исполнения договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства Общества, находящейся в зоне ответственности филиала.
В части перспективного развития по следующим направлениям: координация мероприятий по разработке, согласованию схем перспективного развития электрических сетей филиала Общества и последующее их ведение в привязке к развитию сетевого комплекса смежных сетевых организаций; организация работ по разработке технических условий на технологическое присоединение заявителей на основе схем перспективного развития, схем и режимов работы существующего электросетевого комплекса и инвестиционной программы филиала Общества; методическое и организационное обеспечение деятельности филиала Общества в части расчетов энергетической эффективности объектов инвестиционной программы Общества.
Координирует и контролирует деятельность: отдела взаимодействия с клиентами, службы технологического присоединения, отдела перспективного развития, групп развития услуг участков реализации и развития услуг «РЭС». Однако должность помощника директора по технологическому присоединению филиала Х З.А.. электрические сети ФИО1 не занимает (и не занимал) ни по основному месту работы, ни по совместительству.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, и его виновность в совершении административного правонарушения.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, согласно вынесенному ДД.ММ.ГГГГ постановлению ФИО1 привлекается к ответственности за нарушение, которое он не совершал, более того, не мог совершить в ходе исполнения должностных обязанностей, что является необоснованным и незаконным.
Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы ФИО1 в сфере профессиональной деятельности. Кроме того незаконно вынесенное постановление ухудшает финансовое положение ФИО1 и незаконно возлагает на него обязанности по оплате штрафных санкций.
Приложенные к настоящей жалобе доказательства свидетельствуют об отсутствии вины ФИО1 в рамках административного дела, рассмотренного РЭК-ДЦиТ КК.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что, согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ также является безусловным основанием для отмены вынесенного постановления и прекращения производства по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.2 и 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления; госпошлиной не облагается.
Обжалуемое постановление получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка на первой странице постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что течение процессуального срока на подачу заявления о признании незаконными решения о привлечении к ответственности, начинается со дня, следующего за днем получения документа, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, окончание установленного законом десятидневного срока на обжалование приходится на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, настоящее жалоба подана с соблюдением процессуальных сроков.
В соответствии со ст. 30.1. и ст. 30.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения административного дела.
Представитель заявителя ФИО1 по доверенности Г Ю.В. в судебном заседании в полном объёме поддержала доводы, изложенные в жалобе, и просила удовлетворить ее, по основаниям, в ней изложенным.
Представитель региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края в назначенное судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, о причине своей не явки суду не сообщил о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, при данных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав мнение явившихся участников процесса, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что жалоба ФИО1 подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» срок подачи жалобы не пропущен.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение данных обстоятельств имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как должностному лицу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 названного Кодекса не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 14 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В ходе производства по данному делу ФИО1 приводил доводы о том, что он не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, утверждая, что договор не подписывал, не визировал, в работе по его согласованию не участвовал, технические условия не разрабатывал, кроме того согласно должностной инструкции в его полномочия по организации учета электроэнергии потребителями, повышение энергоэффективности энергосистемы, реализация услуг по передаче электроэнергии через электрические сети филиала и, соответственно, не входит деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии.
Как следует из п. 3.2 представленной должностной инструкции распределение обязанностей между заместителями директора филиала, главным бухгалтером филиала ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети от ДД.ММ.ГГГГ, основные обязанности заместителя директора по реализации и развитию услуг входит в части реализации услуг по следующим направлениям:
координация мероприятий направленных на оптимизацию производственной деятельности филиала Общества, путем сокращения издержек и финансовых рисков в сфере реализации услуг;
организация деятельности по развитию договорных отношений и схем взаимодействия филиала Общества с иными участниками энергетического рынка при осуществлении деятельности по реализации услуг;
организация деятельности филиала Общества в части контроля балансов электроэнергии по смежным сетевым организациям в процессе тарифообразования с целью получения максимальной экономической выгоды;
организация и контроль деятельности филиала Общества по реализации дополнительных услуг.
Кроме того из п. 3.3 вышеуказанной должностной инструкции следует, что основные обязанности помощника директора по технологическому присоединению входит взаимодействия с клиентами по следующим направлениям:
организация деятельности по обеспечению эффективного взаимодействия филиала Общества с клиентами на рынке по оказанию основных и дополнительных услуг;
координация мероприятий направленных на формирование имиджа филиала Общества как клиентоориентированной организации.
В части технологического присоединения потребителей по следующим направлениям:
организация деятельности филиала Общества по разработке, согласованию и исполнению процедуры технологического присоединения электроустановок юридических и физических лиц к электрическим сетям в соответствии с действующей законодательной базой, с учетом соблюдения баланса интересов сетевой компании и заказчиков услуги технологического присоединения;
организация включения объектов электросетевого хозяйства для осуществления технологического присоединения электроустановок юридических и физических лиц к электрической сети филиала Общества, включенных в инвестиционную программу Общества;
сопровождение заявок на технологическое присоединение, сопровождения и организации исполнения договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства Общества, находящейся в зоне ответственности филиала.
Из представленного договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он заключен между ПАО «Кубаньэнерго» филиал Сочинские электрические сети в лице Помощника директора по техническому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» - Сочинские электрические сети, В С.В. действующего на основании доверенности и гражданином М Г.А.
Также из приложения к договору № от ДД.ММ.ГГГГ технические условия для присоединения к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» согласованы помощником директора по технологическому присоединению В С.В.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Имеющий значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении вопрос о том, является ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом надлежащим образом исследован не был.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что ФИО1 является должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности за совершение вменяемого ему административного правонарушения, в ходе производства по настоящему делу не исследованы и в оспариваемом постановлении не указано оснований по каким основаниям должностное лицо пришло к выводу, что именно ФИО1 является тем лицом, которого привлекают к административной ответственности.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя руководителя региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края – начальника – отдела производственных и инвестиционных программ Ш С.Ю., от ДД.ММ.ГГГГ, не отвечает требованиям КоАП РФ, является не законным и не обоснованным, в связи с чем подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края – начальника отдела производственных и инвестиционных программ Ш С.Ю., от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - удовлетворить частично.
Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края – начальника – отдела производственных и инвестиционных программ Ш С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении ФИО1 направить на новое рассмотрение в региональную энергетическую комиссию – Департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в Краснодарский краевой суд.
Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
Судья А.А. Бажин