№12-509/2016
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург 19 июля 2016 года
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Артамонов А.В.,
при секретаре Быковой К.А., с участием:
представителя УФАС по Оренбургской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу первого заместителя главы Южного округа г. Оренбурга ФИО2 на постановление №06-16-29/2016 от 25.05.2016 года об административном правонарушении, вынесенное заместителем руководителя УФАС по Оренбургской области П.Л.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области №06-16-29/2016 от 25.05.2016 года по делу об административном правонарушении ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Нарушение выразилось в необоснованном отказе ИП К.В.В. в размещении объекта развлекательного назначения – проката детских электромобилей, направленного на ограничение, недопущение, устранение конкуренции на рынке организации детского досуга.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО2 обжаловал его в Ленинский районный суд г. Оренбурга, полагая, что обжалуемое постановление является незаконным, поскольку его вина не установлена и не исследована.
В своей жалобе заявитель указывает, что в целях создания условий для организации досуга жителей муниципального образования «город Оренбург» и предотвращения ущерба, причиняемого объектам внешнего благоустройства администрацией города было издано положение о порядке размещения аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории муниципального образования «город Оренбург» (утв. постановлением администрации города Оренбурга от 27.05.2013 № 1144-п) (далее Положение).
Пунктом 1.3. Положения предусмотрено, что размещение аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения (далее - объекты) осуществляется в соответствии с перечнем мест, предназначенных для размещения объектов на территории города Оренбурга, ежегодно утверждаемым постановлением администрации города Оренбурга не позднее 25 апреля текущего года (далее - Перечень мест).
Указанный перечень мест предусматривает назначение места размещения (указание на вид объекта развлекательного назначения, размещаемого в данном месте) и условия, при исполнении которых объект размещается в конкретном месте, указанном в Перечне мест. Указанные места являются объектами муниципальной собственности.
Постановлением администрации города Оренбурга от 12.05.2015 № 1100-п «Об утверждении перечня мест, предназначенных для размещения объектов развлекательного назначения на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Постановление) определен перечень мест размещения объектов и период их функционирования (с 10 мая по 30 сентября 2015 г.) на 2015 год.
Во исполнение постановлений администрации г.Оренбурга, глава Южного округа издает распоряжение от 28.06.2013 года №381-р «О комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа г.Оренбурга», председателем которой назначен первый заместитель главы Южного округа г.Оренбурга ФИО2
Указанные правовые акты являются нормативными правовыми актами, которые опубликованы и размещены на официальном сайте администрации города Оренбурга в установленном порядке.
До издания указанных ранее муниципальных правовых актов проекты направлялись в прокуратуру города Оренбурга для проведения антикоррупционной экспертизы. Прокуратурой даны положительные заключения, из которых следует, что в муниципальных правовых актах несоответствие актам «более высокой юридической силы, коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники» не установлено. Следовательно, на момент заседания комиссии и принятия решения, данные акты подлежали обязательному исполнению в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с Положением, для размещения объекта необходимо обратиться на имя главы соответствующего округа, по территориальности, с приложением всех необходимых документов. Все поступившие заявления рассматривались на заседании Комиссии совместно с заявителями. На заседании комиссии, которое состоялось 21.05.2015г., рассмотрены заявления о размещении объектов, а именно прокат детских электромобилей, в сквере у памятника Ю.А. Гагарину. Комиссия, ознакомившись с предложенными мероприятиями по благоустройству территории места размещения, способом открытого голосования большинством голосов приняла решение согласовать размещение другому лицу, предложившему мероприятия по благоустройству места размещения в значительно большем объеме.
Кроме того, согласно выписки из ЕГРИП основанным видом деятельности ИП К.В.В. является «Розничная торговля моторным топливом», в качестве дополнительного указано в том числе «Прокат бытовых изделий и предметов личного пользования». Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», прокат детских автомобилей не относится к виду деятельности по прокату инвентаря и оборудования дл проведения досуга и отдыха.
Указанное выше позволяет сделать вывод о несоответствии видов деятельности ИП К.В.В. назначению предполагаемого места размещения объекта, что согласно п.2.3. Положения является основанием для принятия решения об отсутствии возможности размещения объекта.
Следовательно, решение об отказе в размещении было принято в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, которыми строгая форма бланка решения Комиссии не предусмотрена.
Однако, должностным лицом доказательство о несоответствии видов деятельности ИП К.В.В. назначению предполагаемого места размещения объекта во внимание не приняты.
Бланк решения от 21.06.2015г., выданный ИП К.В.В., содержит результат рассмотрения, оценки заявок, которое принималось не единолично председателем, а коллегиальным органом – Комиссией. Подпись председателя в решении является письменным выражением волеизъявления большинства членов Комиссии. Вместе с тем указанное обстоятельство, выраженное в отказе в размещении объекта развлекательного назначения в сквере у памятника Ю.А. Гагарину, по адресу: пр.Гагарина, от ... до середины сквера, не повлекло необоснованное препятствование в осуществлении предпринимательской деятельности ИП К.В.В., в связи с чем никаким образом не способствовало ограничению конкуренции на рынке организации детского досуга на территории Южного округа г.Оренбурга.
Кроме того, согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Первый заместитель главы Южного округа г.Оренбурга должностным лицом не является, следовательно, не является субъектом административного правонарушения. Заявитель просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие ФИО2
Представитель УФАС по Оренбургской области ФИО1 просила постановление по делу об административном правонарушении от 25.05.2016 № 06-16-29/2016, вынесенное в отношении первого заместителя главы Южного округа города Оренбурга ФИО2, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив жалобу, выслушав доводы защитника и представителя административного органа, исследовав материалы административного дела и представленные с жалобой материалы, оснований к удовлетворению жалобы суд не находит, исходя из следующего.
Постановлением администрации г. Оренбурга № 1144-п от 27.05.2013 г. утверждено Положение о порядке размещения аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Положение).
Согласно п. 1.3 Положения размещение объектов развлекательного назначения (далее - Объекты) осуществляется в соответствии с перечнем мест, предназначенных для размещения объектов на территории города Оренбурга, ежегодно утверждаемым постановлением администрации города Оренбурга не позднее 25 апреля текущего года (далее - Перечень мест).
Данный Перечень мест утвержден Постановлением администрации города Оренбурга от 12.05.2015 г. № 1100-п «Об утверждении перечня мест, предназначенных для размещения объектов развлекательного назначения на территории муниципального образования «город Оренбург».
В соответствии с п. 2.2 Положения для рассмотрения поступивших заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения в администрациях округов города Оренбурга создается комиссия (далее - комиссия), состав и порядок работы которой утверждается распоряжением главы округа города Оренбурга.
Во исполнение норм, определенных п. 2.2 Положения о порядке размещения аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории муниципального образования «город Оренбург» (утвержденного Постановлением администрации г. Оренбурга № 1144-п от 27.05.2013 г.), Главой Южного округа г. Оренбурга было принято Распоряжение № 381-р от 28.06.2013 г. «О комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга» (далее - Положение о Комиссии).
Таким образом, указанное положение о Комиссии предусматривает конкретную регламентацию работы комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга, которое в свою очередь утверждено Распоряжением Главы Южного округа г.Оренбурга № 381-р от 28.06.2013 г.
Из п. 2.1 Положения о Комиссии следует, что заявления с приложением документов, перечень которых утвержден постановлением администрации города Оренбурга, поступающие в администрацию Южного округа, о намерении разместить аттракционы, батуты, а также другие объекты развлекательного назначения (далее - объект), регистрируются в порядке, установленном регламентом работы администрации Южного округа г. Оренбурга, и направляются на рассмотрение главе Южного округа г. Оренбурга.
Глава Южного округа города Оренбурга направляет указанные документы в Комиссию для рассмотрения и принятия соответствующего решения (п. 2.2. Положения о Комиссии).
Согласно п. 3.1 Положения о Комиссии в течение 10 календарных дней с момента поступления заявлений комиссия рассматривает поданные заявления и принимает решение о согласовании размещения объекта либо об отсутствии возможности размещения объекта, о чем письменно уведомляет заявителя.
При наличии двух и более заявлений основанием для принятия решения о согласовании размещения объекта является предложение заявителем своих условий размещения объекта наряду с условиями размещения, определенными в Перечне мест. Собственные предложения заявителей оцениваются комиссией по следующим критериям: степень и объем участия в мероприятиях по благоустройству территории; организация, проведение социально значимых мероприятий, акций.
Пунктом 3.3 Положения о Комиссии установлено, что решение об отсутствии возможности размещения объекта принимается в следующих случаях: отсутствие предполагаемого места размещения объекта в Перечне мест; несоответствия вида деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя назначению предполагаемого места размещения объекта согласно Перечню мест; предоставления предполагаемого места размещения объекта другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые ранее направили в администрацию округа города Оренбурга документы в соответствии с пунктом 2.1 Положения; отсутствия документов, указанных в п. 2.1 Положения.
По каждому поступившему заявлению Комиссия принимает решение - о размещении или об отказе в размещении объекта по указанному в заявлении адресу в соответствии с Перечнем мест в случае отказа заявителю в размещении объекта в решении комиссии указывается основание такого отказа (п. п. 3.4, 3.5 п. 3.6 Положения о Комиссии).
21.05.2015 г. состоялось заседание Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга (протокол № 1).
Мероприятием повестки дня обозначено рассмотрение заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа г. Оренбурга.
На 21.05.2015 г. заявления подали следующие лица: ИП К.В.В., ИП К.И.В., ИП П.Г.В., ИП К.С.Н., ИП У.И.А., ИП И.А.В., ООО «Казахская юрта» (директор И.Ж.М.), ООО «Ресурс - поставка» (директор Г.М.В.), ИП В.Н.А., ООО «Предел» (директор К.Е.Ю.).
Положение о Комиссии содержит норму, согласно которой при наличии двух и более заявлений основанием для принятия решения о согласовании размещения объекта является рассмотрение собственных предложений заявителя, содержащих условия размещения объекта развлекательного назначения, оцениваемые Комиссией по критериям: степень и объем участия в мероприятиях по благоустройству территории; организация, проведение социально значимых мероприятий, акций, которые предоставляют членам Комиссии возможность оценивать собственные предложения претендентов на основании своего собственного усмотрения.
ИП К.В.В. 14.05.2015 г. было подано заявление на имя Главы администрации Южного округа г. Оренбурга о согласовании размещения пункта проката детских электромобилей в сквере у памятника Ю.А. Гагарина по ... (правая сторона от ... до середины сквера площадью 2500 кв. м.).
Решением Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга № 1 от 21.05.2015 г. ИП К.В.В. было отказано в размещении проката детских электромобилей в сквере у памятника Ю.А. Гагарину, по адресу: пр. Гагарина (правая сторона) от ул. Алтайской до середины сквера ввиду того, что другим претендентом были предложены мероприятия по благоустройству территории места размещения в значительно большем объеме, чем указанные в заявке ИП К.В.В.
Вместе с тем, из буквального толкования п. 3.1 Положения о Комиссии, содержащий основания для отказа в размещении объектов развлекательного назначения, следует, что данный перечень не содержит такое основание отказа, согласно которому было отказано ИП К.В.В. - «степень и объем участия в благоустройстве территории», так как это является критерием оценки заявки, поданной хозяйствующим субъектом. Следовательно, критерии оценочного характера не могут быть использованы в качестве основания для отказа в предоставлении места для размещения объекта.
Таким образом, принимая решения о размещении объектов развлекательного назначения, руководствуясь Положением о Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга (Распоряжение Главы Южного округа г. Оренбурга № 381-р от 28.06.2013 г.), Положением о порядке размещения аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории муниципального образования «город Оренбург» (утв. Постановлением Администрации г. Оренбурга № 1144-п от 27.05.2013 г.), Комиссия по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга принимала решения, основываясь на субъективной оценке предложений хозяйствующих субъектов по условиям размещения объектов. Отказывая ИП К.В.В. в размещении объекта развлекательного назначения, Комиссия руководствовалась не исчерпывающим перечнем оснований для отказа в размещении объектов развлекательного назначения, предусмотренного п. 2.3 Положения, а критерием оценки поступивших заявок.
Указанные обстоятельства повлекли необоснованное препятствование в осуществлении предпринимательской деятельности ИП К.В.В. на рынке организации детского досуга.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что п. 2.3 Положения установлено, что решение об отсутствии возможности размещения объекта принимается в случае несоответствия вида деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя назначению предполагаемого места размещения объекта согласно Перечню мест.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом ИП К.В.В. является розничная торговля моторным топливом, в качестве одного из дополнительных видов деятельности обозначен прокат бытовых изделий и предметов личного пользования. Однако, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от ...N-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»), осуществляемый ИП К.В.В. «прокат бытовых изделий и предметов личного пользования» не предусматривает осуществление проката детских электромобилей, поскольку последние не относятся к категории бытовых товаров и предметов личного пользования.
Указанный довод был также отражен в письменных пояснениях, предоставленных представителем ФИО2 на рассмотрение дела № 06-16- 29/2016. Должностным лицом указанный довод во внимание не был принят, поскольку Решением Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга № 1 от 21.05.2015 г. ИП К.В.В. было отказано в размещении проката детских электромобилей в сквере у памятника Ю.А. Гагарину, по адресу: ... (правая сторона) от ... до середины сквера мотивируя это тем, что другим претендентом были предложены мероприятия по благоустройству территории места размещения в значительно большем объеме, чем указанные в заявке ИП К.В.В., а не в силу несоответствия его вида деятельности. Более того, по результатам анализа, проведенного в рамках рассмотрения дела N о нарушении антимонопольного законодательства, данный вопрос не возникал и не обсуждался, а заявлен только в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, указанное обстоятельство не имело правового значения для рассмотрения дела N.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Указанные действия Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга и должностного лица, подписавшего решение об отказе в размещении объекта развлекательного назначения, способствовали ограничению конкуренции на рынке организации детского досуга на территории города Оренбурга и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством и влекут ограничение конкуренции.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно п. п. 3.1.16, 3.1.19 должностной инструкции первого заместителя главы Южного округа г. Оренбурга № 3-1-05-01-01 от 20.07.2009 г. (Приложение № 16 к Распоряжению Главы округа г. Оренбурга от 20.07.2009 г. № 102-р) заместитель главы округа руководит комиссиями: центрально - экспертной, по обеспечению безопасности дорожного движения и д. по поручению главы округа; осуществляет иные полномочия по поручению главы округа.
Полномочия Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга определены Распоряжением № 381-р от 28.06.2013 г. «О комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга».
Согласно п. 4.3 Распоряжения № 381-р от 28.06.2013 г. «О комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга» решения Комиссии подписываются председателем Комиссии.
В соответствии с Приложением № 2 к Распоряжению № 381-р от 28.06.2013 г. Председателем Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга является первый заместитель главы округа - ФИО2
Решение Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга № 1 от 21.05.2015 г. об отказе ИП К.В.В. в размещении проката детских электромобилей в сквере у памятника Ю.А. Гагарину, по адресу: ... (правая сторона) от ... до середины сквера было подписано Председателем Комиссии ФИО2
На момент совершения нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЭ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» ФИО2 являясь Председателем Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении объектов развлекательного назначения на территории г. Оренбурга являлся должностным лицом - первым заместителем главы Южного округа г. Оренбурга в силу положений ст. 2.4 КоАП РФ.
Факт правонарушения и наличие вины Первого заместителя главы Южного округа г. Оренбурга - Председателя Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга (на момент совершения правонарушения) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела и мотивируется тем, что им подписано Решение Комиссии по рассмотрению заявлений о размещении аттракционов, батутов, а также других объектов развлекательного назначения на территории Южного округа города Оренбурга № 1 от 21.05.2015 г. об отказе ИП К.В.В. в размещении проката детских электромобилей в сквере у памятника Ю.А. Гагарину, по адресу: ... (правая сторона) от ... до середины сквера.
Действия виновного правильно квалифицированы в обжалуемом постановлении по ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом обстоятельств правонарушения и личности виновного, в минимальном размере.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу первого заместителя главы Южного округа г. Оренбурга ФИО2 оставить без удовлетворения, а постановление №06-16-29/2016 от 25.05.2016 года по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем руководителя УФАС по Оренбургской области П.Л.Ю. – без изменения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Артамонов А.В.