Дело № 12-509/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан 28 декабря 2017 года
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Белоусова И.А.,
с участием помощника прокурора Витютнева К.В.,
лица, в отношении которого ведется административное производство – председателя комитета образования ЕАО ФИО1,
представителей ФИО1 – ФИО2 и ФИО3,
представителя УФАС оп ЕАО ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании в городе Биробиджане дело по жалобе председателя комитета образования Еврейской автономной области ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области № от 16.11.2017 года –
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области ФИО5 № от 16.11.2017 года должностное лицо – председатель комитета образования ЕАО ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подала жалобу, в которой указала, что с постановлением не согласна и вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признает по следующим основаниям:
Пунктом 7 ч. 3 ст. 2 Закона ЕАО от 06.03.2014 года №472-ОЗ «Об образовании в Еврейской автономной области» установлено, что правительство ЕАО обеспечивает, в том числе государственные гарантии реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях по средствам предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий в соответствии с нормативами, определенными законами ЕАО. Соответствующие нормативы определены законом области от 30.10.2013 года № 374-ОЗ «Об определении нормативов финансирования на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях, расположенных на территории ЕАО». Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Закона, финансовое обеспечение получения гражданами общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях области. Осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета местным бюджетам.
В соответствии с пп. 1 п. 14 Порядка определения нормативов финансирования муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории ЕАО, на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также обеспечение дополнительного образования детей по уровням образования, видам образовательных программ, утвержденного законом области от 30.10.2013 № 374-03, органам местного самоуправления муниципальных образований области разрешено централизовать средства субвенций в части осуществления расходов на пополнение фондов библиотек в бюджетной смете органов управления образованием по согласованию с общеобразовательными организациями.
Соответствующая субвенция в денежном выражении на 2017 год установлена законом области от 22.12.2016 года № 58-03 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» отдельной строкой по статье «Образование», распорядителем денежных ассигнований по которой является комитет образования ЕАО и, в полном объеме перечислена в муниципальные образования области.
В связи с тем, что выделенные в 2017 году муниципальным образованиям области субвенции на основании закона области от 30.10.2013 года № 374-ОЗ не обеспечили приобретение учебников в полном объеме, муниципальные образования обратились к губернатору области и в комитет образования области с просьбами о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для приобретения учебников. Правительством области указанные денежные средства были дополнительно выделены из бюджета области.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения о комитете образования области, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 29.07.2014 года № 373-пп «О комитете образования Еврейской автономной области», комитет образования области организует обеспечение муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Учитывая вышеуказанные полномочия, комитет образования ЕАО в лице председателя комитета - ФИО1, как орган исполнительной власти, формируемый правительством ЕАО и осуществляющий государственную политику в сфере образования на территории ЕАО (Государственный заказчик), заключил государственный контракт № с ООО Издательский центр «Издательство Астрель» (Поставщиком) в лице ФИО на поставку учебных изданий, цена контракта - 1972238 рублей, предмет контракта - учебники в общем количестве экземпляров 6156 штук.
Поставщиком учебные издания Государственному заказчику фактически поставлены 28.07.2017 года, что подтверждается товарной накладной от 30.06.2017 года.
С целью своевременной оплаты указанного контракта комитетом образования области заявка в финансовое управление правительства области была сделана 16.08.2017 года (№), то есть по истечении 19 дней со дня поставки учебников (28.07.2017). Профинансирована указанная заявка финансовым управлением правительства ЕАО была только 02.11.2017 года, что повлекло за собой нарушение требований ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
В соответствии с ответом финансового управления правительства области на запрос прокуратуры области о перечислении денежных средств по данной заявке от 30.10.2017 года №, указано, что перечисление денежных средств не осуществлено в связи с низким поступлением доходов в областной бюджет на 30.10.2017 года и первоочередным порядком финансирования расходов на оплату труда и выплаты социального характера.
Заявитель ФИО1 в жалобе также указывает, что виновные действия заказчика по просрочке в оплате выполненных работ находятся за пределами недостаточного финансирования и, соответственно, государственный заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату выполненных работ, связанную с несвоевременным поступлением бюджетных ассигнований на счет комитета образования ЕАО. Она, как председатель Комитета образования ЕАО, своевременно приняла меры по обеспечению оплаты указанного контракта и в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Просит отменить постановление № от 16.11.2017 года и прекратить производство по делу за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности - ФИО1 доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что Комитет образования направил заявку на оплату в финуправление правительства ЕАО, данная заявка была принята, но оплата не производилась, тогда как и возврата заявки не было. Таким образом, вины Комитета образования в несвоевременной оплате по указанному контракту, не имеется.
Представители должностного лица ФИО1 – ФИО2 и ФИО3 также поддержали требования и доводы жалобы, дополнительно пояснили, что комитетом образования была направлена заявка на оплату по товарной накладной от 28.07.2017 года в финансовое управление правительства ЕАО спустя 19 дней после получения товара, поскольку данный товар необходимо было получить и сверить. После направления заявки, в базе данных появилась отметка о том, что финансовое управление заявку приняло, что в соответствии с регламентом документооборота между финансовым управлением и управлением образования свидетельствовало о принятии заявки на оплату. Возврата заявки не было. Считают, что вины Комитета образования по ЕАО в том, что оплата по заявке была проведена только 02.11.2017 года, нет.
В судебном заседании представитель должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление об административном правонарушении – ФИО4 с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что Управление образования по ЕАО, в нарушение условий Госконтракта и требований ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 –ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Просила отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав пояснения должностного лица председателя комитета - ФИО1, ее представителей, представителя Управления ФАС по ЕАО, мнение помощника прокурора ЕАО Витютнева К.В., полагавшим доводы жалобы не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
ФИО1 назначена на должность председателя Комитета распоряжением губернатора ЕАО от 23.09.2015 №-л.
В соответствии с п. 8 Положения о Комитете, утвержденного постановлением правительства области от 29.07.2014 №, председатель Комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности; заключает договоры, соглашения, выдает доверенности, открывает и закрывает текущие бюджетные и иные счета в соответствии с законодательством Российской Федерации, совершает по ним операции, подписывает банковские и иные финансовые документы.
В соответствии с п. 4.8 Положения о Комитете, утвержденного постановлением правительства области от 29.07.2014 №-пп, на Комитет возложена реализация полномочия по организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
15.05.2017 государственным заказчиком - Комитетом образования ЕАО, в лице председателя комитета ФИО1, с одной стороны, и ООО «Издательство Астрель» (Поставщиком), в лице ФИО заключен государственный контракт № на поставку учебных изданий. Цена контракта - 1 972 238 (один миллион девятьсот семьдесят две тысячи двести тридцать восемь рублей) 00 копеек.
В соответствии с п. 5.2.3 Государственного контракта государственный заказчик обязан осуществить оплату товара Поставщику в соответствии с разделом 2 настоящего контракта; в соответствии с п. 2.3 Государственного контракта расчет за поставленный товар производится Государственным заказчиком в безналичной форме по факту поставки товара согласно товарной накладной в течение 30 банковских дней с даты, следующей за датой поставки товара.
Поставщиком учебные издания Комитету фактически поставлены 28.07.2017, что подтверждается товарной накладной.
В нарушение вышеуказанных требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе Комитетом оплата по данному государственному контракту в срок, предусмотренный законом и договором, не произведена.
Так в судебном заседании установлено, что заявка на сумму 1 972 238 рублей в финансовое управление правительства области Комитетом, в связи с недостаточностью бюджетных средств для оплаты данного контракта, оформлена 16.08.2017. Денежные средства в счет оплаты государственных услуг по указанному государственному контракту направлены Комитетом образования ЕАО только 02.11.2017 года, что подтверждается платежным поручением №.
Вместе с тем, частью 2 ст. 12 Закона о контрактной системе определено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. Указанные требования закона установлены с целью минимизации издержек поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинирования заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств.
Частью 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом и влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
ФИО1 является субъектом данного правонарушения, поскольку из материалов дела следует, что ФИО1 является уполномоченным должностным лицом государственного заказчика – Комитета образования ЕАО.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении - не допущено.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание за совершение указанного административного правонарушения назначено в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о личности нарушителя, характера совершенного правонарушения.
При данных обстоятельствах, постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок ФИО5 от 16.11.2017 г года № о привлечении должностного лица – ФИО1 принято с соблюдением процессуальных требований, установленных КоАП РФ нарушений, являющихся основанием для отмены постановления, в том числе, и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, не установлено.
Доводы ФИО1 и ее представителей о том, что перечисление денежных средств не осуществлено в связи с низким поступлением доходов в областной бюджет, длительное непредставление финансовым управлением правительства ЕАО денежных средств Комитету ввиду отсутствия денежных средств на счете, не являются основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности, поскольку в судебном заседании не представлено доказательств принятия эффективных мер руководителем Комитета для своевременной оплаты поставщику денежных средств по исполненному государственному контракту. Направление заявки на предоставление денежных средств в финансовое управление правительства ЕАО, не является достаточной мерой, направленной на исполнение обязанности, предусмотренной государственным контрактом по оплате полученного товара.
Доводы ФИО1 и ее представителя о том, что заявка на оплату в финансовое управление правительства ЕАО была направлена спустя 19 дней с момента поставки товара в связи с необходимостью проверить наличие всего поставленного товара, не является основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности, поскольку не влияет на существо рассматриваемого дела. Более того, государственным контрактом № от 15.05.2017 года установлена обязанность Заказчика произвести расчет за поставленный товар по факту поставки товара, определенной датой получения товара и подписания товарной накладной уполномоченным лицом Государственного заказчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд -
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок ФИО5 от 16.11.2017 года № о привлечении должностного лица – ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.А. Белоусова