Дело № 12-509/2018
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 23 октября 2018 года
Судья Невского районного суда Санкт-Петербурга Петий С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 430 Невского районного суда Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ольги Берггольц, д.12,
жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» на постановление заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО1 от 11 июля 2018 г. №/П-24-3-478 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» (ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей») ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д.120,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО1 от 21 марта 2018 г. ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1, 8.2, ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000руб.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 мая 2018 г. данное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО1 от 11 июля 2018 г. №/П-24-3-478 ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000руб.
Названным постановлением установлена вина ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» в том, что в нарушение положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридическое лицо в 2017 г. и до 13 марта 2018 г. не имело проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для площадки.
Выражая несогласие с данным постановлением, 26 июля 2018 г. ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» обратилось в суд с жалобой, указывая, что в действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку на момент осуществления Комитетом проверки, обществом были выполнены все зависящие от него меры и исполнены все обязанности, установленные ФЗ «Об отходах производства и потребления»; при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не были приняты во внимания основания для признания правонарушения малозначительным;
обжалуемое постановление вынесено на основании повторно составленного протокола об административном правонарушении, являющегося недопустимым доказательством. Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления нарушен основополагающий правовой принцип невозможности ухудшения положения лица при пересмотре решения по его жалобе.
Защитники ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, дополнительно пояснили суду, что вменяемое правонарушение должно быть признано малозначительным, поскольку отсутствие у ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» в 2017 г. и до 13 марта 2018 г. утвержденных нормативов образования отходов в период разработки им ПНООЛР не привело к существенной угрозе охраняемым общественным отношениям в силу того, что площадка ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей», расположенная по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны д.130, не является производственной, на ней не размещаются социально-значимые объекты недвижимости. Данная площадка поставлена на учет как объект негативного воздействия III категории, что означает незначительное негативное воздействие на окружающую среду. С 2015 г. ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» имеет договоры со специализированными организациями на комплексное обращение с отходами и на выполнение работ по сбору и транспортировке отходов.
ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» предоставляет в уполномоченные органы отчетность по форме 2-ТП (отходы), содержащую сведения об образовании, использовании и обезвреживании, транспортировании и размещении отходов, а также декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие утвержденных нормативов образования отходов компенсировалось ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» регулярным и полным внесением платы за размещение отходов с повышающим коэффициентом, что прямо предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 г. «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». 05 апреля 2018 г. Комитетом по природопользованию ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Кроме того, оспариваемое постановление №/П-24-3-478 от 11 июля 2018 г. вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 04 июля 2018 г., который был составлен с нарушением закона, так как по этому же факту уже был составлен протокол об административном правонарушении №/Па-24-3 от 13 марта 2018 г., что противоречит Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15 октября 2015 г. №-АД-15-5, согласно которому, по одному факту совершения правонарушения составляется только один протокол об административном правонарушении. Составление повторного протокола является незаконным и свидетельствует о его недопустимости, как доказательства.
Представители Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО5, ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей», указывая, что вменяемое юридическому лицу административное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку отсутствует одно из обязательных условий применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а именно – отсутствие угрозы причинения вреда окружающей среде, а обстоятельства устранения юридическим лицом выявленных нарушения были учтены при назначении административного наказания. Дополнительно пояснили суду, что составленный в отношении ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» протокол об административном правонарушении соответствует всем требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ, вопреки доводам защитников юридического лица фактически был составлен не новый протокол, а исправлен предыдущий путем пересоставления, что не противоречит действующему законодательству.
Изучив жалобу ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей», выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно п.1 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
В силу п.п.1, 2 ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
На основании ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
П.1 ст. 24 названного закона предусмотрено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Как указано в п.п. 2, 3, 6 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержден Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 09 февраля 2016 г. № 21-р внесенного в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 11 февраля 2016 г. и от 14 марта 2017 г. №64-р, внесенного в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 23 марта 2017 г.
В силу ч.1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, в период с 14 февраля 2018 г. по 13 марта 2018 г. на основании распоряжения заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 10 января 2018 г. №/Р1-24 в отношении ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В результате проведенной проверки было установлено, что 20 декабря 2016 г. ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» было выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта – площади №2, расположенной по адресу: <...>, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду с присвоением III категории негативного воздействия на окружающую среду. На площадке располагаются: Дворец спорта с бассейном; Ледовый дворец с домом спорта и теннисным клубом; Футбольный клуб.
При осуществлении производственной и хозяйственной деятельности общества на площадке образуются 21 вид отхода, в том числе: I класса опасности – один вид отходов; IV класса опасности – 13 видов отходов; V класса опасности – 7 видов отходов.
ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» на все отходы I-IV классов составлены паспорта отходов. Паспорта направлены в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу 21 июня 2017 г.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработан ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» в 2018г. и 21 февраля 2018 г. с целью утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение представлен в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Таким образом, в период с 2017 г. по 13 марта 2018 г. ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» не имело проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для площадки, что образует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Вина юридического лица ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» в совершении настоящего правонарушению подтверждается:
- постановлением о назначении административного наказания №/П-24-3-478 от 11 июля 2018г.;
- протоколом №/Па-24-3 от 04 июля 2018г.;
- договором № от 27 октября 2014г., заключенным между ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» и ООО «ЭАЛ ЦСПО» на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- договором № от 12 ноября 2015г., заключенным между ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» и ООО «ЭАЛ ЦСПО» на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для производственных площадок по адресам: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны д.120, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны д.130;
- договором № от 14 декабря 2015г., заключенным между ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» и ООО «ЭАЛ ЦСПО» на техническое сопровождение проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при согласовании в установленном порядке и получении утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещения для ООО «СЗРЦ Концерна ПВО «Алмаз-Антей» (площадки по адресам: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны д.120, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны д.130);
- проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- заявлением от 20 февраля 2018 г. об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 20 декабря 2016г.;
- иными письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, должностным лицом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Должностным лицом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности учтено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об отсутствии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы относительно недопустимости протокола об административном правонарушении от 04 июля 2018 г., как повторно составленного в отношении ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» по одному и тому же факту совершения административного правонарушения основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку в силу ч.2 ст. 28.8 КоАП РФ допускается возможность пересоставления протокола об административном правонарушении в случае выявления недостатков протокола или материалов дела после направления материалов дела должностному лицу или судье для рассмотрения, что не исключает возможность пересоставления протокола самим должностным лицом, выявившим такой недостаток, до направления материалов дела для рассмотрения. В рассматриваемом случае Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности фактически был пересоставлен протокол от 13 марта 2018 г. №/Па-24, а не составлен новый.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, а постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
Из анализа вышеприведенных законоположений можно сделать вывод о том, что оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Исходя из характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, учитывая, что вменяемое обществу правонарушение совершено в области охраны окружающей среды, являлось длящимся, и принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела, выявленные нарушения были устранены юридическим лицом, что, в свою очередь, было учтено при назначении административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией вменяемой статьи, суд не находит основания для освобождения ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, не признавая совершенное правонарушение малозначительным.
В соответствии с ч.1 ст. 4.4 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Как разъяснено в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
Доводы ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» о нарушении принципа невозможности ухудшения положения лица при пересмотре решения по его жалобе не могут являться основанием к отмене обжалуемого постановления, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку вопреки утверждениям жалобы, обществом были совершены противоправные действия, каждое из которых подлежит самостоятельной квалификации, а не одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями, что в силу прямого указания закона не допускало бы применения более сурового наказания, чем установлено ранее отмененным актом по жалобе привлекаемого к административной ответственности лица.
Постановление о привлечении ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется, в связи с чем, жалоба ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО1 от 11 июля 2018 г. №/П-24-3-478 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии путем подачи жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья С.С. Петий