ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-509/2022 от 25.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №12-509/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» Лисового И.В. на постановление Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 01.06.2022 года по делу №5-943/2022,

УСТАНОВИЛ

Постановлением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 01.06.2022 года по делу №5-943/2022( судья Тощева Е.А.) Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» (далее ФГУП «КЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлением, представитель ФГУП «КЖД» Лисовой И.В. подал жалобу, в которой просит постановление Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 01.06.2022 года по делу №5-943/2022 отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании, которое состоялось 17.08.2022 года, представители ФГУП «КЖД» настаивали на удовлетворении жалобы, указали, что требования положений ч. 1 ст. 8 Закона №16-ФЗ, предписаний п.п. «г» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года № 1633, не исполнение которых послужило основанием привлечения предприятия к административной ответственности, подлежали исполнению только в 2023 году, также пояснили, что часть нарушений была устранена в момент проведения проверки, что не было учтено судьей Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым в ходе рассмотрения дела №5-943/2022.

Рассмотрение дела было отложено на 25.08.2022 года.

В судебном заседании 25.08.2022 года представители ФГУП «КЖД» настаивали на доводах, изложенных в жалобе, а также в дополнительно предоставленных пояснениях, заявили ходатайство о снижении размера штрафа с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ. Старший прокурор отдела Южной транспортной прокуратурой настаивал на обоснованности нарушений, установленных при проведении проверки ФГУП «КЖД», ходатайство о снижении размера штрафа просил разрешить на усмотрение суда.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон №16-ФЗ) субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

К объектам транспортной инфраструктуры п. 5 ст. 1 Закона №16-ФЗ отнесены железнодорожные вокзалы и станции, тоннели, эстакады, мосты, определяемые Правительством Российской Федерации участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года №1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта», утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее Требования).

Согласно ч.1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Южной транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФГУП «Крымская железная дорога» законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой установлено, что предприятию на праве хозяйственного ведения переданы объекты транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортные средства (далее ТС), в связи с чем предприятие является субъектом транспортной инфраструктуры.

В ходе указанной выше проверки установлено, что в ведении ФГУП «Крымская железная дорога» находятся, в том числе, 18 станций и 4 вокзала, 3 участка железнодорожных путей, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 года № 1442, и 5 участков необщего пользования, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности.

Вопреки положениям ч. 1 ст. 8 Закона №16-ФЗ, п.п. «г» п. 5 Требований, постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 года № 1442, ФГУП «Крымская железная дорога» не направило в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения об участке железнодорожного пути Симферополь-Севастополь и 5 участках железнодорожного пути необщего пользования, примыкающих к станциям Элеваторная, Айвазовская, Семь Колодезей, Симферополь-Грузовой, Остряково, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности, для категорирования и ведения реестра ОТИ, а также не предоставило полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования ОТИ, устанавливаемых в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации.

Находящимся в ведении ФГУП «Крымская железная дорога» 18 железнодорожным станциям (Евпатория-Товарная, Симферополь-Грузовой, Мекензиевы Горы, Айвазовская, Багерово, Симферополь, Джанкой, Керчь, Керчь- Южная, Феодосия, Севастополь, Владиславовка, Красноперекопск, Инкерман-2, Севастополь-Товарный, Евпатория-Курорт, Камышовая бухта, Керчь-Порт), 4 вокзалам (Симферополь, Севастополь, Джанкой, Евпатория), 2 участкам железнодорожного пути (от точки с ординатой 156км ПК4+01 до точки с ординатой 137 км ПКЗ+68,08, включая железнодорожную часть транспортного перехода через Керченский пролив, и участок пути от станции Багерово (включая Багерово) через станцию Керчь-Южная новый парк до точки с ординатой 156 км ПК4+01), Федеральным агентством железнодорожного транспорта присвоены категории, утверждены оценки уязвимости в соответствии с требованиями ст.ст. 5, 6 Закона №116-ФЗ.

В период с 14.04.2021 года по 27.12.2021 года во исполнение положений п.п. «с» п. 5 Требований Федеральным агентством железнодорожного транспорта утверждены дополнительные оценки уязвимости на указанные ОТИ.

ФГУП «Крымская железная дорога» не обеспечено внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности 18 станций, 4 вокзалов, 2 участков железнодорожных путей, и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенных дополнительных оценок уязвимости, чем нарушены п.п. «т» п. 5 Требований.

Во исполнение положений ст. 12.1 Закона о транспортной безопасности, п.п. «в» п. 5 Требований № 1633 ФГУП «Крымская железная дорога» для защиты ОТИ образовано подразделение транспортной безопасности - обособленное подразделение «Центр обеспечения транспортной безопасности».

На момент проведения проверки к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства допущено 37 сотрудников, которые не аттестованы в установленном порядке, а также 108 работников, которые не прошли обучение по вопросам обеспечения транспортной безопасности, чем нарушены положения ст.ст. 10, 12.1 Закона №116-ФЗ, п.п. «л», «н» п. 5 Требований.

Положение об обособленном подразделении «Центр обеспечения транспортной безопасности», утвержденное Распоряжением ФГУП «Крымская железная дорога» от 26.04.2019 года № АШ-25р, в нарушение требований ч. 1 ст. 8 Закона №116-ФЗ, п.п. «и» п. 5 Требований, не приведено в соответствие с результатами проведенных дополнительных оценок уязвимости ОТИ и внесенными изменениями в законодательство о транспортной безопасности.

Указанные выше обстоятельства стали основанием для принятия заместителем Южного транспортного прокурора постановления о возбуждении 21.04.2022 года дела об административном правонарушении в отношении ФГУП «Крымская железная дорога» по ч.2 ст. 11.15.2 КоАПРФ, которое передано на рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым.

Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым в ходе рассмотрения дела №5-943/2022 пришла к обоснованному выводу о нарушении ФГУП «Крымская железная дорога» указанных выше положений Закона №116-ФЗ, Требований № 1633, что с учетом принятия главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта постановления от 21.06.2021года № 366/07-03/21,вступившим в силу 09.03.2022 года о привлечении указанного предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, свидетельствует о совершении им административного правонарушения предусмотрена ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Предоставленные представителями ФГУП «КЖД» документы, подтверждающие частичное устранение нарушений, установленных при проведении Южной транспортной прокуратурой проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности, не свидетельствуют о необоснованности привлечения предприятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Представителями ФГУП «КЖД» в ходе рассмотрения жалобы на постановление Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 01.06.2022 года по делу №5-943/2022 предоставлена копия письма Росжелдора № УТБ-6/723-Ис от 24.05.2022 года, в котором сообщается, что Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 года № 341 «Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности» вступает в силу с 01.03.2023 года, в связи с чем заявления и информацию для категорирования указанных в обращении железнодорожных объектов целесообразно предоставить к указанной дате.

При таких обстоятельствах становится очевидным, что указания о нарушении ФГУП «КЖД» положений ч. 1 ст. 8 Закона №16-ФЗ, п.п. «г» п. 5 Требования, постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 года №1442, в части направления в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полных и достоверных сведений об участке железнодорожного пути Симферополь-Севастополь и 5 участках железнодорожного пути необщего пользования, примыкающих к станциям Элеваторная, Айвазовская, Семь Колодезей, Симферополь-Грузовой, Остряково, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности, для категорирования и ведения реестра ОТИ, а также предоставления полной и достоверной информации по количественным показателям критериев категорирования ОТИ, устанавливаемых в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации, является преждевременным.

При таких обстоятельствах подлежит исключению из описательно-мотивировочной части судебного акта, постановленного Железнодорожным районным судом города Симферополя Республики Крым по результатам рассмотрения дела №5-943/2022, указания на то, что ФГУП «КЖД» вопреки положениям ч. 1 ст. 8 Закона №16-ФЗ, п.п. «г» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года № 1633, постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 года № 1442, не направило в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения об участке железнодорожного пути Симферополь-Севастополь и 5 участках железнодорожного пути необщего пользования, примыкающих к станциям Элеваторная, Айвазовская, Семь Колодезей, Симферополь-Грузовой, Остряково, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности, для категорирования и ведения реестра ОТИ, а также не предоставило полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования ОТИ, устанавливаемых в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации.

Административное наказание назначено ФГУП «КЖД» в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, размер штрафа является минимальным.

В п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2 ст.4.1 КоАПРФ).

Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью назначения наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

В Постановлении от 14.02.2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное, в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма, было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

В судебном заседании, которое состоялось 25.08.2022 года, представителями ФГУП «КЖД» заявлено ходатайств об уменьшении в соответствии положениями ч.3.2 ст.4.1 КоАПРФ назначенного административного наказания, поскольку большая часть нарушений, установленных Южной транспортной прокуратурой, была устранена в ходе проведения проверки и непосредственно после её окончания. При этом они просят учесть, что ФГУП «КЖД» финансируется из федерального бюджета путем предоставления соответствующих субсидий, в настоящее время деятельность предприятия является убыточной, вследствие чего уплата штрафа в таком значительном размере становится крайне затруднительным, повлечет дополнительное расходование бюджетных средств.

При таких обстоятельствах, согласно ст.4.1 КоАП РФ представляется возможным изменить постановление Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 01.06.2022 года, вынесенное в отношении ФГУП «КЖД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

постановление Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 01.06.2022 года по делу №5-943/2022, вынесенное в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» по ч.2 ст.11.15.1 КоАПРФ, изменить, исключив из описательно-мотивировочной части указание на то, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» вопреки положениям ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п.п. «г» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года № 1633, постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 года № 1442, не направило в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения об участке железнодорожного пути Симферополь-Севастополь и 5 участках железнодорожного пути необщего пользования, примыкающих к станциям Элеваторная, Айвазовская, Семь Колодезей, Симферополь-Грузовой, Остряково, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности, для категорирования и ведения реестра ОТИ, а также не предоставило полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования ОТИ, устанавливаемых в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации, снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 01.06.2022 года по делу №5-943/2022 вынесенное в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» по ч.2 ст.11.15.1 КоАПРФ оставить без изменений.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>