№ 12-50/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
10 августа 2018 года город Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Баринов Н.А.,
рассмотрев материал по жалобе должностного лица – заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» ФИО1 на постановление № о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 25000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, вынесенное заместителем главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области ФИО2 29 мая 2018 года,
установил:
Постановлением № заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Самарской области ФИО2 от 29 мая 2018 года должностное лицо – заместитель генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды АО «СНПЗ» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Не согласившись в вышеуказанным постановлением ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов указано, что им были представлены доказательства своевременного принятия Обществом и им необходимых и достаточных мер для соблюдения требований земельного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу независящих от него обстоятельств, что исключает привлечение к административной ответственности. Обществом разработаны и полностью выполнены в установленные сроки мероприятия по ликвидации несанкционированных врезок и разлива нефтепродукта.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали требования и доводы жалобы.
Представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, полагала жалобу не подлежащей удовлетворению.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, 17.01.2018г. в 11-00 в ходе обследования территории земельного участка (расположенного в районе между селами Уваровка и Новый Ризадей Сызранского района Самарской области (ориентировочные координаты от 53.136078 48.300011 до 53.138335 48.296223) выявлен факт загрязнения почвы нефтепродуктом светло-желтого цвета с характерным запахом нефтепродукта - бензина. На расстоянии около 300 метров от данного розлива нефтепродукта, силами АО «СНПЗ»(КАМАЗы и спец. техника) ведутся работы по отсыпке дамбы (на момент обследования размером 4x50 метров) из минерального грунта(суглинка) с элементами строительных отходов(лом ж/б изделий) по направлению к загрязненному нефтепродуктом земельному участку. Ориентировочный размер загрязненного нефтепродуктом участка 30 на 40 метров (1200м2).
02.02.2018г. в ходе проведенного Управлением повторного обследования ранее выявленного загрязненного нефтепродуктом земельного участка площадью 1200м было установлено, что мероприятия по ликвидации загрязненного грунта проведены лишь на части выявленного загрязненного участка (площадью не более 300м ). Большая часть загрязнениях участка, в том числе со следами сброса (откачки) нефтепродукта и его эмульсии, «ручья» размывшего снежный покров в лесополосе разделяющей просеки, остались с нетронутым загрязненным снежным покровом и почвой. На момент обследования на территории обследуемого участка ощущался стойкий запах нефтепродукта, а техника и рабочие отсутствовали. После словесных замечаний в адрес сотрудников Администрации Сызранского района о приемке (акте) загрязненного земельного участка, замечания были переданы и в адрес АО «СНПЗ». После чего были возобновлены работы по очистке загрязненной нефтепродуктом территории.
27.02.2018г. было проведено еще одно обследования раннее выявленного загрязненного нефтепродуктом земельного участка (площадью 1200м ) и установлено, что работы по очистке территории прекращены (техника и рабочие отсутствовали) снятие и замена грунта на суглинок проведена, на земельном участке размером 46х15метров (площадью около 690м2). При вскрытии снежного покрова с двух противоположных сторон от вновь отсыпанного (замененного) земельного участка выявлены следы нефтепродукта на снежном покрове и в почве, с характерным запахом нефтепродукта (бензина), что подтверждено протоколом №13/2018-П-ГК результаты КХА проб почв, грунтов, донных отложений, осадков сточных вод, шламов и илов, где с одной из сторон отсыпанного (замененного) участка содержание нефтепродуктов составило 3088 мг/кг, что в 16 раз превышает по отношению к фоновой пробе - 193 мг/кг, со второй стороны содержание нефтепродуктов составило 1447 мг/кг, что в 7,5 раз отношению к фоновой - 193 мг/кг. На основании протокола №13/2018-Бк-ГК результаты биотестирования проб почвы от 06.03.2018г. - почва загрязненная нефтепродуктом, отобранная на вышеуказанных участках, относится к IV классу опасности.
Согласно вышеуказанного должностным лицом - заместителем генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды АО «СНПЗ» ФИО1 в период проведения работ по ликвидации последствий разлива нефтепродукта не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившееся в допущении возможности поступления нефтепродуктов в сопределенные среды и на сопределенные территории.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 17.01.2018; фототаблицей от 17.01.2018; протоколом об административном правонарушении № от 11.05.2018; постановлением о назначении административного наказания № от 29.05.2018.
Таким образом, должностным лицом - заместителем генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды АО «СНПЗ» ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо правильно установил обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что надзорным органом не доказан факт наступления по его вине и вине Общества вредных последствий, не может служить основанием для отмены постановления, поскольку факт ухудшения качественного состояния плодородного слоя почвы установлен на основании исследований почвенных образцов и визуального осмотра (протокол № 13/2018-П-ГК результаты КХА проб почв, грунтов, донных отложений, осадков сточных вод, шламов и илов).
То обстоятельство, что ОА «СНПЗ» не привлечено к административной ответственности в связи с разливом нефтепродукта, не является основанием для освобождения от административной ответственности ФИО1, являющегося должностным лицом, в обязанности которого входило принятие мер по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов.
При этом ФИО1 не отрицал в судебном заседании, что работы по ликвидации последствий были прекращены 26.01.2018 года, однако после выезда на место происшествия представителя Росприроднадзора ФИО5 по его указанию эти работы возобновлялись 02.02.2018 года и 27.02.2018 года.
Свидетель ФИО5 пояснил, что в результате двукратного выезда после случившегося на место происшествия он убедился, что работы по ликвидации розлива нефтепродуктов были прекращены и возобновлялись только после его вмешательства в феврале 2018 года, так как он об этом извещал администрацию Сызранского района. Ответственным за ликвидацию последствий розлива нефтепродуктов был ФИО1
Наличие акта о выполненных мероприятий по устранению пропуска и уборке территории на линейно части продуктопровода АО «СНПЗ» - Сызранская нефтебаза» в районе 9,4 километр от 26.01.2018 года свидетельствует не о полной ликвидации последствий розлива нефтепродукта, а о том, что угроза возникновения чрезвычайной ситуации ликвидирована, об этом пояснили в судебном заседании свидетели ФИО6 – начальник сектора ГО и ЧС Сызранского района и ФИО7 – и.о. начальника сектора ГО и ЧС АО «СНПЗ».
Административного расследования в данном случае по правонарушению, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в данном случае не проводилось.
Оснований для признания недопустимыми доказательствами результатов КХА и биотестирования проб почвы, представленные ЦЛАТИ суд не усматривает, так как сомнений в этой части не возникает.
В данном случае бесспорно установлено, что перечень незамедлительных необходимых мероприятий по ликвидации последствий розлива нефтепродуктов по состоянию на 26.01.2018 года не были выполнены.
Выполнение в будущем иных работ, связанных с необходимостью выполнения иных последующих работ, связанных с восстановлением плодородности почвы, не является свидетельством того, что должностным лицом были своевременно выполнен необходимый перечень работ по ликвидации розлива нефтепродуктов.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с учетом требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, что не противоречит административному законодательству.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, постановление № заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Самарской области ФИО2 от 29 мая 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица - заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л:
Постановление № от 29 мая 2018 года, вынесенное заместителем главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области ФИО2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо – заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 суток с момента его вручения.
Судья