ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/18 от 12.10.2018 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)

Материал № 12-50/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Алатырь 12 октября 2018 года

Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Кончулизов И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики жалобу

ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее УФАС по Чувашской Республике) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении заместителя руководителя УФАС по Чувашской Республике ФИО2ДД.ММ.ГГГГ директор Алатырского межрайонного отделения АО «Чувашская энергосбытовая компания» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Согласно указанному постановлению и решению комиссии УФАС по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу АО «Чувашская энергосбытовая компания» признана нарушившей пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в следующем.

Между АО «Чувашская энергосбытовая компания» и МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор энергоснабжения .

ДД.ММ.ГГГГ АО «Чувашская энергосбытовая компания» направило в адрес МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления ввиду образовавшейся задолженности за потребляемую электрическую энергию (мощность) в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжающей организацией представлены акты о введении ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ограничения потребления электрической энергии (мощности) по ПС «Порецкая» <данные изъяты> и составлен акт согласования технологической и (или) аварийной брони энергоснабжения потребителя электрической энергии (мощности).

МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» в адрес АО «Чувашская энергосбытовая компания» ДД.ММ.ГГГГ направило письмо , в котором просило возобновить подачу электрической энергии в котельную ШГК, от которой отапливается МАУО ДОД «ДЮСШ «Дельфин» и рассмотреть вопрос о погашении задолженности основного долга в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка равными долями на 4 месяца.

На запрос Чувашского УФАС России АО «Чувашская энергосбытовая компания» ДД.ММ.ГГГГ письмом сообщило, что введение ограничения режима потребления электроэнергии осуществлено в соответствии с требованиями Правил ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности).

На основании письма МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес сетевой организации направлено уведомление об отмене введения ограничения режима потребления. ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжение потребителя возобновлено.

МУП «Объединение предприятий ЖКХ» является объектом жилищно-коммунального хозяйства, ограничение подачи электрической энергии которому может привести к опасности для жизни и здоровья людей.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» указало, что потребителями тепловой энергии, отпускаемой котельными являются, в том числе ТСЖ «Вера», ТСЖ «Дом», ТСЖ «Факел», ТСЖ «Комсомольский-6», ТСЖ «Ленина-75», ТСЖ «Росток», ТСЖ «Крылова 56».

Следовательно, ограничение режима потребления электроэнергии ресурсоснабжающей организации, и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуги отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества.

Таким образом, в действиях АО «Чувашская энергосбытовая компания», занимающего единоличное доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чувашской Республики, выразившихся во введении ограничения режима потребления электроэнергии ввиду образовавшейся задолженности МУП «Объединение предприятий ЖКХ», исключивших возможность технологической подачи теплоснабжения и горячей воды потребителям МУП «Объединение предприятий ЖКХ», содержится нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ФИО1, не согласившись с данным постановлением, подал жалобу в Алатырский районный суд Чувашской Республики. Жалобу мотивировал тем, что МУП «Объединение предприятий ЖКХ» на момент введения ограничения режима потребления электроэнергии (май 2017 г.) не было включено в Перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на территории Чувашской Республики, утвержденный Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО3

У потребителя – МУП «Объединение предприятий ЖКХ» на момент произведения ограничения режима потребления электроэнергии отсутствовали акты согласования технологической и (или) аварийной брони, составленные и согласованные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что лишило его возможности иметь автономный резервный источник питания. Кроме того, ограничение режима потребления электроэнергии производилось потребителем МУП «Объединение предприятий ЖКХ» самостоятельно, под контролем сетевой организации, что подтверждается актами ограничения режима потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, Алатырское межрайонное отделение АО «Чувашская энергосбытовая компания» в правоотношениях с потребителями тепловой энергии, отпускаемой МУП «Объединение предприятий ЖКХ» не участвует и ответственности за неисполнение МУП «Объединение предприятий ЖКХ» своих обязательств по договорам теплоснабжения не несет.

Ограничение режима потребления на объектах МУП «Объединение предприятий ЖКХ» произведено ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то есть после окончания отопительного сезона 2016-2017 годов, а уведомление на возобновление режима потребления электроэнергии выдано Алатырским межрайонным отделением АО «Чувашская энергосбытовая компания» в адрес МУП «Объединение предприятий ЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ, то есть до начала отопительного сезона 2017-2018 годов.

ФИО1 просит отменить постановление заместителя руководителя УФАС по Чувашской Республике ФИО2- от ДД.ММ.ГГГГ и производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях события и состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 участия не принимал. Представитель интересов ФИО1ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал. ФИО4 представил заявление ФИО1 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, с объявлением ему устного замечания в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заявитель считает, что вменяемое ему административное правонарушение может быть признано малозначительным по следующим обстоятельствам:

- в ходе рассмотрения дела УФАС по Чувашской Республике-Чувашии не установлены факты нарушения прав потребителей, угрозы здоровью населения и ущерба экономическим интересам государства, причиненного его действиями;

- отсутствие факта существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (применительно к спорному правоотношению существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям может иметь место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям) в сфере защиты конкуренции, каковых в процессе рассмотрения дела УФАС по Чувашской Республике не усмотрело;

- в оспариваемом постановлении отсутствуют ссылки на наличие обстоятельств, отягчающих ответственность Общества и заявителя, как должностного лица. В их действиях УФАС по Чувашской Республике не усмотрело ущемления интересов потребителей или участников рынка соответствующих услуг, а также об умышленном характере действий заявителя либо Общества;

- отсутствие предыдущих фактов привлечения ФИО1 за аналогичное административное правонарушение.

Представитель УФАС по Чувашской Республике-Чувашии участия в судебном заседании не принимал.

Судья считает возможным рассмотреть жалобу ФИО1 в отсутствие представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии и ФИО1

Выслушав представителя интересов ФИО1ФИО4, исследовав материалы дела, судья считает, что жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между АО «Чувашская энергосбытовая компания» и МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» заключен договор энергоснабжения .

ДД.ММ.ГГГГ АО «Чувашская энергосбытовая компания» направило в адрес МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления ввиду образовавшейся задолженности за потребляемую электрическую энергию (мощность) в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжающей организацией представлены акты о введении ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ограничения потребления электрической энергии (мощности) по ПС «Порецкая» <данные изъяты> и составлен акт согласования технологической и (или) аварийной брони энергоснабжения потребителя электрической энергии (мощности).

МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» в адрес АО «Чувашская энергосбытовая компания» ДД.ММ.ГГГГ направило письмо , в котором просило возобновить подачу электрической энергии в котельную ШГК, от которой отапливается МАУО ДОД «ДЮСШ «Дельфин» и рассмотреть вопрос о погашении задолженности основного долга в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка равными долями на 4 месяца.

На основании письма МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес сетевой организации направлено уведомление об отмене введения ограничения режима потребления. ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжение потребителя возобновлено.

МУП «Объединение предприятий ЖКХ» является объектом жилищно-коммунального хозяйства, ограничение подачи электрической энергии которому могло привести к опасности для жизни и здоровья людей.

Решением комиссии УФАС по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу установлена вина АО «Чувашская энергосбытовая компания» в нарушении пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Сведений об обжаловании решения комиссии УФАС по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу у суда не имеется.

Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечаниями статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Как следует из приказа ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» от ДД.ММ.ГГГГ, на должность директора Алатырского филиала ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» назначен ФИО1

Согласно должностной инструкции директора Алатырского межрайонного отделения АО «Чувашская энергосбытовая компания», утвержденной приказом АО «Чувашская энергосбытовая компания» от ДД.ММ.ГГГГ директор обеспечивает исполнение функций гарантирующего поставщика в зоне деятельности, закрепленной за Межрайонным отделением и осуществляет координацию работы, а также контроль за качественным и своевременным исполнением сотрудниками обязанностей, выдает распоряжение в пределах своей компетенции.

На основании изложенного, на директоре Алатырского межрайонного отделения АО «Чувашская энергосбытовая компания» лежит обязанность по несовершению занимающим доминирующее положение на рынке теплоснабжения действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Совершение указанных действий образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление о введении ограничения режима потребления от ДД.ММ.ГГГГ подписано директором Алатырского межрайонного отделения АО «Чувашская энергосбытовая компания» ФИО1, то он правомерно признан лицом, виновным в совершении нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку именно им не предприняты все необходимые меры, направленные на недопущение нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, судья находит правомерным вывод административного органа о совершении должностным лицом – директором Алатырского межрайонного отделения АО «Чувашская энергосбытовая компания» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, судья считает, что при вынесении постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности административным органом не в полной мере учтены характер, степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также размер вреда наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»), малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Характер и степень общественной опасности совершенного ФИО1 правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, свидетельствуют о том, что в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере потребления электрической энергии потребителями, серьезных последствий не наступило.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, по рассматриваемому делу об административном правонарушении, не имеется.

Назначение директору Алатырского межрайонного отделения АО «Чувашская энергосбытовая компания» ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, судья считает несоразмерным совершенному административному правонарушению и несправедливым.

Учитывая изложенное, судья считает возможным освободить ФИО1 от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. В отношении ФИО1 следует ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь статьей 2.9, пунктом 9 части 1 статьи 24.5, пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9, статьями 30.4-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, отменить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и производство по делу прекратить.

Объявить директору Алатырского межрайонного отделения АО «Чувашская энергосбытовая компания» ФИО1 устное замечание.

Копию решения вручить ФИО1, направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения решения с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Судья: И.А. Кончулизов