Дело № 12-50/18
Р Е Ш Е Н И Е
Санкт-Петербург 13 марта 2018 года
Судья Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга Баранова Т.В, с участием законного представителя ФИО1, действующего на основании доверенности 78АА 4787815 от 22 октября 2013 года, представителя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО2, действующей на основании доверенности от 10 января 2018 года, рассмотрев в помещении за судебных заседаний № 2 Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: 198510, Санкт-Петербург, <...> «д», жалобу ФИО3 на постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности № 003-2017/П-262-1-486 от 09 августа 2017 года о привлечении к административной ответственности по ст.ст. 8.2, 8.1, 8.21 ч.1 КоАП РФ должностного лица - генерального директора ООО «Питеравто» ФИО4 ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова д. 22/10 кв. 86,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановления № 003-2017/П-262-1-486 от 09 августа, вынесенного старшим государственным инспектором Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды ФИО5 в отношении генерального директора ООО «Питеравто» ФИО3 о привлечении к административном ответственности по ст.ст.8.2, 8.1, 8.21 ч.1 КоАП РФ к штрафу в размере 45000 рублей, ООО «Питеравто» (далее Общество), не относящееся к субъектам малого или среднего предпринимательства, с основным видом деятельности: перевозка пассажиров общественным транспортом, расположено (осуществляет деятельность) в качестве автотранспортного предприятия по адресам: <...> (площадка 1), <...> (площадка 2), по указанным адресам Обществом, в соответствии с договорами аренды нежилых зданий арендованы часть земельных участков и нежилые здания под размещение автотранспортных предприятий. За размещением автотранспортных предприятий, расположенному по адресу: <...>, закреплено 326 единиц транспортных средств, за размещением автотранспортных предприятий, расположенному по адресу: <...>, закреплено 281 единица транспортных средств. Основные и вспомогательные производства расположены на обеих площадках и включают в себя: автостоянки, административные помещения, ремонтные зоны. У Общества имеются источники выделения вредных (загрязняющих) веществ -выделение загрязняющих веществ производится от деятельности газосварочных передвижных постов, передвижных сварочных постов; малярного участка, оборудования участков ремонтной зоны (заточные станки и т.п.). Данные источники выделения загрязняющих веществ эксплуатируются Обществом на площадке по адресу: Санкт-Петербург, Революции шоссе, Д.58А (площадка 1), так и на площадке по адресу: Санкт-Петербург, ФИО6 ул., д.48 (площадка 2). Так как Обществом арендованы нежилые здания под «автотранспортное предприятие», соответственно Обществом эксплуатируются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а именно пылегазовоздушная смесь с загрязняющими веществами удаляется в атмосферный воздух от рабочих мест ремонтных участков через вентиляционную систему арендуемых зданий, трубы которой являются организованным стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ, также удаление (выброс) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух происходит через негерметичные дверные и оконные проемы (участков ремонтных зон). В результате хозяйственной деятельности Общества, в качестве автотранспортного предприятия, образуются следующие виды отходов: Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; Отходы минеральных масел трансмиссионных; Отходы минеральных масел моторных; Отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены; Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; Фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; Тара полиэтиленовая, загрязненная негалогенированными органическими растворителями (содержание менее 15%); Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); Фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); Опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); Песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); Мусор и смет производственных помещений малоопасный; Смет с территории гаража, автостоянки малоопасный; Отходы упаковочного картона незагрязненные; Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов; Остатки и огарки стальных сварочных электродов. В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Общество осуществляло в 2016 году и осуществляет по настоящее время деятельность на площадке по адресу: Санкт-Петербург, Революции ш., д.58А без установленных Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением требований ст. 18 п. п.6 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», также Общество осуществляло в 2016 году и осуществляет по настоящее время деятельность на площадке по адресу: Санкт-Петербург, ФИО6 ул., д.48 без установленных Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением требований ст. 18 п. 6 ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Общество осуществляло деятельность в 2016 году и осуществляет по настоящее время деятельность на площадке по адресу: Санкт-Петербург, ФИО6 ул., д.48, в результате которой производятся выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ, при этом инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и их источников не проведена, не обеспечено проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки предельно допустимых выбросов, что является нарушением требований ст.ст. 1, 22, п.1, 30 п.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ. При проведении мероприятий по государственному экологическому надзору (выездной плановой проверки), в том числе и осмотра помещений и территории Общества проведенной 20 июля 2017 года, на площадке по адресу: Санкт-Петербург, ФИО6 ул., д.48 в присутствии представителей Общества (акт № 003-2017/Аопо-262 от 20 июля 2017 года, акт №003-2017/Акп-262 от 03 августа 2017 года) выявлено наличие источников выделения вредных (загрязняющих) веществ, и соответственно источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Обществом по адресу: Санкт-Петербург, ФИО6 ул., д.48 арендована часть нежилых зданий и часть земельного участка под с целю размещения автотранспортного предприятия. Обществом в используемых зданиях (частях зданий) эксплуатируются передвижные сварочные посты, передвижные посты газовой резки, технологическое оборудование для ремонта автотранспорта. Передвижные посты сварки и газовой резки являются стационарными неорганизованными источниками выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В помещениях участков малой ремонтной зоны для проведения ремонтных работ установлены заточные станки с абразивными кругами. Пылегазовоздушная смесь от процесса сварки и работы заточного станка удаляется от рабочих мест в атмосферный воздух через вытяжную вентиляционную систему, устье трубы которой является организованным стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Также Обществом эксплуатируется малярный участок, используемый для окрашивания автотранспорта после кузовных и ремонтных работ. Газовоздушная смесь с загрязняющими веществами от процесса окраски удаляется от рабочих мест малярного участка в атмосферный воздух через вентиляционную систему, устье трубы которой является организованным стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Выделение вредных (загрязняющих) веществ происходит также и через негерметичные дверные и оконные проемы имеющихся у участков ремонтных зон. При использовании электродов при сварке на сварочных постах выделяется сварочный аэрозоль, в том числе: оксид железа, марганец и его соединения, фтористый водород, фториды в пересчете на фтор, хром шестивалентный, в пересчете на триоксид хрома; в результате газовой резки и разогрева резьбовых соединений образуются марганец и его соединения, оксид железа, оксид хрома, оксид кремния, оксид углерода, диоксид азота. От работы малярного участка выделяются взвешенные вещества (зачистка поверхностей для подготовки под покраску), производится обезжиривание поверхностей уайт-спиритом, нефрасом и другими растворителями, при нанесении шпатлевки, при окраске и очистке краскопультов выделяются формальдегид, ксилол, метилметакриалат, этоксиэтанол, метилбензол, бутанол, бутилацетат, пропанон, этанол, углеводороды и другие загрязняющие вещества. Ст.23 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.ст. 22 ч.1, 30 ч.1 ФЗ от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При хозяйственной и производственной деятельности Общества, в качестве автотранспортного предприятия, производится эксплуатация приточно-вытяжной и общеобменной вентиляции, эксплуатация негерметичных дверных и оконных проемов (согласно договору аренды нежилых зданий), через которые в атмосферный воздух поступают (выделяются) вредные (загрязняющие) вещества. Таким образом, Общество имеет и эксплуатирует при своей деятельности стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Обществом эксплуатируется технологическое оборудование, являющееся источниками выделения вредных (загрязняющих) веществ от которых в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества, подлежащие нормированию (марганец и его соединения, фтористый водород, фториды, оксид железа, хром шестивалентный, оксид хрома, оксид кремния, оксид углерода, диоксид азота, пыль металлическая и пыль абразивная, взвешенные вещества, уайт-спирит, формальдегид, ксилол, метилметакриалат, этоксиэтанол, метилбензол, бутанол, бутилацетат, пропанон, этанол, углеводороды). Не проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автотранспортного предприятия расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ФИО6 ул., д.48 (в том числе отсутствие проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу), отсутствие нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу у Общества от автотранспортного предприятия по адресу: Санкт-Петербург, ФИО6 ул., д.48, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ. В соответствии со ст.8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха: ООО «Питеравто», являясь юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на площадке по адресу: <...>, содержащихся в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года №1316-р, осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в отсутствии разрешения, что является нарушением ст. 14 п.1 ФЗ от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.23 п.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». ООО «Питеравто», являясь юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на площадке по адресу: Санкт-Петербург, ФИО6 ул., д.48, содержащихся в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р, осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в отсутствии разрешения, что является нарушением ст. 14 п.1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.23 п.4 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Общество в 2017 году провело инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласно которой на территории площадки по адресу: Санкт-Петербург, ш. Революции, 58А выявлены 10 источников выбросов загрязняющих веществ, из них 6 организованных и 4 неорганизованных. Согласно данным инвентаризации от данных источников в атмосферный воздух поступает 7 загрязняющих веществ: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, серы диоксид (ангидрид сернистый), керосин, углерод (сажа), бензин. На материалы инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в составе проекта ПДВ получено Санитарно-эпидемиологическое заключение №78.01.05.000.Т.000977.04.17, выданное Управлением Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Департаментом Росприроднадзора по СЗФО Обществу выданы Нормативы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (ВСВ) № 26-3147-4-Н-17/22 от 03 июля 2017 года. От деятельности автотранспортного предприятия Общества по адресу: <...> производится выбросы вредных (загрязняющих) веществ. Общество, являясь юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, содержащихся в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года №1316-р, и, в соответствии со ст.14 п.1 ФЗ от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.23 п.4 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», вправе осуществлять выбросы этих вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух лишь на основании разрешения, выданного территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В нарушении указанных норм Общество осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ с автотранспортного предприятия по адресам: Санкт-Петербург, ш. Революции, 58А, <...> в отсутствие разрешения, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ. Генеральный директор ООО «Питеравто» ФИО3 является лицом, выполняющим организационно-распорядительные и/или административно-хозяйственные функции в деятельности Общества, в том числе и при выполнении Обществом обязательных мероприятий в области охраны окружающей среды и соблюдения природоохранного законодательства. Вышеуказанные деяния произошли в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ФИО3 своих служебных обязанностей.
Будучи не согласным с указанным постановлением ФИО3 была подана жалоба на указанное постановление, в которой он просит обжалуемое постановление отменить, указав в жалобе на то, что на основании протокола об административном правонарушении № 003-2017/Па-262-1, составленного 03 августа 2017 года, 09 августа 2017 года было вынесено постановление № 003-2017/П-262-2-486, при этом протокол был составлен, а в последствии вынесено обжалуемое постановление в отсутствие как самого ФИО3, так и его законного представителя. Временем совершения административного правонарушения в постановлении указано 03 августа 2017 года, то есть за пределами сроков проводимой проверки, составляющих 20 суток. Кроме этого, у ООО «Питеравто» имеется экспертное № 01.05.Т.35583.03.17 от 14 марта 2017 года, согласно которого максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ с учетом фона не превышают гигиенические нормативы, что свидетельствует о том, что на момент проведения проверки отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Кроме этого на момент вынесения постановления у ООО «Питеравто» имелось разрешение № 12-24-0309-17/22, выданное Комитетом и разрешающее ООО «Питеравто» осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 13 июля 2017 года по 02 июля 2022 года, таким образом отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.1 КоАП РФ. В связи с чем, ФИО3 просит отменить вынесенное в отношении него обжалуемое постановление.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Комитетом на основании распоряжения от 24 мая 2017 года № 003-2017/Р1-261 и на основании требований ст.66 Закона РФ «Об охране окружающей средств» от 10 января 2002 года была проведена плановая выездная проверка площадок ООО «Питеравто», расположенных по адресам: <...>, Санкт-Петербург, ул. ФИО6, 48 по соблюдению обязательных требований природоохранного законодательства РФ,
В соответствии со ст.ст.25.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, а также постановление о привлечении к административной ответственности составляются с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются сведения об его надлежащем извещении, и если от указанного лица не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо в случае, если ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 было рассмотрено в отсутствии ФИО3, а также в отсутствие его законных представителей, указанных в доверенности 78АА 4787815 от 22 октября 2013 года, наделенных правом представлять его интересы.
Как следует из уведомления о явке на составление протокола об административном правонарушении и постановления от 31 июля 2017 года № 003-2017/У1-262, указанное извещение было вручено ФИО7, не наделенному правом представления интересов ФИО3, таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении не имелось сведений о надлежащем извещении ФИО3 о времени и месте составления как протокола, так и постановления, что лишало ФИО3 или его законного представителя права давать объяснения, а также представлять доказательства по рассматриваемому делу. Как следует из объяснений законного представителя ФИО3 - ФИО1, действующего на основании доверенности 78АА 4787815 от 22 октября 2013 года, на момент составления протокола об административном правонарушении у ООО «Питеравто» имелись доказательства, которые могли бы существенно повлиять на принятие итогового решения по делу в отношении ФИО3, которые были представлены в качестве обоснования жалобы (санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.05.000.Т.000977.04.17 от 28 апреля 2017 года, приложение к данному заключению).
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что имелись существенные нарушения норм КоАП РФ, как при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО10, так и при вынесении в отношении него постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом вышеизложенных обстоятельств постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности № 003-2017/П-262-1-486 от 09 августа 2017 года о привлечении к административной ответственности по ст.ст. 8.2, 8.1, 8.21 ч.1 КоАП РФ должностного лица - генерального директора ООО «Питеравто» ФИО3 подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, в связи с отсутствием составов административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО3 на постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности № 003-2017/П-262-1-486 от 09 августа 2017 года о привлечении должностного лица - генерального директора ООО «Питеравто» ФИО4 ФИО9 к административной ответственности по ст.ст. 8.2, 8.1, 8.21 ч.1 КоАП РФ - удовлетворить.
Постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности № 003-2017/П-262-1-486 от 09 августа 2017 года о привлечении должностного лица - генерального директора ООО «Питеравто» ФИО3 к административной ответственности по ст.ст. 8.2, 8.1, 8.21 ч.1 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 8.1, 8.2, 8.21 ч.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Питеравто» ФИО3 прекратить на основании ст.24.5 п.1 КоАП РФ.
Судья