ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/19 от 06.02.2020 Эльбрусского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело №12-6/2020Р Е Ш Е Н И Е

06 февраля 2020 года г.п. Тырныауз

Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего ФИО9,

при секретаре – ФИО1,

с участием: представителя ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» - ФИО2,

представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по КБР – ФИО4

рассмотрев жалобу представителя ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» на постановление Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по КБР о назначении административного наказания, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ

у с т а н о в и л:

Постановлением по делу о назначении административного наказания , заместителя Главного государственного инспектора РФ в сфере охраны окружающей среды по СКФО ФИО3 от 25.12.2019г. ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ и привлечено к административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» обратился в суд с жалобой об отмене указанного выше постановления и прекращении производства по делу.

В обоснование своей жалобы представитель ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» указал, что постановлением по делу о назначении административного наказания заместителя Главного государственного инспектора РФ в сфере охраны окружающей среды по СКФО ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.6, ч.2 КоАП РФ, и привлечено к административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Данное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:

- согласно ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события или состава административного правонарушения.

Согласно ст. 26.1. КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события (состава) административного правонарушения.

Заявитель жалобы считает, что непонятен статус лица, вынесшего обжалуемое постановление. Статьей 23.25 КоАП РФ установлен перечень должностных лиц, имеющих право на вынесение постановлений по административным делам по ст. 8.6. КоАП РФ. С учетом того, что СКФО не является субъектом РФ, право заместителя Главного государственного инспектора РФ в сфере краны окружающей среды по СКФО на вынесение постановлений не установлено законом.

Указанное дело об административном правонарушении возбуждено по факту обнаружения навалов мусора в водоохранной зоне <адрес>, засыпанных слоем почвы, которая снята в 5 метрах от места навала мусора.

Между тем, при вынесении постановления не учтено, что охранная зона вокруг территории Национального Парка «Приэльбрусье» создана на основании постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подп. 1 раздела 4 указанного Постановления, соблюдение режима охранной зонывозлагается на должностных лиц государственной лестной охраны РФ. Соответственно, непонятны основания возложения обязанности за нарушение вышеуказанного режима на ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье».

В ходе производства по делу не установлено, кому принадлежит земельный участок, входящий в охранную зону, и кто несет ответственность за него. Также не установлено лицо, фактически высыпавшее мусор в охранной зоне, и засыпавшее его слоем почвы. При этом указав, что ч.2 ст.8.6. КоАП РФ содержит 2 самостоятельных состава административного правонарушения - уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель.

Из постановления непонятно, какой конкретно состав административного правонарушения вменяется ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье», а также чем дозывается уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель как таковое. Кроме того, решением Эльбрусского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ ранее по административному делу постановление указанного выше должностного лица но, с указанием на необходимость выяснения дополнительных обстоятельств по делу, чего сделано не было.

Представитель ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по КБР ФИО4 в судебном заседании просила оставить жалобу без удовлетворения, а постановление без изменения, ссылаясь на то, что указанное постановление является законным и обоснованным. В обоснование своей позиции указала, что довод представителя ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» о том, что лицо вынесшее постановление об административном правонарушении, имеет непонятный статус, не является состоятельным, так как с учетом того, что КБР входит в состав СКФО, полномочия лица вынесшего постановление распространяется и на ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье». Довод о том, что неизвестно время совершения правонарушения, так же считает необоснованными, так как правонарушение было признано длящимся и было выражено в бездействии представителей ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье», указав при этом, что в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, сроком для привлечения к административной ответственности по указанной категории дел является срок в один год и даже если время совершения правонарушения считать с момента вынесения Прокурором решения о проведении проверки от 22.07.2019г., указанный в статье срок привлечения не нарушен.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как следует из материалов дела ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за деятельность, оказывающую негативное воздействие на природные комплексы государственного национального парка, а именно скопление отходов производства, засыпанного слоем почвы.

Указанные действия привели к уничтожению плодородного слоя почвы, что свидетельствует о порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления.

Факт совершения ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» указанного административного правонарушения, подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, объяснениями заместителя директора ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ., а так же справкой, выданной начальником отдела надзора за водными, земельными ресурсами в сфере охоты, ООПТ и разрешительной деятельности Управления Роспироднадзора по КБР ФИО6.

Доводы представителя ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» о том, что непонятен статус лица, вынесшего указанное постановление, что истекли сроки для привлечения к административной ответственности по указанной категории дел, а так же, территория где были обнаружены отходы производства и уничтожен плодородный слой почвы не относится к территории ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» опровергается объяснениями представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по КБР ФИО4, данными в ходе судебного разбирательства, объяснениями и.о. директора ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» ФИО7, изученными в ходе судебного разбирательства имеющимися в материалах административного дела 12-38-2019 (л.д.66, 69), а также иными материалами изученными судом при рассмотрении жалобы, которые приведены в протоколе судебного заседания и положены в основу принимаемого судом решения.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

При этом доводы представителя ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье», не опровергает выводов, изложенных в постановлении Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по КБР.

Постановление о привлечении ФГБУ «Национальный Парк «Приэльбрусье» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ суд

решил:

постановление начальника отдела государственного экологического надзора по КБР, заместителя главного государственного инспектора РФ в сфере охраны окружающей среды по СКФО от 25.12.2019г. оставить без изменения, жалобу представителя ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» - без удовлетворения.

Председательствующий А.И. Бозиев