№12-50/2019
Р Е Ш Е Н И Е
21 января 2019 года г.Сергиев Посад
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующий судья Плыгач Е.А., при секретаре Кузьмичевой Е.О., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Панорама» ФИО1 на постановление начальника ИФНС России по г.<адрес>ФИО5 от 19.11.2018г. по делу об административном правонарушении по ст.15.27 ч.1 КоАП РФ в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ИФНС России по г.<адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
ФИО1 признан виновным в том, что в нарушение ч.1 ст.7 ФЗ от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмываниию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» допустил неисполнение обязанности по идентификации клиента (участника азартных игр) до приема на обслуживание.
ФИО1 обжаловал указанное постановление, ссылаясь на его незаконность, просил об его отмене. В обоснование жалобы указал, что он незаконно был привлечен к ответственности; постановление начальника ИФНС не содержит сведений о том, какие конкретно действия его, как генерального директора ООО «Панорама» привели к совершению вмененного административного правонарушения, равно как и не установлено в чем именно, выразилось неисполнение им либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Указывает, что ООО «Панорама» постоянно, как и в указанные в постановлении периоды, в рамках соблюдения законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляло проверку среди своих клиентов (участников азартных игр) на наличие либо отсутствие в отношении них сведений о принадлежности их к экстремистской деятельности или терроризму путем просмотра информации, находящейся в открытом доступе, из перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности посредством на сайте Росфинмониторинга. В связи с тем, что на официальном сайте среди опубликованного списка лиц, в отношении которых имеются сведения о принадлежности их к экстремистской деятельности или терроризму, совпадений с перечнем клиентов ООО «Панорама выявлено не было, о чем сданы квартальные отчеты в Росфинмониторинг, считает необходимость в дальнейшей сверке сведений путем их скачивания из личного кабинета, где имеются аналогичные сведения с добавлением паспортных данных, отсутствовала. Кроме того, не согласен с назначением ему максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ст.15.27 ч.1 КоАП РФ.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что постановление подлежит отмене. При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи. Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ), а также ее должностные лица.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе: организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента (участника азартных игр), с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Требования к идентификации клиентов утверждены Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011г. № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - Положение).
Согласно п. 2.4 указанного Положения организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень) Перечень составляется и ведется Федеральной службой по финансовому мониторингу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
При проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень.
Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015г. № 804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (далее – Правила).
Согласно п. 20 указанных Правил информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте. Доведение информации, предусмотренной пунктом 20 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте (п. 21 Правил).
Из материалов дела следует, что ООО «Панорама» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ., соответственно, обязано соблюдать требования в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем (далее - легализация (отмывание) преступных доходов), финансированию экстремистской деятельности и терроризма.
Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля ООО «Панорама», обязан осуществлять идентификацию участников азартных игр с обязательным использованием актуального на дату проверки Перечня, полученного с использованием Личного кабинета.
Вместе с тем, на основании ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которым настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ производство по административным делам производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Также в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные по делу.
Как следует из текста оспариваемого постановления, указанные требования должностным лицом соблюдены не были, поскольку надлежащим образом не установлено событие административного правонарушения - дата его совершения.
Так, из оспариваемого постановления усматривается, что дата, время и место совершения ФИО1 как законным представителем ООО «Панорама» административного правонарушения приходится на: ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин., <адрес>, т.е. не конкретизировано событие правонарушения.
Кроме того, в нарушении требований ст.29.10 КоАП РФ в резолютивной части постановления по делу должностное лицо не указало статью КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за совершение ФИО1 административного правонарушения, а также вывод о виновности ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ограничившись наложением административного штрафа.
При таких обстоятельствах, с учетом грубого нарушения требований ст. 29.10 КоАП РФ, постановление подлежит отмене.
С учётом того, что должностным лицом не установлена дата совершения административного правонарушения и суд лишен возможности определить наличие истечения срока давности привлечения к административной ответственности, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, в ходе которого должностному лицу следует принять во внимание и проверить иные доводы заявителя, установить все имеющие юридическое значение по делу обстоятельства, и на их основе принять мотивированное и законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л
Жалобу генерального директора ООО «Панорама» ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника ИФНС России по г.<адрес>ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Панорама» ФИО1 – отменить.
Дело направить на новое рассмотрение начальнику ИФНС России по г<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья подпись Е.А. Плыгач