ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/19 от 21.03.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-50/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Омск 21 марта 2019 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Тарабанов С.В., с участием защитника Тараненко В.В.С., действующего по доверенности, представителя Федеральной антимонопольной службы России С.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Региональной энергетической комиссии Омской области Тараненко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, на постановление начальника Правового управления ФАС России,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Правового управления ФАС России по делу об административном правонарушении № 4-14.6-390/00-10-18 от 26 июня 2018 г. председатель Региональной энергетической комиссии Омской области Тараненко В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Тараненко В.В. признан виновным в том, что являясь председателем РЭК Омской области, в ходе ежегодной корректировки тарифов, рассчитанных с применением метода индексации, утвердил Приказом № 375/75 от 07.12.2017 г. тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в <адрес> муниципального района Омской области на 2018 год с календарной разбивкой с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. в размере 4066,47 руб./Гкал., и с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. в размере 4066,47 руб./Гкал.

При этом, льготный тариф для населения вышеназванного поселения, составлявший во втором полугодии 2017 г. 3927,51 руб./Гкал. установлен не был. Соответственно, тариф для населения увеличился на 138,96 руб./Гкал или на 103,54%.

По мнению должностного лица административного органа, этим был нарушен п. 15 Основ ценообразования, запрещающий превышать величину указанных тарифов в первом полугодии очередного расчётного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Не согласившись с данным постановлением, Тараненко В.В. обратился в Центральный районный суд г. Омска с просьбой об отмене вынесенного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что в соответствии с ч. 14 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Согласно ст. 3 Закона Омской области от 25.09.2014 № 1660-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов» льготный тариф устанавливается в соответствии с законодательством исполнительной власти Омской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Омской области в случае, если изменение размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанные с учётом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области, установленные Губернатором Омской области.

Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075, не предусматривают льготные тарифы в перечне регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения (п. 3 Основ), соответственно Основы ценообразования не подлежат применению в рассматриваемом случае.

Льготный тариф для населения с.<адрес> во втором полугодии 2017 г. был установлен в целях соблюдения требований ст. 157.1 ЖК РФ, запрещающей повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Приказом № 592/71 был установлен тариф на тепловую энергию на экономически обоснованном уровне с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. в размере 4117,61 руб./Гкал. В целях соблюдения предельного индекса на указанный период приказом РЭК Омской области был утверждён льготный тариф для населения в размере 3927,51 руб./Гкал.

Приказом РЭК Омской области от 07.12.2017 г. № 375/75 внесены изменения в приказ 592/71 и утверждены тарифы, в том числе для населения, на 2018 год на экономически обоснованном уровне в размере с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. – 4066,47 руб./Гкал и с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. – 4066,47 руб./Гкал.

В связи с тем, что экономически обоснованный тариф (4066,47 руб./Гкал.) в первом полугодии 2018 г. не превышает предельного индекса для населения с.<адрес>, установленного Указом Губернатора Омской области от 24.11.2017 № 195, оснований для установления льготного тарифа не имелось.

Кроме того, заявитель указывает на то, что административное расследование проведено формально, не учтены его доводы, решение по делу принято до окончания административного расследования, решение не мотивировано. При назначении наказания не были рассмотрены вопросы, связанные с его имущественным и финансовым положением, нахождение на иждивении двоих несовершеннолетних детей.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Тараненко В.В. в судебном заседании участия не принимал, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представлял.

Защитник Тараненко В.В.С., действующий по доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объёме.

Должностное лицо ФАС России, вынесшее обжалуемое постановление, М., представил письменный отзыв, в котором указывает, что рассмотрение данной жалобы не подсудно Центральному районному суду города Омска, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Поскольку дело было рассмотрено по месту проведения административного расследования (ФАС России), жалоба подлежит рассмотрению Пресненским районным судом г. Москвы.

Полагает, что в действиях Тараненко В.В. установлен состав административного правонарушения, законных оснований для повышения тарифа для населения по сравнению с льготным тарифом не имелось. Процессуальных нарушений при привлечении Тараненко В.В. к ответственности допущено не было. При назначении наказания обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, установлено не было. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ также не установлено.

Представитель ФАС России в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, поддержала, просила постановление оставить без изменения, о порядке проведения проверки она пояснить не может.

Суд находит доводы, изложенные в отзыве, о неподсудности рассмотрения жалобы Центральным районным судом города Омска, необоснованными.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Изучив дело об административном правонарушении, выслушав стороны, суд полагает, что в действиях председателя Региональной энергетической комиссии Омской области Тараненко В.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ – завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги.

Как установлено материалами дела, Тараненко В.В., являясь председателем РЭК Омской области, в ходе ежегодной корректировки тарифов, рассчитанных с применением метода индексации, утвердил Приказом № 375/75 от 07.12.2017 г. тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в <данные изъяты>, на 2018 год с календарной разбивкой с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. в размере 4066,47 руб./Гкал., и с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. в размере 4066,47 руб./Гкал. Льготный тариф для населения вышеназванного поселения, составлявший во втором полугодии 2017 г. 3927,51 руб./Гкал., установлен не был.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ч.14 ст.10, предусматривает возможность наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, устанавливать льготные регулируемые тарифы при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 3 Закона Омской области от 25.09.2014 № 1660-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов», льготный тариф устанавливается в соответствии с законодательством исполнительной власти Омской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Омской области в случае, если изменение размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанные с учётом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области, установленные Губернатором Омской области.

Необходимость государственного регулирования льготных тарифов предусмотрена, в частности, и частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении. При этом установление цены на товар, работу или услугу – ценообразование – включает как формирование правил установления регулирования цены, так и применения правил субъектами регулирования.

Региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.

Приказом № 592/71 РЭК Омской области были установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «<данные изъяты>» в размере 3898,18 руб./Гкал с 01.01.2017 по 30.06.2017 и 4117,61 руб./Гкал с 01.07.2017 по 31.12.2017.

В целях соблюдения установленного по сельскому поселению предельного индекса приказом РЭК Омской области от 16.06.2017 г. № 79/31 во втором полугодии 2017 г. в целях соблюдения требований ст. 157.1 ЖК РФ, запрещающей повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в период действия и в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 08.05.2014 г. №58, устанавливающим предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Омской области, утверждён льготный тариф для потребителей ООО «<данные изъяты> ЖКХ» в размере 3927,51 руб./Гкал.

Поскольку Указом Губернатора Омской области от 24.11.2017 г. №195 «О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 08.05.2014 г. №58» (л.д. 79-82), был установлен иной предельный индекс для Сельского поселения в первом полугодии 2018 г. в размере, согласованном решением Совета <данные изъяты> муниципального района Омской области от 26.09.2017 (л.д. 83), то основания для установления льготного тарифа на первое полугодие 2018 г. отсутствовали. Размер экономически обоснованного тарифа в первом полугодии 2018 г. – 4066,47 руб./Гкал не превышал предельного индекса для <данные изъяты> в первом полугодии 2018 г., соответственно, установление РЭК Омской области тарифа на первое полугодие 2018 г. на уровне льготного тарифа, действовавшего во втором полугодии 2017 -3927,51 руб./Гкал, прямо противоречило бы действующему законодательству.

Законность и обоснованность данного Указа, при рассмотрении дела ФАС России, под сомнение не ставилась.

Следует отметить, что в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении, не приведены объяснения физического лица, в отношении которого ведётся производство по делу, при том, что они были представлены в письменном виде.

Оценка доводам председателя РЭК Омской области, не дана и при вынесении постановления, что свидетельствует о том, что при рассмотрении дела не были установлены все обстоятельства дела, необходимые для принятия объективного решения.

Соответственно, Приказ РЭК Омской области от 07.12.2017 г, которым был установлен тариф для первого полугодия 2018 г. в размере 4066, 47 руб./Гкал, хотя и превышает тариф второго полугодия 2017 г., вместе с тем не противоречит действовавшим на тот момент законодательным нормам как федерального, так и регионального значения.

Кроме того, в соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" должностные лица органов государственного контроля (надзора), уполномоченные на проведение проверок, обязаны при проведении проверок соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Пунктом 18 названного Постановления, как и ст. 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», установлено, что по результатам проверки составляется акт проверки по установленной форме в 2 экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных экспертиз, объяснения работников подконтрольного субъекта, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В представленных материалах дела такой акт отсутствует, что ставит под сомнение сам факт проведения надлежащей проверки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также требования частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, оснований полагать о доказанности наличия в действиях председателя Региональной энергетической комиссии Омской области Тараненко В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 14.6 КоАП РФ, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление начальника Правового управления ФАС России № 4-14.6-390/00-10-18 от 26 июня 2018 г. в отношении председателя Региональной энергетической комиссии Омской области Тараненко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, по ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска.

Судья ФИО6