ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/19 от 23.05.2019 Марксовского городского суда (Саратовская область)

Дело № 12-50/2019

64RS0022-01-2019-000417-10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 мая 2019 года г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Гаха С.А.

при секретаре судебного заседания Григорьевой Т.С.

с участием заявителя ФИО2 и его представителя ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление начальника отдела (инспекции) в <адрес>ФИО1ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела (инспекции) в <адрес>ФИО1ФИО8 вынесено постановление , которым ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 20000 рублей штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить и прекратить производство по делу, указав, что в его действиях состав данного правонарушения отсутствует, поскольку руководимое им предприятие вмененных указанных органом нарушений измерений поставки энергетических ресурсов не допускало.

В судебном заседании заявитель ФИО2 и его представитель ФИО3 доводы письменной жалобы поддержали в полном объеме, обжалуемое постановление просили отменить, прекратив производство по делу.

Представитель заинтересованного лица - отдела (инспекции) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил и возражений не представил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, выслушав заявителя и его представителя, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, МУП «Тепло» является предприятием, эксплуатирующим опасные производственные объекты – системы теплоснабжения <адрес> и Марковского муниципального района (свидетельство о регистрации <данные изъяты>).

Актом первичной проверки МУП «Тепло» от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений), в том числе в нарушение требований пункта 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений при выполнении государственных учетных операций и учета количества энергетических ресурсов в котельных предприятия для измерения объема природного газа, приведенного к нормальным условиям, применяются узлы измерений объемного расхода и объема газа, на которые методика измерений не прошла проверку реализации требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 при вводе в эксплуатацию.

По результатам проверки предприятию было выдано предписание от <данные изъяты> об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом заместителя руководителя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ отделом (инспекцией) в <адрес>ФИО1 была проведена внеплановая выездная проверка с целью оценки исполнения МУП «Тепло» ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГм в связи с истечением срока его исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное нарушение в установленный срок не устранено, а именно применяются узлы измерений объема газа, на которых методика измерений не прошла проверку реализации требованиям пункта 12.1 ГОСТ Р 8-740-2011 (Акты проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требования ГОСТ Р 8.740-2011 – отсутствуют).

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела (инспекции) в <адрес>ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении м, а ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела (инспекции) в <адрес>ФИО1ФИО8 по результатам рассмотрения данного протокола вынесено обжалуемое постановление.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в России единиц величин влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в том числе, без применения аттестованных методик (методов) измерений.

Федеральным законом от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» регулируются отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений (пункт 2 статьи 1).

В силу ч. ч. 4 и 5 ст. 1 данного закона к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

Статья 2 приведенного закона содержит понятие аттестации методик (методов) измерений, под которой понимается исследование и подтверждение соответствия методик (методов) измерений установленным метрологическим требованиям к измерениям, а под средством измерений - техническое средство, предназначенное для измерений. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.

Требования к измерениям содержатся в статье 5 данного закона. В частности, измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации. Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Аттестацию первичных референтных методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования, проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение аттестации методик (методов) измерений.

Приказом Минпромторга России от 15 декабря 2015 года № 4091 утвержден Порядок аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения, согласно которому аттестованные методики (методы) измерений применяются для измерения величин, количественное значение которых выражают в соответствии с допущенными к применению в Российской Федерации единицами данных величин или шкалами данных величин (шкалами измерений); аттестацию методик (методов) измерений осуществляют путем теоретических и (или) экспериментальных исследований, и подтверждения соответствия аттестуемой методики (метода) измерений установленным метрологическим требованиям к измерениям, определенным в пункте 14 статьи 2 названного закона.

В силу статьи 23 этого же закона юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие, в том числе, нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 приведенного выше Порядка до внедрения в практику своей деятельности аттестованной методики (метода) измерений, за исключением первичной референтной методики (метода) измерений, юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят подтверждение её реализуемости с установленными показателями точности. Данное подтверждение фиксируется актом, оформленным в произвольной форме, который хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, использующего аттестованную методику (метод) измерений.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 года № 1049-ст установлена дата введения ГОСТ Р 8.740-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа».

Статьей 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

В целях контроля точности результатов измерений в перечень необходимых документов включены соответствующим образом оформленный акт проверки состояния и применения средств измерения и соблюдения требований ГОСТ с обязательным приложением к акту - расчета относительной расширенной неопределенности измерения объемного расхода газа и акт об измерении внутреннего диаметра трубопровода (требование ГОСТ Р 8.740-2011).

Положение пункта 2.9 Приказа Минэнергетики РФ от 30 декабря 2013 года № 961 «Об утверждении Правил учета газа» предусматривает, что измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений. Показатели точности измерений объемов газа, приведенные к стандартным условиям, определяются в соответствии с ГОСТ Р 8.741-2011.

Статьей 1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 8.740-2011 установлено, что настоящий стандарт устанавливает методику измерений объемного расхода и объема, приведенных к стандартным условиям, природного, нефтяных товарных и других однокомпонентных и многокомпонентных газов с помощью турбинных, роторных (ротационных) и вихревых расходомеров и счетчиков газа. В настоящем стандарте объемный расход и объем газа, измеряемые при рабочих условиях, приводят к стандартным условиям по ГОСТ 2939. Применение методики измерений, изложенной в настоящем стандарте, обеспечивает измерения объемного расхода и объема газа с различными значениями показателей точности измерений, которые выбирают в зависимости от установленных норм точности измерений.

Пунктом 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 предусмотрено, что проверку реализаций МИ, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований настоящего стандарта.

Также данный ГОСТ предусматривает обязательное соответствие узла учета газа требованиям к методике измерений. В частности, в соответствии с пунктом 12.1.1. ГОСТ Р 8.740-2011 проверку реализации методик измерения, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.

В качестве одного из доводов незаконности обжалуемого постановления ФИО2 указывает на приоритет исполнения положений обязательного к исполнению документа (Порядок аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения, утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 15 декабря 2015 года № 4091) перед нормами добровольного к применению документа (указанного ГОСТа). При этом заявитель ссылается на пункт 5 Порядка аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения, утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 15 декабря 2015 года № 4091.

Как установлено судом из представленных заявителем же материалов ГОСТ Р 8.740-2011 утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 года № 1049-ст для добровольного применения (пункт 1 приказа). После издания Приказа Росстандарта от 28 декабря 2016 года № 2024 применение ГОСТ Р 8.740-2011 стало обязательным для организации любой формы собственности, в том числе и для МУП «Тепло».

Таким образом, довод заявителя о добровольном характере применения ФИО10 8.740-2011 является несостоятельным.

Кроме того, пункт 5 Порядка аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения, утв. Приказом Минпромторга России от 15 декабря 2015 года № 4091, на который ссылается заявитель в обоснование своей позиции, предусматривает, что до внедрения в практику своей деятельности аттестованной методики (метода) измерений, за исключением первичной референтной методики (метода) измерений, юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят подтверждение её реализуемости с установленными показателями точности. Данное подтверждение фиксируется актом, оформленным в произвольной форме, который хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, использующего аттестованную методику (метод) измерений. Следовательно, и указанным порядком определен способ проведения подтверждения реализуемости аттестованной методики (метода) измерений.

Проанализировав изложенные выше обстоятельства дела в совокупности, суд находит обжалуемое постановление законным и обоснованным, поскольку материалами дела установлена вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, выразившегося в применении руководимым им предприятием узлов измерений объема газа, не прошедших процедуру проверки реализации методики измерений. Доводы заявителя фактически сводятся к иной оценке действующих норм и правил в данной сфере, признанной судом несостоятельной.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, основания для освобождения должностного лица от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения отсутствуют, с учетом того обстоятельства, что на момент рассмотрения жалобы допущенное нарушение обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не устранено, и средства измерений, не прошедшие в установленном порядке поверку, продолжают применяться.

Административный штраф назначен должностному лицу в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции нормы части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела (инспекции) в Саратовской области ФИО1 Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья С.А. Гах

копия верна:

судья С.А. Гах