ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/19 от 28.11.2019 Старицкого районного суда (Тверская область)

Дело № 12-50/2019 РЕШЕНИЕ

Город Старица 28 ноября 2019 г.

Судья Старицкого районного суда Тверской области Белякова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Виноградовой Л.В.,

с участием защитников Воронина А.Б. - по доверенности Никитенко А.А., Галака Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Воронина А.Б. по доверенности Никитенко А,А. на постановление, вынесенное должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской области по делу об административном правонарушении от 04.07.2019 № ПСТ-04-20/635,

установил:

постановлением от 04.07.2019 № ПСТ-04-20/635, вынесенным начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Белоконь В.Ю., Воронин А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

На постановление защитником Воронина А.Б. - Никитенко А.А. подана жалоба, в которой содержится просьба о его отмене как незаконного, либо отмене и освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью.

В обоснование жалобы с последующими дополнениями указано, что 04.02.2019 Управлением Россельхознадзора по Тверской области вынесен приказ № 141-ЗН о проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков в районе <адрес>; 15.02.2019 составлен акт осмотра № 04-22/2, в котором указано, что на момент осмотра на з\у проводились работы по расчистке от древесно-кустарниковой растительности. В акте указано, что приложением к нему являются фотоматериал и схема фотофиксации, но их в деле нет. 18.02.2019 вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому до 01.05.2019 предложено уведомить Управление о его исполнении. Однако, доказательств направления Воронину А.Б. предостережения не имеется, поэтому исполнить его он не мог. Таким образом, Россельхознадзором принята мера реагирования на обнаруженное административное правонарушение - вынесено предупреждение. Однако, 26.02.2019, то есть во время действия предостережения и течения срока на его исполнение, вынесен приказ № 218-ФЛ о проведении плановой выездной проверки. 01.04.2019 Управлением составлен акт проверки, извещение о необходимости явиться на составление протокола 16.05.2019 и вынесено предписание № 04-20/45 со сроком устранения нарушений 11.11.2019. Указанные документы Ворониным А.Б. не получены вследствие того, что дом, в котором он зарегистрирован по месту жительства, снесен, о чем в материалах дела имеются сведения.

Таким образом, Воронин А.Б. не был уведомлен ни о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, ни о рассмотрении дела и вынесении постановления об административном правонарушении, что, по мнению подателя жалобы, является существенным нарушением требований ст. 28.2, 25.15 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен спустя 45 суток после составления акта проверки, чем нарушены требования ст. 28.5 КоАП РФ.

Совокупность материалов дела не позволяет сделать однозначный вывод о том, что описание события правонарушения в протоколе об административном правонарушении свидетельствует о нарушении Ворониным А.Б. п. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а не ст. 8.8 КоАП РФ, как указано в иных материалах дела, что также является существенным недостатком протокола (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме того, учитывая требования пп. 3 п.5.4 Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 12.09.2017 № 61 (11), вынесением указанного выше предостережения Россельхознадзор подтвердил, что вред охраняемым законом ценностям и (или) его угроза отсутствуют. В силу пп.6 п. 5.4.Стандарта Россельхознадзор может применить только одну меру контрольно-надзорной функции - объявить предостережение или провести внеплановую проверку.

Основанием для проведения рейдового осмотра и вынесения в связи с ним предостережения явилось поступившее на адрес электронной почты Россельхознадзора сообщение, исходя из которого, невозможно идентифицировать лицо, его отправившее, что в силу пп.8 п. 5.4 Стандарта могло являться основанием только для объявления предостережения.

Согласно пп.11 п. 5.4.Стандарта объявление подконтрольному лицу предостережения исключало проведение внеплановой проверки по тому же основанию в отношении данного лица. Поэтому проведенная проверка является незаконной. В акте проверки от 16.05.2019 № 04-20/240 не указано, каким образом должностным лицом было установлено местонахождение участка, его границы, координаты мест осмотра.

Допущенное нарушение возможно квалифицировать как малозначительное с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, совершения правонарушения впервые, размера вреда и тяжести наступивших последствий, иных заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе значительный для Воронина А.Б. – военного пенсионера, размер штрафа. Допущенное нарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Согласно акту проверки от 23.04.2019 № 04-22/12, в момент проверки часть участка обработана и проводятся работы по его расчистке. 31.10.2019 Ворониным А.Б. приняты меры по устранению выявленных замечаний и подписан договор с ФГБУ «Тверская МВЛ» на разработку программы мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков (проект мелиорации).

В возражении на жалобу заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области Милорадов Р.И. просил в удовлетворении жалобы отказать

Воронин А.Б. в судебное заседание не явился, извещен в соответствии с требованиями ст.25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.47-148) надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Поэтому дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав защитников, подержавших доводы жалобы, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что обжалуемым постановлением от 04.07.2019 № ПСТ-04-20/635, вынесенным начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Белоконь В.Ю., Воронин А.Б. признан виновным в том, что в нарушение требований статей 13 и 42 ЗК РФ не организовал и не провел на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного использования (вид сельскохозяйственных угодий - пастбище), расположенном в районе <адрес> установленных требований и обязательных мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью (на части участка выявлен факт зарастания ивняком, елью, березой, пижмой), что было выявлено в ходе внеплановой проверки 28.03.2019 с 10 час.00 мин. до 11 час. 00 мин.

Кроме того, согласно данному постановлению, на земельном участке усматриваются признаки его неиспользования для ведения сельскохозяйственной деятельности или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369), выражающиеся в том, что на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с материалами дела, в том числе и с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.

Из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. При этом, извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо в порядке требований пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязано выяснить, извещены ли участники производства по делу о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу, и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Таким образом, протокол об административном правонарушении может быть составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, только в том случае, если это лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела. Однако, эти требования выполнены не были. Порядок привлечения Воронина А.Б. к административной ответственности в ходе производства по делу был нарушен, поэтому обжалуемое постановление не может быть признано законным.

Так, согласно материалам дела, по адресу регистрации Воронина А.Б. - <адрес>, подлежало направлению составленное старшим государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Тверской области Малыгиной С.А. извещение от 01.04.2019 о том, что протокол об административном правонарушении будет составляться 16.05.2019 в 11.00 по адресу: г.Тверь, ул.Озерная, д.9, каб.10 (л.д.87).

Однако фактически в почтовом конверте с идентификатором Воронину А.Б. было направлено извещение о составлении протокола 14.05.2019 в 11.00, что было установлено при изучении содержимого конверта при рассмотрении судьей данного дела по жалобе (лист 27 дела № 04-20/80 и лист 92-93 дела по жалобе № 12-50/2019).

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № 04-20/240 в отношении Воронина А.Б. был составлен старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Малыгиной С.А. 16.05.2019 в отсутствие Воронина А.Б. (л.д. 94-96). При этом, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении Воронину А.Б. извещения о составлении протокола 16.05.2019.

Таким образом, Воронин А.Б. не может считаться извещенным о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, протокол от 16.05.2019 № 04-20/240 составлен с существенным нарушением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому является недопустимым доказательством по делу.

При имевшихся в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской области протокол об административном правонарушении не был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

После этого возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении была утрачена: возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено. Поэтому устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.

Кроме того, согласно обжалуемому постановлению, дело об административном правонарушении было рассмотрено 04.07.2019 в отсутствие Воронина А.Б. При этом достоверных данных о том, что он был извещен в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела также не имеется.

В протоколе об административном правонарушении от 16.05.2019 № 04-20/240 указано на то, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено 27.06.2019 в 11 час. 30 мин.

Сопроводительным письмом от 16.05.2019 Воронину А.Б. фактически были направлены указанный выше протокол с извещением о рассмотрении дела 27.06.2019 и извещение за подписью старшего государственного инспектора Управления Россельхознадзора по Тверской области Малыгиной С.А. о необходимости явиться 27.06.2019 на рассмотрение протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, что также было установлено при изучении содержимого почтового конверта с идентификатором .

Доказательств направления Воронину А.Б. имеющегося в деле извещения о дате и времени рассмотрения дела - 04.07.2019 в 11 час. 30 мин. (листы 31, 36 дела № 04-20/80 и листы 97, 102-103 дела по жалобе № 12-50/2019), не представлено.

Между тем, никаких процессуальных документов от 27.06.2019 в деле не имеется. Дело рассмотрено в отсутствие Воронина А.Б. 04.07.2019.

То обстоятельство, что Воронин А.Б. не получил направленные ему Управлением Россельхознадзора почтовые отправления с указанными выше извещениями о составлении протокола 14.05.2019 и рассмотрении дела 27.06.2019, и они возвращены по истечении срока хранения, не позволяло должностным лицам произвольно изменять эти даты, уклоняясь от надлежащего извещения Воронина А.Б. о новых датах в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Возвращение дела на новое рассмотрение при том, что протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением закона, а возможность исправления его недостатков утрачена, не допустимо.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника Воронина А.Б. - Никитенко А.А. удовлетворить,

постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Белоконь В.Ю. от 04.07.2019 № ПСТ-04-20/635 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воронина А.Б. отменить.

Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Старицкий районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

Дело № 12-50/2019 РЕШЕНИЕ

Город Старица 28 ноября 2019 г.

Судья Старицкого районного суда Тверской области Белякова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Виноградовой Л.В.,

с участием защитников Воронина А.Б. - по доверенности Никитенко А.А., Галака Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Воронина А.Б. по доверенности Никитенко А,А. на постановление, вынесенное должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской области по делу об административном правонарушении от 04.07.2019 № ПСТ-04-20/635,

установил:

постановлением от 04.07.2019 № ПСТ-04-20/635, вынесенным начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Белоконь В.Ю., Воронин А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

На постановление защитником Воронина А.Б. - Никитенко А.А. подана жалоба, в которой содержится просьба о его отмене как незаконного, либо отмене и освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью.

В обоснование жалобы с последующими дополнениями указано, что 04.02.2019 Управлением Россельхознадзора по Тверской области вынесен приказ № 141-ЗН о проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков в районе <адрес>; 15.02.2019 составлен акт осмотра № 04-22/2, в котором указано, что на момент осмотра на з\у проводились работы по расчистке от древесно-кустарниковой растительности. В акте указано, что приложением к нему являются фотоматериал и схема фотофиксации, но их в деле нет. 18.02.2019 вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому до 01.05.2019 предложено уведомить Управление о его исполнении. Однако, доказательств направления Воронину А.Б. предостережения не имеется, поэтому исполнить его он не мог. Таким образом, Россельхознадзором принята мера реагирования на обнаруженное административное правонарушение - вынесено предупреждение. Однако, 26.02.2019, то есть во время действия предостережения и течения срока на его исполнение, вынесен приказ № 218-ФЛ о проведении плановой выездной проверки. 01.04.2019 Управлением составлен акт проверки, извещение о необходимости явиться на составление протокола 16.05.2019 и вынесено предписание № 04-20/45 со сроком устранения нарушений 11.11.2019. Указанные документы Ворониным А.Б. не получены вследствие того, что дом, в котором он зарегистрирован по месту жительства, снесен, о чем в материалах дела имеются сведения.

Таким образом, Воронин А.Б. не был уведомлен ни о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, ни о рассмотрении дела и вынесении постановления об административном правонарушении, что, по мнению подателя жалобы, является существенным нарушением требований ст. 28.2, 25.15 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен спустя 45 суток после составления акта проверки, чем нарушены требования ст. 28.5 КоАП РФ.

Совокупность материалов дела не позволяет сделать однозначный вывод о том, что описание события правонарушения в протоколе об административном правонарушении свидетельствует о нарушении Ворониным А.Б. п. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а не ст. 8.8 КоАП РФ, как указано в иных материалах дела, что также является существенным недостатком протокола (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме того, учитывая требования пп. 3 п.5.4 Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 12.09.2017 № 61 (11), вынесением указанного выше предостережения Россельхознадзор подтвердил, что вред охраняемым законом ценностям и (или) его угроза отсутствуют. В силу пп.6 п. 5.4.Стандарта Россельхознадзор может применить только одну меру контрольно-надзорной функции - объявить предостережение или провести внеплановую проверку.

Основанием для проведения рейдового осмотра и вынесения в связи с ним предостережения явилось поступившее на адрес электронной почты Россельхознадзора сообщение, исходя из которого, невозможно идентифицировать лицо, его отправившее, что в силу пп.8 п. 5.4 Стандарта могло являться основанием только для объявления предостережения.

Согласно пп.11 п. 5.4.Стандарта объявление подконтрольному лицу предостережения исключало проведение внеплановой проверки по тому же основанию в отношении данного лица. Поэтому проведенная проверка является незаконной. В акте проверки от 16.05.2019 № 04-20/240 не указано, каким образом должностным лицом было установлено местонахождение участка, его границы, координаты мест осмотра.

Допущенное нарушение возможно квалифицировать как малозначительное с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, совершения правонарушения впервые, размера вреда и тяжести наступивших последствий, иных заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе значительный для Воронина А.Б. – военного пенсионера, размер штрафа. Допущенное нарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Согласно акту проверки от 23.04.2019 № 04-22/12, в момент проверки часть участка обработана и проводятся работы по его расчистке. 31.10.2019 Ворониным А.Б. приняты меры по устранению выявленных замечаний и подписан договор с ФГБУ «Тверская МВЛ» на разработку программы мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков (проект мелиорации).

В возражении на жалобу заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области Милорадов Р.И. просил в удовлетворении жалобы отказать

Воронин А.Б. в судебное заседание не явился, извещен в соответствии с требованиями ст.25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.47-148) надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Поэтому дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав защитников, подержавших доводы жалобы, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что обжалуемым постановлением от 04.07.2019 № ПСТ-04-20/635, вынесенным начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Белоконь В.Ю., Воронин А.Б. признан виновным в том, что в нарушение требований статей 13 и 42 ЗК РФ не организовал и не провел на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного использования (вид сельскохозяйственных угодий - пастбище), расположенном в районе <адрес> установленных требований и обязательных мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью (на части участка выявлен факт зарастания ивняком, елью, березой, пижмой), что было выявлено в ходе внеплановой проверки 28.03.2019 с 10 час.00 мин. до 11 час. 00 мин.

Кроме того, согласно данному постановлению, на земельном участке усматриваются признаки его неиспользования для ведения сельскохозяйственной деятельности или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369), выражающиеся в том, что на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с материалами дела, в том числе и с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.

Из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. При этом, извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо в порядке требований пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязано выяснить, извещены ли участники производства по делу о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу, и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Таким образом, протокол об административном правонарушении может быть составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, только в том случае, если это лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела. Однако, эти требования выполнены не были. Порядок привлечения Воронина А.Б. к административной ответственности в ходе производства по делу был нарушен, поэтому обжалуемое постановление не может быть признано законным.

Так, согласно материалам дела, по адресу регистрации Воронина А.Б. - <адрес>, подлежало направлению составленное старшим государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Тверской области Малыгиной С.А. извещение от 01.04.2019 о том, что протокол об административном правонарушении будет составляться 16.05.2019 в 11.00 по адресу: г.Тверь, ул.Озерная, д.9, каб.10 (л.д.87).

Однако фактически в почтовом конверте с идентификатором Воронину А.Б. было направлено извещение о составлении протокола 14.05.2019 в 11.00, что было установлено при изучении содержимого конверта при рассмотрении судьей данного дела по жалобе (лист 27 дела № 04-20/80 и лист 92-93 дела по жалобе № 12-50/2019).

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № 04-20/240 в отношении Воронина А.Б. был составлен старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Малыгиной С.А. 16.05.2019 в отсутствие Воронина А.Б. (л.д. 94-96). При этом, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении Воронину А.Б. извещения о составлении протокола 16.05.2019.

Таким образом, Воронин А.Б. не может считаться извещенным о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, протокол от 16.05.2019 № 04-20/240 составлен с существенным нарушением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому является недопустимым доказательством по делу.

При имевшихся в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской области протокол об административном правонарушении не был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

После этого возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении была утрачена: возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено. Поэтому устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.

Кроме того, согласно обжалуемому постановлению, дело об административном правонарушении было рассмотрено 04.07.2019 в отсутствие Воронина А.Б. При этом достоверных данных о том, что он был извещен в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела также не имеется.

В протоколе об административном правонарушении от 16.05.2019 № 04-20/240 указано на то, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено 27.06.2019 в 11 час. 30 мин.

Сопроводительным письмом от 16.05.2019 Воронину А.Б. фактически были направлены указанный выше протокол с извещением о рассмотрении дела 27.06.2019 и извещение за подписью старшего государственного инспектора Управления Россельхознадзора по Тверской области Малыгиной С.А. о необходимости явиться 27.06.2019 на рассмотрение протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, что также было установлено при изучении содержимого почтового конверта с идентификатором .

Доказательств направления Воронину А.Б. имеющегося в деле извещения о дате и времени рассмотрения дела - 04.07.2019 в 11 час. 30 мин. (листы 31, 36 дела № 04-20/80 и листы 97, 102-103 дела по жалобе № 12-50/2019), не представлено.

Между тем, никаких процессуальных документов от 27.06.2019 в деле не имеется. Дело рассмотрено в отсутствие Воронина А.Б. 04.07.2019.

То обстоятельство, что Воронин А.Б. не получил направленные ему Управлением Россельхознадзора почтовые отправления с указанными выше извещениями о составлении протокола 14.05.2019 и рассмотрении дела 27.06.2019, и они возвращены по истечении срока хранения, не позволяло должностным лицам произвольно изменять эти даты, уклоняясь от надлежащего извещения Воронина А.Б. о новых датах в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Возвращение дела на новое рассмотрение при том, что протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением закона, а возможность исправления его недостатков утрачена, не допустимо.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника Воронина А.Б. - Никитенко А.А. удовлетворить,

постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Белоконь В.Ю. от 04.07.2019 № ПСТ-04-20/635 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воронина А.Б. отменить.

Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Старицкий районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

1версия для печатиДело № 12-50/2019 (Решение)