Дело № 12-50/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
с. Кабанск 04 августа 2020 года
Судья Кабанского районного суда Республики Бурятия Бадмаева Е.В., при секретаре Дамшаевой Ч.Б-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы МО СП «Сухинское» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Кабанского района Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 № от 28 мая 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ должностного лица - главы МО СП «Сухинское» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Кабанского района Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 № от 28 мая 2020 года должностное лицо глава администрации муниципального образования городского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия (далее глава МО СП «Сухинское») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
В частности, в обжалуемом постановлении указано, что в ходе внеплановой проверки, проведенной в период с 13 час. 00 мин. по 16 ч. 00 минут 07 апреля 2020 года, с 14 ч. 00 мин. по 15 ч. 00 мин. 27 апреля 2020 г., на основании распоряжения № от 03 апреля 2020 года начальника ОНДПР Кабанского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия, государственным инспектором в отношении Администрации МО СП «Сухинское», выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным решениям и конструктивным решениям», СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», в частности: несоблюдение противопожарного расстояния (30 м.) от границ застройки со стороны ул. Загза, ул. Лесная, ул. Речная, ул. Звездная, ул. Байкальская, ул. Березовая, ул. Сосновая с. Сухая Кабанского района Республики Бурятия; несоблюдение противопожарного расстояния (30м.) от границ застройки со стороны ул. Садовая, ул. Молодежная, конец ул. Полевой с. Заречье Кабанского района Республики Бурятия; несоблюдение противопожарного расстояния (30м.) от границ застройки со стороны ул. Солнечная, ул. Таежная, ул. Геологическая п. Новый ФИО4 Кабанского района Республики Бурятия; используемая р. Большая Сухая (с. Заречье, Кабанского района РБ) как противопожарный естественный водоем не обустроена подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; не соблюдены противопожарные минерализованные полосы населенных пунктов с. Заречье, с. Сухая, п. Новый ФИО4 Кабанского района РБ; не произведен расчет необходимого количества наружного противопожарного водоснабжения на территории с. Заречье, с. Сухая, п. Новы ФИО4 Кабанского района РБ; за ул. Байкальской с. Сухая Кабанского района Рб устроена свалка бытового мусора, опилок; противопожарный разрыв по ул. Лесная с. Сухая Кабанского района РБ не очищен от порубочных остатков.
Не согласившись с вынесенным постановлением, глава МО СП «Сухинское» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что считает постановление незаконным, так как населенные пункты с. Сухая, с. Заречье, п. Новый ФИО4 Кабанского района расположены внутри земель лесного фонда, являются собственностью Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 643 от 30.08.2001 г. сплошная рубка лесных насаждений запрещена. Организовать и провести противопожарный разрыв шириной 30 метров вокруг населенных пунктов не представляется возможным, вместе с тем до населения доведена информация о необходимости обеспечения очистки прилегающей к лесу территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса. Вместе с тем указал, что администрацией 11 июля 2019 года направлено письмо в администрацию МО «Кабанский район» с просьбой предусмотреть выделение денежных средств для обустройства с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды с р. Большая Сухая, используемой в качестве противопожарного естественного водоема. В выделении средств отказано. Указал, что расчет необходимого количества наружного противопожарного водоснабжения на территории с. Заречье, с. Сухая, п. Новый ФИО4 произведен 01 января 2020г. Заявитель жалобы не согласился и с п. 9 постановления государственного инспектора, указав, что им ведутся работы по устранению свалки в с. Сухая, так произведен локальной сметный расчет, направлены письма Министру природных ресурсов РБ с просьбой о финансировании работ по ликвидации свалки в с. Сухая, получен ответ о направлении бюджетной заявки. Кроме того, по итогам поездки Главы Республики Бурятия ФИО5 в МО «Кабанский район» Министерству природных ресурсов РБ дано поручение составить график проведения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Кабанского района, направить бюджетную заявку на финансирование работ по их ликвидации, в том числе в с. Сухая в 2020 году. Не соглашаясь с п. 10 протокола, заявитель указал, что противопожарный разрыв по ул. Лесная в с. Сухая был произведен администрацией в условиях чрезвычайной ситуации, в настоящее время осуществить работы по очищению противопожарного разрыва от порубочных остатков не представляется возможным, поскольку данные земли относятся к землям лесного фонда.
В судебном заседании глава МО СП «Сухинское» ФИО1 доводы жалобы поддержал полностью, дополнительно пояснил, что им были приняты все возможные и зависящие от него меры, проведены работы по исполнению всех пунктов предписания, в частности администрацией заключен договор с Автономным учреждением Республики Бурятия «Кабанский лесхоз» на выполнение работ по противопожарному обустройству территории и тушению пожаров в виде прочистки и обновления противопожарной минерализованной полосы протяженностью 10140 м., указанные работы выполнены в с. Сухая, с. Заречье, п. Новый ФИО4 согласно акту от 19 июня 2020 года. В более ранние сроки указанные работы не представлялось возможным выполнить, о чем был составлен акт о невозможности оказания услуг по договору № 5 от 14 апреля 2020 года, согласно которому было принято решение об отложении проведения работ, ввиду того, что глубина оттайки почвы не позволяла произвести опашку вышеуказанных населенных пунктов. Указал, что расчет необходимого количества наружного противопожарного водоснабжения на территории с. Заречье, с. Сухая, п. Новый ФИО4 произведен 10 января 2020 года с приложением схемы расположения противопожарных резервуаров. Также указал, что администрацией 11 июля 2019 года, 20 мая 2020 года направлялись запросы в администрацию МО «Кабанский район» с просьбой предусмотреть выделение денежных средств для обустройства с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров к р. Большая Сухая, используемой в качестве противопожарного естественного водоема. Согласно произведенному локальному сметному расчету необходимо 836900,40 руб. Однако получены отрицательные ответы. Кроме того, вопрос о выделении денежных средств из бюджета поселения на строительства пирса, а также ликвидации свалки в с. Сухая обсуждался на заседании Совета депутатов муниципального образования СП «Сухинское» 04 марта 2020 года, все депутаты проголосовали против выделения денежных средств. Также указал, что депутатом Народного Хурала Республики Бурятия Д. направлен в адрес Министерства депутатский запрос о составлении графика проведения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории ФИО3<адрес>, направлении бюджетной заявки на финансирование работ по ликвидации свалок, в том числе в с. Сухая. До настоящего времени вопрос по финансированию работ для ликвидации свалки не решен, несмотря на то, что им предпринимаются все возможные меры для ее ликвидации. Кроме того, указал, что противопожарный разрыв по ул. Лесная в с. Сухая был произведен администрацией в условиях чрезвычайной ситуации на основании постановления администрации МО «Кабанский район» от 03 июля 2017 года и решения № 20 от 02 июля 2017 года, в настоящее время осуществить работы по очищению противопожарного разрыва от порубочных остатков не представляется возможным, поскольку данные земли относятся к землям лесного фонда. Вместе с тем, на указанной территории проведены альтернативные работы в виде прочистки и обновления противопожарной минерализованной полосы. Полагал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание главный государственного инспектор Кабанского района Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, при таких обстоятельствах жалоба на постановление рассмотрена судом в отсутствие указанного должностного лица.
Изучив материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (ч. 1)
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. (ч. 2)
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. (ч. 3)
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, среди прочего, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
К обстоятельствам, подлежащим установлению при рассмотрении дела, относятся:
- обстоятельства совершенного административного правонарушения (установление события административного правонарушения), а также описание времени и места совершения административного правонарушения, последствий, наступивших в результате его совершения;
- описание противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, формы его вины в инкриминируемом правонарушении;
- анализ доказательств, подтверждающих либо опровергающих виновность лица в инкриминируемом административном правонарушении, рассмотрение их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности;
- анализ иных сведений, являющихся доказательствами, для проведения правильной квалификации деяния, назначения справедливого наказания и исполнения вынесенного постановления.
В соответствии с п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В силу ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно п. 36 ст. 2, ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков);
2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Согласно п. 72.3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно п. 78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения. Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. №288, определено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.
Свод правил СП 4.13130.2013 введен в действие с 29 июля 2013 г. и согласно п. 1.1 применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Таким образом, действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов не отнесено обеспечение противопожарных расстояний (противопожарных разрывов) шириной не менее 30 м от границ уже существующей застройки сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) за счет земельных участков лесного фонда федеральной собственности, кроме случаев принятия дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов путем увеличения (создания) противопожарных разрывов по границам населенных пунктов в период действия особого противопожарного режима, установленного органом местного самоуправления на территории муниципального образования (населенного пункта).
В материалах дела и в обжалуемом постановлении не содержатся доказательства того, что застройки в с. Сухая, с. Заречье, п. Новый ФИО4, граничащие с лесными насаждениями Байкальского лесничества, осуществлены после вступления в силу положений Свода правил 4.13130.2013, в которых установлены указанные требования, что администрацией МО СП «Сухинское» и ее главойФИО1 при реализации своих полномочий не применены нормы указанного Свода правил, а именно при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара. В постановлении не указано, какие служебные обязанности в части обеспечения противопожарных разрывов не исполнены либо ненадлежащим образом исполнены главой администрации МО СП «Сухинское», и какими документами эти служебные обязанности установлены.
Суд приходит к выводу, что в границах существующих застроек с. Сухая, с. Заречье, п. Новый ФИО4 невозможно обеспечить противопожарные расстояния (противопожарные разрывы) шириной не менее 30 м. иным способом, нежели сплошной рубкой лесных насаждений, находящихся на расстоянии менее 30 м. от существующей границы застройки.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 01 мая 1999 г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещаются: 1) сплошные рубки; 2) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах - всех видов рубок, за исключением проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
При рассмотрении дела должностным лицом не опровергнут довод о том, что земли с. Сухая, с. Заречье, п. Новый ФИО4 входят в Центральную экологическую зону Байкальской природной территории, что границы застройки указанных населенных пунктов расположены вплотную к лесным насаждениям, этот лес относится к государственному лесному фонду Байкальского лесничества, от границ застройки до леса нет территорий, на которых возможно создать противопожарные разрывы шириной 30 м. без рубки леса. Действующим законодательством установлен запрет проведения сплошных рубок лесных насаждений в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории вне зависимости от принадлежности лесных насаждений, их нахождения в границах населенного пункта или в границах лесного участка в составе земель лесного фонда федеральной собственности.
При этом бремя доказывания соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, законности и обоснованности обжалуемого постановления возложено на административный орган.
В постановлении главного государственного инспектора от28 мая 2020 годасреди выявленных нарушений указано, что главой администрации поселения не произведено обновление противопожарных минерализованных полос в населенных пунктах с. Заречье, с. Сухая, п. Новый ФИО4. Однако 14 апреля 2020 года между администрацией МО СП «Сухинское» и Автономным учреждением Республики Бурятия «Кабанский лесхоз» заключен договор № 5 на выполнение работ по противопожарному обустройству территории и тушению пожаров в виде устройства и обновления противопожарной минерализованной полосы протяженностью 10140 м. в местностях: с. Сухая – 4,6 км, с. Заречье – 3, 24 км., п. Новый ФИО4 – 2,3 км. (согласно заявке на проведение противопожарных мероприятий от 14 апреля 2020 года).
Указанные в договоре № 5 от 14 апреля 2020 года работы выполнены 19 июня 2020 года, что подтверждается актом выполненных работ от 19 июня 2020 года. В более ранние сроки исполнить договор не представлялось возможным, согласно акту о невозможности оказания услуг по договору № 5 от 14 апреля 2020 года было принято решение об отложении проведения работ, ввиду того, что глубина оттайки почвы не позволяла произвести опашку вышеуказанных населенных пунктов. Заказчиком оплачены работы Автономного учреждения Республики Бурятия «Кабанский лесхоз», что подтверждается платежным поручением от 24 апреля 2020 года.
Таким образом, на момент окончания проверки и составления акта проверки противопожарные минерализованные полосы администрацией МО СП «Сухинское» были обновлены и созданы. Суд принимает во внимание, что выполнение указанных работ зависело от оттаивания земли.
Судом принимаются во внимание доводы заявителя жалобы о направлении администрацией МО СП «Сухинское» 11 июля 2019 года, 20 мая 2020 года в адрес администрации МО «Кабанский район» писем с просьбой предусмотреть выделение денежных средств для обустройства площадки (пирса) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров к р. Большая Сухая, используемой в качестве противопожарного естественного водоема. Администрацией МО СП «Сухинское» Произведен локальный сметный расчет, согласно которому для обустройства площадки (пирса) необходимо 836900,40 руб. От администрации МО «Кабанский район» получены отрицательные ответы. Принимает во внимание выписку из протокола заседания Совета депутатов муниципального образования СП «Сухинское» 04 марта 2020 года, на котором обсуждался вопрос о выделении денежных средств из бюджета поселения на строительства пирса, а также ликвидации свалки в с. Сухая, где все депутаты проголосовали против выделения средств. Из представленных заявителем материалов следует, что ведутся работы по устранению свалки в с. Сухая, так произведен локальной сметный расчет, направлены письма Министру природных ресурсов РБ с просьбой о финансировании работ по ликвидации свалки в с. Сухая, получен ответ о направлении бюджетной заявки. По итогам поездки Главы Республики Бурятия ФИО5 в МО «Кабанский район» Министерству природных ресурсов РБ дано поручение составить график проведения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Кабанского района, направить бюджетную заявку на финансирование работ по их ликвидации, в том числе в с. Сухая в 2020 году. Депутатом Народного Хурала Республики Бурятия Д. направлен в адрес Министерства депутатский запрос о составлении графика проведения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Кабанского района, направлении бюджетной заявки на финансирование работ по ликвидации свалок, в том числе в с. Сухая.
Кроме того, в постановлении указано, что должностным лицом не произведен расчет необходимого количества наружного противопожарного водоснабжения на территории с. Заречье, с. Сухая, п. Новый ФИО4, однако из представленных ФИО1 материалов следует, что данный расчет произведен 10 января 2020 года с приложением схемы расположения противопожарных резервуаров.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Проверяя на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность обжалуемого постановления, при отсутствии в деле относимых и допустимых доказательств того, что администрацией МО СП «Сухинское» нарушены требования пожарной безопасности и это нарушение связано с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей ФИО1 как главой администрации МО СП «Сухинское», суд приходит к убеждению о необоснованности содержащихся в постановлении выводов о наличии в действиях главы администрации МО СП «Сухинское» ФИО1 состава правонарушения, предусмотренногоч. 1 ст. 20.4КоАП РФ, поскольку эти выводы в обжалуемом постановлении не мотивированы, соответствующие доказательства тому не приведены, как и не представлены суду при рассмотрении жалобы, в связи с чем постановление главного государственного инспектора Кабанского района Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 № 42 от 28 мая 2020 года подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 4 данной статьи глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют документальные доказательства, которые бы подтверждали, что в обязанности главы МО СП "Сухинское" входит непосредственное исполнение противопожарных мероприятий, перечисленных в постановлении о назначении административного наказания.
Следует также учесть, что ФИО1 приступил к исполнению обязанностей главы поселения только 14 сентября 2018 года, а в материалах дела отсутствуют доказательства, что нарушения, перечисленные в постановлении, допущены, начиная с указанной даты.
Таким образом, обстоятельства, имеющие определяющее значение для дела, не доказаны, поэтому привлечение главы МО СП "Сухинское" ФИО1 к административной ответственности является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Кабанского района Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО2 № от 28 мая 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ должностного лица - главы МО СП «Сухинское» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его получения.
Судья Е.В. Бадмаева