ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/20 от 06.05.2020 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-50/2020

РЕШЕНИЕ

г. Сокол 06 мая 2020 года

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТК АРИОН» на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 № 10673342193469450741 от 10 декабря 2019 года, которым общество с ограниченной ответственностью «ТК АРИОН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 № 10673342193469450741 от 10 декабря 2019 года общество с ограниченной ответственностью «ТК АРИОН» (далее – ООО «ТК АРИОН») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

ООО «ТК АРИОН», не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, указав в обоснование, что заявитель является только собственником транспортного средства, которое передал во временное владение и пользование ООО «ТРАНСКОМ» по договору аренды транспортного средства без экипажа, деятельность по перевозке крупногабаритных грузов не осуществляет, перевозчиком не является, кроме того, как следует из детализации начислений платы по транспортным средствам, плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования регулярно списывалась со счета заявителя, о чем свидетельствует итог по операциям зачислений на расчетную запись / дочерняя расчетная запись по предоставлению отсрочки по внесению платы, в том числе и при использовании указанного транспортного средства, в связи с чем в силу статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения. Постановление получено заявителем 18 декабря 2019 года.

Представитель ООО «ТК АРИОН» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Представитель Центрального МУГАДН в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Центрального МУГАДН.

Представитель ООО «ТРАНСКОМ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Судья, исследовав доводы жалобы и материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, совершённое повторно, влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере десяти тысяч рублей.

Согласно статье 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

В соответствие с пунктом 7 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504, до начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения собственник (владелец) такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.

При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

Согласно постановлению государственного инспектора Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 № 10673342193469450741 от 10 декабря 2019 года, 02 декабря 2019 года в 19 часов 09 минут на 489 км 966 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры», Вологодская область, собственник (владелец) транспортного средства марки «КАМАЗ 5490-DC грузовой тягач седельный», государственный регистрационный знак , имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, допустил осуществление движения транспортного средства, то есть автомобильную перевозку груза, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, таким транспортным средством. Правонарушение совершено повторно (постановление № 10673342193463324760 по ст. 12.21.3 ч. 1 КоАП РФ).

В соответствии с положениями части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В силу части 2 статьи 2.6.1 коАП РФ, собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении другого лица, могут являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей или лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные и иные доказательства, не имеют заранее установленной силы и должны быть исследованы и оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса в совокупности.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ООО «ТК АРИОН» общество зарегистрировано в налоговом органе 27 сентября 2017 года, директором которого с 15 октября 2019 года является ФИО2, осуществляемыми видами деятельности общества являются, в том числе аренда грузового автомобильного транспорта с водителем, деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками и т.д.

По сведениям РЭО ГИБДД МО МВД России «Сокольский» ООО «ТК АРИОН» с 10 сентября 2019 года является владельцем (лизингополучателем) транспортного средства марки «КАМАЗ 5490-DC грузовой тягач седельный», государственный регистрационный знак .

В соответствии со статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Федеральным законом от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

Статьей 8 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее – Закон о лизинге) определено понятие сублизинга, согласно которой сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.

Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное (статья 11 Закона о лизинге). Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга (статья 18 Закона о лизинге).

Как следует из договора финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств № ЛП-33199/19/ЛК/СРФ от 23 августа 2019 года, АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» (лизингодатель) передало в лизинг ООО «ТК Арион» (лизингополучатель) Седельный тягач КАМАЗ 5490 в количестве 25 единиц, в том числе транспортное средство марки «КАМАЗ 5490-DC грузовой тягач седельный», индентификационный номер (VIN) , согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора.

Факт передачи имущества в лизинг – автомобиля марки «КАМАЗ 5490-DC грузовой тягач седельный», индентификационный номер (VIN) , подтверждается актом приема-передачи №19 от 02 сентября 2019 года.

Пунктом 3 договора лизинга предусмотрено, что право собственности на передаваемое в лизинг имущество принадлежит лизингодателю. Право владения и пользования имуществом, переданным в лизинг по настоящему договору, принадлежит лизингополучателю. Лизингополучатель не вправе уступать и передавать свои права и обязанности по настоящему договору третьим лицам без предварительного письменного согласия лизингодателя.

Лизингодатель вправе уступать свои права по договору полностью или частично банку-кредитору или третьему лицу, аффилированному с таким банком, без согласия лизингополучателя, но с обязательным письменным уведомлением его о правах третьих лиц, а также заключать договор залога имущества с банком-кредитором в качестве обеспечения возврата кредитных средств.

Лизингополучатель вправе с письменного согласия лизингодателя передавать имущество в субаренду (сублизинг), передавать имущество в безвозмездное пользование, отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Ответственность за сохранность имущества, а также за своевременную уплату лизинговых платежей сохраняется за лизиногополучателем.

В силу пункта 7 договора лизинга имущество, полученное лизингополучателем по договору, оснащено бортовым навигационным оборудованием (далее – БНО). Лизингополучатель обязуется эксплуатировать имущество в совокупности с БНО в соответствии с правилами технической эксплуатации БНО, не выводить из строя, не предпринимать попыток отключения БНО. В случае выхода из строя БНО как в течение гарантийного периода, согласно технической документации, так и за его пределами, лизингополучатель обязуется связаться с ближайшим сервисным центром по обслуживанию БНО и устранить выявленные дефекты, затрудняющие либо исключающие корректную работоспособность БНО.

Подпунктом А пункта 12 Правил взимания платы предусмотрено, что движением без внесения платы считается движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 Правил.

Пунктом 95 Правил взимания платы предусмотрено, что бортовое устройство устанавливается в день его получения собственником (владельцем) транспортного средства на том транспортном средстве, для которого было получено это бортовое устройство (в соответствии с данными, указанными в договоре и акте передачи бортового устройства). Установка бортового устройства на транспортное средство и его эксплуатация осуществляются собственником (владельцем) транспортного средства самостоятельно в соответствии с руководством пользователя бортовым устройством и проведенным оператором инструктажем.

Согласно информации ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (далее – ООО «РТИТС») транспортное средство, государственный регистрационный знак , в реестре системы взимания платы с 12 сентября 2019 года зарегистрировано за владельцем транспортного средства ООО «ТК АРИОН» на основании заявления на регистрацию транспортного средства и договора лизинга, расчетная запись № 101075964128.

В соответствии с договором безвозмездного пользования № 1561750 и актом передачи за указанным транспортным средством с 12 сентября 2019 года закреплено бортовое устройство № 510694803, вместе с тем, на момент фиксации 02 декабря 2019 года в 19 часов 09 минут на 489 км 966 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения М8 «Холмогоры» бортовое устройство № 510694803, закрепленное за транспортным средством, государственный регистрационный знак , не функционировало в штатном режиме (было выключено), оформленная маршрутная карта отсутствовала, начисление платы за указанный период по бортовому устройству № 510694803 за период с 11 октября 2019 года по 04 декабря 2019 года также отсутствует. Указанное подтверждается логистическим отчетом (детализация движения транспортного средства с государственным регистрационным знаком в период с 11 апреля 2019 года по 04 декабря 2019 года, при этом логистический отчет отражает пройденный путь по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при включенном и исправном бортовом устройстве. Начисление платы (списание денежных средств с расчетной записи) производится в автоматическом режиме на основании данных о пройденном пути, полученных от бортового устройства, которые отражаются в логистическом отчете.

В соответствии с пунктом 106 Правил взимания платы собственник (владелец) транспортного средства осуществляет контроль за работоспособностью и сроком службы бортового устройства (стороннего бортового устройства), своевременное информирование оператора о факте неисправности или утраты бортового устройства (стороннего бортового устройства), а также своевременный возврат бортового устройства с истекшим сроком службы.

Водитель транспортного средства с государственным регистрационным знаком не сообщил оператору СВП о неисправности бортового устройства № 510694803.

Вместе с тем, 04 декабря 2019 года владелец транспортного средства с государственным регистрационным знаком – ООО «ТК АРИОН» обратился в ООО «РТИТС» об утрате бортового устройства № 510694803, что подтверждается копией заявления и копией платежного поручения № 4464 от 29 ноября 2019 года о внесении денежных средств за утерю бортового устройства по договору безвозмездного пользования № 1561750 в сумме 6 822 рублей 98 копеек.

Таким образом, на момент фиксации проезда плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за транспортным средством с государственным регистрационным знаком , не внесена.

Учитывая изложенное, доводы заявителя о том, что оплата денежных средств в счет возмещения вреда регулярно списывалась со счета по указанному транспортному средству, в том числе в данный период, являются несостоятельными.

В обоснование доводов о совершении административного правонарушения лицом, не являющимся собственником транспортного средства, представлены:

- копия договора от 08 апреля 2019 года аренды транспортного средства без экипажа марки «КАМАЗ 5490-DC грузовой тягач седельный», государственный регистрационный знак , сроком действия по 31 декабря 2019 года, согласно которому ООО «ТК АРИОН» (арендодатель) передал во временное владение и пользование ООО «ТРАНСКОМ» (арендатору) транспортное средство марки «КАМАЗ 5490-DC грузовой тягач седельный», государственный регистрационный знак на срок по 31 декабря 2019 года;

- копия акта приема-передачи транспортного средства марки «КАМАЗ 5490-DC грузовой тягач седельный», государственный регистрационный знак .

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта совершения административного правонарушения и вины ООО «ТК АРИОН», как владельца (лизингополучателя) транспортного средства – автомобиля марки «КАМАЗ 5490-DC грузовой тягач седельный», государственный регистрационный знак , при этом не принимает во внимание представленный договор аренды транспортного средства без экипажа от 08 апреля 2019 года, поскольку наличие данного договора опровергается представленными доказательствами: договором финансовой аренды (лизинга) от 23 августа 2019 года и сведениями РЭО ГИБДД МО МВД России «Сокольский», а также иными документами в совокупности о том, что данное транспортное средство зарегистрировано за лизингополучателем ООО «ТК АРИОН» только 10 сентября 2019 года, таким образом, ООО «ТК АРИОН», не являясь владельцем данного транспортного средства по состоянию на 08 апреля 2019 года, не имело возможности передать его в аренду (субаренду, сублизинг) до заключения с лизингодателем договора лизинга, регистрации транспортного средства и без получения согласия лизингодателя на передачу предмета лизинга в сублизинг в письменной форме, доказательств в опровержение изложенному ООО «ТК АРИОН» суду не представлено, представитель ООО «ТРАНСКОМ», вызванный в суд по ходатайству подателя жалобы, не явился, данные доводы заявителя не подтвердил, документов по запросу суда о заключении данного договора и произведенных оплатах по договору аренды не представил, кроме того, в копии договора аренды от 08 апреля 2019 года не отражены реквизиты юридических лиц ООО «ТК АРИОН» и ООО «ТРАНСКОМ», не приложен документ, подтверждающий полномочия исполнительного директора ООО «ТРАНСКОМ», подписавшего данный договор, подпись которого также не заверена печатью юридического лица ООО «ТРАНСКОМ», в связи с чем представленные ООО «ТК АРИОН» доказательства признаются судом недопустимыми, доводы жалобы необоснованными.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что действия ООО «ТК АРИОН» правильно квалифицированы по части 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, то есть движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 № 10673342193469450741 от 10 декабря 2019 года следует признать законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения его по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 № 10673342193469450741 от 10 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТК АРИОН» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодской областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.Б. Попова