К делу №12-50/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г.Темрюк 11 февраля 2020 года
Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Метелкин Е.В.,рассмотрев жалобу Масёхиной М.И. на постановлениеврио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Бжассо К.Р. от 19.12.2019г., которым Масёхина М.И. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Бжассо К.Р. от 19.12.2019г. Масёхина М.И., как должностное лицо (начальник юридического отдела администрации Темрюкского городского поселения) привлечена к административной ответственности поч.6 ст.7.32.4КоАП РФ, к административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Масёхина М.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о наложении штрафа по делу об административно правонарушении № в отношении начальника юридического отдела администрации Темрюкского городского поселения <адрес> Масёхиной М.И. и прекратить производство по делу.
В обоснование своей жалобы ссылается на то, чтоДД.ММ.ГГГГ ею в отделении почты России было получено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №, которым она, как начальник юридического отдела администрации Темрюкского городского поселения <адрес> признана ответственной в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 6 ст.7.32.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. С принятым постановлением она не согласна, поскольку УФАС по Краснодарскому краю постановление вынесено с нарушением норм процессуального права и грубым нарушением её конституционных прав.Как следует из обжалуемого постановления, начальник юридического отдела администрации Темрюкского городского поселения <адрес> признана ответственной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.7.32.4 КоАП РФ. Согласно ст. 2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Указанная статья дает понятие должностного лица: под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.В постановлении указано, что начальник юридического отдела является ответственной за осуществление действий, выразившихся в нарушении установленного законодательством РФ порядка допуска к участию в торгах. Полномочия начальника юридического отдела и его обязанности определены должностной инструкцией начальника юридического отдела, которая не возлагает обязанности на начальника юридического отдела администрации Темрюкского городского поселения <адрес> по осуществлению действий, направленных на соблюдение порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества. Кроме того, она, как начальник юридического отдела, согласно должностной инструкции не наделена в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от неё. Административным органом неверно определен субъект ответственности, поскольку согласно примечанию ст. 2.4 КоАП РФ, ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо - член аукционной комиссии.Административным органом при осуществлении административного производства, были допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в ненадлежащем уведомлении должностного лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. КоАП РФ не содержит отдельного порядка для извещения должностных лиц, в связи с чем, к ним применяется вышеуказанный порядок, извещения для граждан, данная позиция подтверждается Постановлением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. В её адрес не поступило сообщение о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о дате месте и времени рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, что является нарушением ст. 25.1 КоАП РФ. Статья 25.1 КоАП РФ предусматривает, что лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, наделяется процессуальными правами на ознакомление со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.Должностным лицом, в производстве которого находилось административное дело, нарушило её процессуальные права, не известив о дате, месте и времени составления протокола, о месте, дате и времени рассмотрения дел по существу, лишило её, тем самым возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 25.1 КоАП РФ.
В судебном заседании Масёхина М.И. поддержала доводы жалобы, ссылаясь на те же обстоятельства, а также пояснила, что 14.01.2020г. она получила по почте постановление о наложении штрафа от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме постановления, она ничего не получала по почте и не была извещена о дате, о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела по существу. Согласно копии административного материала, все уведомления были адресованы в адрес администрации муниципального образования начальнику юридического отдела <адрес>, Ленина, 65. Её должностная инструкция не предусматривает, что она может участвовать в аукционе, она не наделена распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от неё, а только в отношении своих подчиненных. У неё нет функции представителя власти, административный орган неверно определил субъект ответственности, её вина ничем не подтверждена.
Заинтересованное лицо, представитель УФАС по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, будучи надлежащем образом извещенными о слушании дела, вместе с тем, от представителя Краснодарского УФАС Перминовой В.С. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также копии материалов административного дела № и отзыв, из которого следует, что уведомлением Краснодарского УФАС России от 01.11.2019г. исх. №Масехина М.И. сообщено о том, что протокол об административном правонарушении будет составлен 05.12.2019г. в 16:00 по адресу: <адрес>, которое доставлено ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ в отношении Масехина М.И. составлен протокол об административном правонарушении № исх. №, доставлено 11.12.2019г.Определениемо назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ исх. №Масехина М.И. сообщено о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении № состоится ДД.ММ.ГГГГ в 16:00 по адресу: <адрес>, доставлено ДД.ММ.ГГГГ.Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.В действиях начальника юридического отдела администрации Темрюкского городского поселения <адрес>Масехина М.И. установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 7.32.4 КоАП РФ.При рассмотрении дела № не установлено смягчающих, отягчающих обстоятельств.
ВыслушавМасёхину М.И., изучив доводы сторон, материалы дела об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Масёхиной М.И. подана жалоба в Темрюкский районный суд. Как следует из доводов Масёхиной М.И.,ДД.ММ.ГГГГ ею в отделении почты России было получено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № что подтверждается копией конверта (л.д. 12), на котором имеется подпись оператора почты о получении письма ДД.ММ.ГГГГ.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что срок для обжалования постановления, датированного 19.12.2019г., не пропущен.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Масёхиной М.А.к административной ответственности на основаниич.6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что отказ в допуске М к участию в торгах (лот №), в связи с непредставлением копии паспорта и документа, подтверждающего внесение задатка, неправомерен.По информации, предоставленной администрацией Темрюкского городского поселения <адрес>, начальник юридического отдела администрации Темрюкского городского поселения <адрес>Масехина М.И. является ответственной за осуществление действий, выразившегося в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела усматривается, что в поданной в районный суд жалобе на обжалуемое постановление, Масёхина М.А. ссылалась, в числе прочего, на то, что административным органом при осуществлении административного производства, были допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в ненадлежащем уведомлении должностного лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из уведомления Краснодарского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ исх. №Масехина М.И. сообщалось о том, что протокол об административном правонарушении будет составлен 05.12.2019г. в 16:00 по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что Масёхина М.И. указанное уведомление было получено, и что она надлежащим образом была извещена о времени и месте составления протокола, в материалах дела об административном правонарушении №., направленного представителем УФАС по запросу суда, не имеется.
Кроме того, как следует из вышеуказанного уведомления (л.д. 44), оно направлено начальнику юридического отдела администрации МО <адрес> по адресу: <адрес>, тогда как Масёхина М.И. является должностным лицом администрации Темрюкского городского поселения, расположенной в здании по адресу: <адрес>.
Сведений о получении указанного уведомления по месту жительства Масёхиной М.И. (<адрес>) в материалах дела также отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Масёхиной М.И. составлен протокол об административном правонарушении №.
Согласно ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.1,3 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № состоится ДД.ММ.ГГГГ в 16:00 по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что Масёхина М.И. была уведомлена о рассмотрении дела об административном правонарушении № г., направленного представителем УФАС по запросу суда, отсутствуют.
Кроме того, как следует из вышеуказанного определения (л.д. 37), оно направлено начальнику юридического отдела администрации МО <адрес> по адресу: <адрес>, тогда как Масёхина М.И. является должностным лицом администрации Темрюкского городского поселения, расположенной в здании по адресу: <адрес>.
Сведений о получении указанного определения по месту жительства Масёхиной М.И. (<адрес>) в материалах дела не имеется.
Допущенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привели к тому, что лицо, привлекаемое к административной ответственности Масёхина М.И. была лишена возможности реализовать свои права, в том числе, участвовать в производстве по делу об административном правонарушении, представлять свои доказательства и возражения.
На основании изложенного, суд полагает, что при рассмотрении настоящего дела административным органом, не были предприняты предусмотренные законом меры по всестороннему, объективному расследованию и рассмотрению всех обстоятельств административного правонарушения.
Между тем, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии сзаконом,обеспечениеисполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Поскольку требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не исследованы, обжалуемое постановление нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Помимо изложенного, следует учесть, что в рамках настоящего дела Масёхина М.А. привлечена к административной ответственности по ч.6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как должностное лицо - начальник юридического отдела Администрации Темрюкского городского поселения <адрес>.
Согласно ст. 2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечание в данной статьи, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления.
Как следует из доводов Масёхиной М.А., должностная инструкция начальника юридического отдела, не возлагает на неё обязанности по осуществлению действий, направленных на соблюдение порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества.
В соответствии с должностной инструкцией (л.д. 47-56), Масёхина М.А. не наделена в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от неё, в связи с чем, её доводы о том, что административным органом неверно определен субъект ответственности заслуживают внимания и приходит к выводу, что должностным лицом, необходимых мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств по делу, не предпринято.
Учитывая изложенное, суд, приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Масёхиной М.А., возбужденного по ч.6 ст. 7.32.4 КоАП РФ были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили, полно и объективно рассмотреть дело.
На дату вынесения постановления, годичный срок давности привлечения к административной ответственности Масёхиной М.А. об административных правонарушения, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судьей, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, постановление подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановлениеврио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Бжассо К.Р. от 19.12.2019г., которым Масёхина М.И. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ – отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрениеврио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Бжассо К.Р.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течении 10 суток.
Судья: Е.В. Метелкин