ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/20 от 24.09.2020 Уваровского районного суда (Тамбовская область)

68RS0002-01-2020-001813-96

Дело № 12-50/2020

Р Е Ш Е Н И Е

24 сентября 2020 года г. Уварово Тамбовской области

Судья Уваровского районного суда Тамбовской области Кольцова И.В.,

с участием заместителя Уваровского межрайонного прокурора Афончиковой М.В.,

главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области Афончиковой М.В. на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 № 068/04/7.30-293/2020 от 01 июня 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1,

установил:

01 июня 2020 года заместителем руководителя - начальником отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 вынесено постановление о прекращении производства по делу № 068/04/7.30-293/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области Афончикова М.В. принесла на него протест, указав, что, по её мнению, указанное постановление вынесено незаконно и подлежит отмене. Как указано заместителем Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области Афончиковой М.В., основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило следующее: 06.04.2020 администрацией Березовского сельсовета на сайте zаkupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона по определению подрядчика по ремонту автодорог в д. Ивановка Уваровского района Тамбовской области вместе с аукционной документацией, частью которой является проект муниципального контракта. Как показала проверка, при утверждении документации были допущены нарушения, поскольку проект муниципального контракта не соответствовал требованиям закона, предъявляемым к его обязательному содержанию, в том числе:

- в пункте 4.8 муниципального контракта установлено, что приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 827, без дальнейших изменений и указания места размещения данного технического регламента;

- в пункте 4.9 проекта контракта установлено, что приемка Работ осуществляется согласно требованиям действующего законодательства РФ, включая проведение экспертизы выполненных работ в соответствии с Законом о контрактной системе. К проведению экспертизы результатов выполненных работ Заказчик вправе привлечь экспертов, экспертные организации. В каких случаях экспертиза производится самостоятельно, а в каких с привлечением экспертов, контрактом не установлено;

- в пункте 5.2 муниципального контракта указано, что гарантии качества на все конструктивные элементы и Работы, выполненные Подрядчиком по Контракту, составляют 6 (шесть) лет. Согласно локального сметного расчета (приложение к муниципальному контракту) в объем работ, подлежащих выполнению подрядчику, входит установка 1 дорожного знака приоритета на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой приоритета, размером 900х900х900 мм, тип 2.3.1-2.3.7, 2.4, на оцинкованной металлической стойке. Ни в локальном сметном расчете, ни в самом муниципальном контракте требования к классу световозвращающих материалов не определены;

- пунктом 1.5 проекта муниципального контракта установлено, что в случае, если в период гарантийной эксплуатации объекта капитального строительства обнаружатся недостатки (дефекты), то подрядчик обязан их устранить безвозмездно в порядке и сроки, установленные контрактом. О том, что устранению подлежат недостатки и дефекты, допущенные по вине Подрядчика, положений нет. Кроме этого, ни конкретного срока, ни порядка в проекте контракта также нет;

- пунктом 4.1 проекта муниципального контракта установлено, что качество выполняемых Работ, их результат должны соответствовать требованиям действующих на территории Российской Федерации государственных стандартов, технических регламентов, строительных норм и правил и требованиям иной нормативной документации, действующей на территории Российской Федерации, применимой для данного вида Работ. Однако каким именно государственным стандартам, техническим регламентам и т.д. должны соответствовать работы неясно, что может повлечь за собой разногласия при приемке работ.

В связи с изложенным, заместитель Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области Афончикова М.В. просит суд отменить постановление от 01.06.2020 года о прекращении производства по делу № 068/04/7.30-293/2020 об административном правонарушении в отношении ФИО1, дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области.

В судебном заседании заместитель Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области Афончикова М.В. поддержала доводы протеста по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2.07.2014 года № 606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта. Данными правилами определено, что типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из постоянной части, которая не подлежит изменению, а также переменной части, которая предусматривает возможность выбора одного или нескольких вариантов условий из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий. В данной ситуации, главой Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1, при утверждении проектной документации по проведению аукциона на ремонт автодорог в д. Ивановка Уваровского района Тамбовской области, не полностью учтены типовые условия контракта № 37 от 05 февраля 2019 года, что является нарушением законодательства в сфере закупок.

Глава Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1 в судебном заседании не согласился с доводами протеста заместителя Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области Афончиковой М.В., пояснив, что, в сельсовете имеются два специалиста, которые прошли соответствующее обучение в сфере государственных закупок. Также им заключен договор с юридической фирмой, которая занимается государственными закупками. Разработкой проектов документов для проведения данного аукциона занималась совместно эта юридическая фирма и специалисты сельсовета. Он лично не проверял соответствие условий представленного ему для утверждения проекта контракта типовым условиям контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, которые утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 5 февраля 2019 года № 37, поскольку считал, что эти типовые условия контрактов являются образцом и не обязательны для применения. В настоящее время он не отрицает, что утвержденный им проект муниципального контракта по своим условиям имеет отличия от типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 5 февраля 2019 года № 37.

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыла, в направленном ходатайстве просила рассмотреть протест заместителя Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области Афончиковой М.В. на постановление № 068/04/7.30-293/2020 от 01 июня 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1, в отсутствие представителя Тамбовского УФАС России. Дополнительно указала, что, по её мнению, обжалуемое постановление является законным и обоснованным. При рассмотрении дела всесторонне, полно и объективно исследованы материалы дела, оснований для назначения административного наказания антимонопольный орган при рассмотрении дела не установил. По мнению Уваровской межрайонной прокуратуры, главой Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1 при утверждении документации об аукционе были допущены нарушения законодательства о контрактной системе. Прокуратура полагает, что заказчиком не в полном объеме применены положения Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационная карта типовых условий контракта № 37 от 05.02.2019. Тамбовское УФАС России не согласно с позицией Уваровской межрайонной прокуратуры, изложенной в протесте, поскольку протест заместителя Уваровского межрайонного прокурора в обоснование позиции прокуратуры содержит те же доводы, которые были изложены в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2019 в отношении главы Березовского сельсовета Уваровского района ФИО1 и которым уже была дана оценка антимонопольным органом в обжалуемом постановлении № 068/04/7.30-293/2020. В связи с изложенным, заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 просит оставить обжалуемое постановление № 068/04/7.30-293/2020 от 01 июня 2020 года без изменения, а протест заместителя Уваровского межрайонного прокурора без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.

Часть 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

В силу статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, Уваровской межрайонной прокуратурой проведена проверка по исполнению требований законодательства о закупках в части применения типовых контрактов в отношении администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области.

В ходе проверки было установлено, что 06.04.2020 года администрацией Березовского сельсовета на сайте zаkupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона по определению подрядчика по ремонту автодорог в д. Ивановка Уваровского района Тамбовской области вместе в аукционной документацией, частью которой является проект муниципального контракта. При этом, при утверждении документации были допущены нарушения Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку проект муниципального контракта не соответствовал требованиям закона, предъявляемым к его обязательному содержанию.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица – главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя руководителя - начальником отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 № 068/04/7.30-293/2020 от 01 июня 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

При вынесении указанного постановления заместитель - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 пришла к выводу, что нарушений, выразившихся в несоответствии проекта контракта документации электронного аукциона на ремонт автодорог в д. Ивановка Уваровского района Тамбовской области Типовым условиям контрактов № 37, не установлено.

Однако с указанным выводом должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 59 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой, в соответствии со статьей 64 указанного Федерального закона, является проект контракта.

Статьей 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закреплены требования к контракту, в том числе определены его обязательные условия. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

02 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации № 606 утверждены правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, устанавливающие порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», составляющих библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения.

В соответствии с пунктами 6-7 «Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей: а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке; б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

Согласно пунктам 15-16 «Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта. Условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:

а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Приказом Министерства транспорта РФ от 5 февраля 2019 года № 37
«Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта» утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений.

Следовательно, при разработке и утверждении проектной документации, в том числе проекта контракта, для проведения электронного аукциона на ремонт автодорог в д. Ивановка Уваровского района Тамбовской области, глава Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1 должен был руководствоваться именно типовыми условиями контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 5 февраля 2019 года № 37.

Однако, в рассматриваемой ситуации, указанные выше требования закона главой Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1 соблюдены не в полном объеме, поскольку условия утвержденного им проекта контракта на ремонт автодорог в д. Ивановка Уваровского района Тамбовской области не в полной мере соответствуют типовым условиям контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 5 февраля 2019 года № 37. Указанное обстоятельство не отрицалось главой Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1 в настоящем судебном заседании.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица об отсутствии в действиях главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1, события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данному делу об административном правонарушении является преждевременным, сделанным без учёта всех обстоятельств дела, не основан на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности, что является существенным нарушением требований, предусмотренных действующим процессуальным законодательством.

Оценивая доводы должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о том, что, согласно информации, размещенной в единой информационной системе, исполнение рассматриваемого контракта завершено, по состоянию на 30.06.2020 года стороны исполнили свои обязательства без претензий и штрафов, прихожу к выводу, что указанные доводы, в рассматриваемой ситуации, не свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона является формальным составом административного правонарушения, не требует наступления каких-либо негативных последствий для участников аукциона, при этом нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.

Таким образом, прихожу к выводу, что постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 № 068/04/7.30-293/2020 от 01 июня 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело, поскольку на день рассмотрения протеста Уваровского межрайонного прокурора срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Протест заместителя Уваровского межрайонного прокурора Афончиковой М.В. на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 № 068/04/7.30-293/2020 от 01 июня 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1 – удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 № 068/04/7.30-293/2020 от 01 июня 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области ФИО1 отменить, возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области.

Судья И.В. Кольцова