ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/2016 от 16.09.2016 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 12-50/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области
ФИО1, при секретаре Фроловой Н.В., с участием старшего помощника прокурора г. Новотроицка Андреевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении заместителя начальника ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Оренбургской области ФИО2,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением по делу об административном правонарушении от 09.06.2016 вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО3 заместитель начальника ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Оренбургской области ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился с жалобой на указанное постановление, указав, что государственный контракт от 05.10.2015 заключен по результатам электронного аукциона, проведенного в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьей 64 закона № 44-ФЗ регламентированы требования к содержанию аукционной документации, нарушение которых проведенной проверкой не выявлены. Государственный контракт соответствует ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Законом о контрактной системе не установлено обязательное требование о включении в проект контракта условий, установленных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов по государственному оборонному заказу». Нарушений действующего законодательства со стороны заказчика не допущено. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03.2016, составленном заместителем прокурора г. Новотроицка, ФИО4 вменяется в вину несоблюдение требований п. 1 ч. 1 ст. 50, ч. 2 ст. 50 Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют требования к содержанию конкурсной документации, в то время как вышеуказанные контракты заключены по результатам проведенных электронных аукционов. Просит отменить постановление от 09.06.2016 № 828-ФАС52-11/16.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

В судебном заседании представитель ФИО2 – ФИО5, действующая на основании доверенности, жалобу поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в жалобе. Дополнительно суду пояснила, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит определенный перечень требований, при исполнении которых заказчик обязан руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». При этом законом о контрактной системе не установлено обязательное требование о включении в проект контракта условий, установленных постановлением правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов по государственному оборонному заказу». Данным Положением следует руководствоваться, но оно не обязательно к применению. Нарушения, указанные в материалах проверки, а также в постановлении о привлечении к административной ответственности имели место, ФИО2 не оспариваются. Просит постановление от 09.06.2016 отменить. В случае оставления постановления без изменения применить ст. 2.9 КоАП РФ, признав деяние, совершенное ФИО2 в качестве малозначительного, поскольку в результате свершенного деяния не были нарушены ничьи права, тяжких последствий не наступило.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представил письменный отзыв в соответствии с которым считает постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, а требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275, которым утверждено Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (далее - Положение), является обязательным для исполнения нормативным правовым актом. ФИО2 вменено нарушение п. 5, 7, 10, 13, 18, 24 Положения, которые носят императивный характер и обязательны для включения в государственный контракт (контракт), и в проект контракта при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Доводы о допущенных нарушениях заместителем прокурора г. Новотроицка при возбуждении дела об административном правонарушении считает необоснованными, поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется должностным лицом соответствующего органа, который в данном случае устранил в ходе рассмотрения дела несущественные недостатки. Просит постановление от 09.6.2016 № 827-ФАС52-11/16 по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Старший помощник прокурора г. Новотроицка Андреева О.А. в судебном заседании против удовлетворения жалобы ФИО2 возражала, указала, что постановление является законным, обоснованным, наказание назначено в соответствии с законом. Статья 2.9 КоАП РФ не может быть применена в рамках рассматриваемого дела, поскольку состав ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ является формальным.

Заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, прокурора, выяснив мнение должностного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Согласно ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, определенную ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона № 44-ФЗ у документации об электронном аукционе прилагается проект контакта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с п. 2 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3, 4, 5, 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии со ст. 12 Закона № 275-ФЗ Правительство Российской Федерации в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) определять примерные условия государственных контрактов, контрактов;

2) устанавливать сроки размещения заданий государственного оборонного заказа при его утверждении;

3) устанавливать предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию по государственному оборонному заказу;

4) предусматривать при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период головным исполнителям, исполнителям бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций;

5) устанавливать при утверждении государственного оборонного заказа размер авансовых платежей по государственному контракту не более чем объем финансирования этого контракта в текущем финансовом году;

6) предоставлять государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым головными исполнителями, исполнителями для осуществления деятельности в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа;

7) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

8) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии в целях предупреждения несостоятельности (банкротства);

9) устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные меры по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Во исполнение ст. 12 Закона № 275-ФЗ постановлением Правительства РФ об 26.12.2013 № 1275 утверждено Положение о примерных условиях государственного контракта по государственному оборонному заказу (далее - Положение).

В соответствии с п. 1 Положение определяет примерные условия государственного контракта по государственному оборонному заказу (далее - государственный контракт) и контракта (договора), заключаемого в целях выполнения государственного оборонного заказа (далее - контракт), для использования государственными заказчиками государственного оборонного заказа (далее - государственные заказчики), головными исполнителями государственного оборонного заказа (далее - головные исполнители) и исполнителями, участвующими в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг по государственному оборонному заказу (далее соответственно - продукция, поставка продукции), при подготовке проекта государственного контракта (контракта) и его заключении, а также при разработке и утверждении государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", осуществляющими нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности, типовых государственных контрактов либо типовых условий государственных контрактов.

Согласно п. 5 Положения в государственном контракте (контракте) указывается, что он заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа. В государственном контракте указываются его реквизиты, включая присвоенный государственным заказчиком идентификатор государственного контракта. В контракте указываются реквизиты соответствующего государственного контракта (государственных контрактов), включая идентификатор государственного контракта.

В соответствии с п. 7 Положения в государственном контракте (контракте) устанавливаются права и обязанности головного исполнителя (исполнителя), включая: г) обязанность по обеспечению раздельного учета затрат, связанных с исполнением государственного контракта (контракта), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе; д) обязанность по обеспечению допуска уполномоченных представителей государственного заказчика (заказчика) и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в организацию головного исполнителя (исполнителя) и условий для осуществления ими контроля за исполнением государственного контракта (контракта) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, в том числе на отдельных этапах его исполнения.

В соответствии с п. 10 Положения в государственном контракте (контракте) устанавливаются права и обязанности государственного заказчика (заказчика), включая: в) полномочия по осуществлению контроля за исполнением государственного контракта (контракта), в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность головного исполнителя (исполнителя) при условии включения в государственный контракт (контракт) положений о праве контроля; г) обязанность по осуществлению контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований.

Согласно п. 13 Положения независимо от способа определения головного исполнителя и соответствующего ему порядка формирования цены в государственном контракте кроме цены государственного контракта указываются: г) перечень расходов, включаемых государственным заказчиком в цену продукции, а также перечень расходов, не включенных в цену продукции, но включаемых в цену государственного контракта в связи с выполнением дополнительных работ и (или) оказанием дополнительных услуг, предусмотренных его условиями; и) условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем, при наличии у головного исполнителя договора о банковском сопровождении государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, заключенного с уполномоченным банком, а также реквизиты этого счета.

В соответствии с п. 18 Положения в государственный контракт (контракт) включаются следующие положения, определяющие порядок его исполнения сторонами: д) порядок и сроки проведения государственным заказчиком (заказчиком) и (или) независимыми экспертами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, экспертизы поставляемой продукции, а также порядок и сроки оформления результатов такой экспертизы.

Согласно п. 24 Положения в государственный контракт включаются положения об ответственности сторон, в том числе: в) ответственность головного исполнителя за нецелевое использование финансовых средств, выплачиваемых государственным заказчиком головному исполнителю и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ.

Судом установлено, что 05.10.2015 по результатам аукциона между ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Оренбургской области и ООО «ОПТПРОДТОРГ» заключен государственный контракт на поставку томатной пасты на сумму 119153,27 руб.

Заключению контракта предшествовало проведение электронного аукциона согласно извещению .

Документация об аукционе утверждена 02.09.2015 временно исполняющим обязанности начальника ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Оренбургской области ФИО2 и размещена на официальном сайте государственных закупок. В составе документации об аукционе приложен проект государственного контракта, являющийся его неотъемлемой частью.

Государственным заказчиком данной закупки выступает ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Оренбургской области. Источник финансирования – федеральный бюджет в рамках государственного оборонного заказа.

В нарушение вышеуказанных требований нормативных правовых актов проект контракта:

- не содержит указания, что контракт заключен во исполнение государственного оборонного заказа;

- не имеет условия об обязательстве ведения раздельного учета результатов исполнения государственного контракта;

- не имеет условия о допуске уполномоченных представителей государственного заказчика (заказчика) и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа

- в организацию головного исполнителя (исполнителя) и условий для осуществления ими контроля за исполнением государственного контракта (контракта) в соответствии с законодательством РФ о государственном оборонном заказе, в том числе на отдельных этапах его исполнения;

- - не содержит условие о реализации полномочий по осуществлению контроля за исполнением государственного контракта (контракта), в том числе на отдельных этапах его исполнения;

- не содержит условие об обязанности по осуществлению контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований;

- цена п. 3.1 Каждого контракта определена без разделения перечня расходов, включаемых государственным заказчиком в цену продукции, а также перечень расходов, не включенных в цену продукции, но включаемых в цену государственного контракта в связи с выполнением дополнительных работ и (или) оказанием дополнительных услуг, предусмотренных его условиями;

- не содержит условие о банковском сопровождении государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- не содержит условие о порядке и сроках проведения государственным заказчиком (заказчиком) и (или) независимыми экспертами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, экспертизы поставляемой продукции, а также порядок и сроки оформления результатов такой экспертизы;

- не содержит условие положения об ответственности сторон, в том числе ответственность головного исполнителя за нецелевое использование финансовых средств, выплачиваемых государственным заказчиком головному исполнителю и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ.

Как следует из представленных материалов, вышеназванные обстоятельства полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: актом документальной проверки № 3-З/2016 от 01.03.2016, информацией о контракте № 1560701301715000128, документацией об электронном аукционе на право заключить государственный контракт на закупку томатной пасты для нужд ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03.2016, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает. Не отрицает допущенные нарушения и сам заявитель.

Все собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Каких-либо оснований для их переоценки не усматривается.

Должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Доводы жалобы ФИО2 о незаконности привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с тем, что нормы Положения № 1275 от 26.12.2013 носят не обязательный, а рекомендательный характер, были предметом проверки в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и противоречат установленным обстоятельствам.

Так, в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ № 1275 от 26.12.2013 указано федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" - государственным заказчикам государственного оборонного заказа, головным исполнителям государственного оборонного заказа и исполнителям, участвующим в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг по государственному оборонному заказу, при подготовке и заключении государственных контрактов (контрактов) необходимо руководствоваться Положением, утвержденным настоящим постановлением.

В п. 1 Положения указано, что оно определяет примерные условия государственного контракта по государственному оборонному заказу, для использования государственными заказчиками государственного оборонного заказа при подготовке проекта государственного контракта (контракта) и его заключении, а также при разработке и утверждении государственными заказчиками типовых государственных контрактов либо типовых условий государственных контрактов.

Положение содержит четкие формулировки о наличии обязательных и рекомендательных условий, включаемых в государственный контракт. ФИО2 вменены нарушения пунктов Положения, которые являются обязательными и не могут применяться на усмотрение должностного лица.

Ссылку ФИО2 в жалобе на отсутствие в законе № 44-ФЗ обязательного требования о включении в проект контракта условий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1275 "О примерных условиях государственных контрактов по государственному оборонному заказу", суд признает несостоятельной, поскольку в данному случае правоотношения регулируются кроме Закона № 44-ФЗ Законом № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», во исполнение которого и принято вышеуказанное постановление Правительства № 1275 от 26.12.2013.

Доводы ФИО2 о том, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении ему вменяют в вину нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50, ч. 2 ст. 50 Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют требования к содержанию конкурсной документации, в то время как вышеуказанные контракты заключены в результатам проведения электронных аукционов, не могут служить основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, поскольку объективная сторона административного правонарушения как в постановлении по делу об административном правонарушении, так и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении изложена четко, полно. Характер допущенных нарушений заявителем не оспариваются.

Наказание назначено ФИО2 в соответствии с санкцией ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Иных доводов, которые бы могли послужить основанием к отмене оспариваемого постановления, в жалобе не приведено.

Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы повлечь отмену или изменение вынесенного постановления, при производстве по делу не допущено.

Вопреки доводам представителя в судебном заседании о возможности признания допущенного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, малозначительным в силу ст. 2.9 КоАП РФ, суд считает, что данное деяние невозможно признать малозначительным, поскольку несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.

На основании изложенного и руководствуюсь ст.ст. 30.7,30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление по делу об административном правонарушении от 09 июня 2016 года по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении заместителя начальника ФКУ ИК № 5 УФСИН России по оренбургской области ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись

Копия верна.

Решение не обжаловано. Решение вступило в законную силу 14.10.2016

Согласовано: