ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/2018 от 23.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

дело № 12-50/2018 год

РЕШЕНИЕ

г. Омск 23 марта 2018 года

Ленинский районный суд г. Омска ( ул. Труда 29 А кабинет 106)

в составе судьи Исматова Т.Б.,

при секретаре Горновской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Гидротранссервис» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Омской области Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области Пундяк А.М. № от ХХ года, которым ООО «Гидротранссервис», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Совершение правонарушения ООО «Гидротранссервис», как следует из текста обжалуемого постановления, вменяется в вину при следующих обстоятельствах: в ходе проверки установлено, что ХХ года зарегистрировано право федеральной собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером общей площадью кв.м. с видом разрешенного использования «для размещения объектов, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности», местоположение которого установлено: *** административный округ, в южной части кадастрового района 55:36. ХХ за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано право постоянного (бессрочного пользования) на указанный земельный участок. ХХ между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, ФГУ «Омская КЭЧ Сибирского военного округа» и ООО «Гидротранссервис» заключен договор аренды на часть вышеуказанного земельного участка площадью кв.метров для использования под складирование строительных материалов и хранение специальной техники. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Гидротранссервис» осуществляет хозяйственную деятельность на арендованной части земельного участка с кадастровым номером . В ходе проверки установлено, что на правом берегу реки Иртыш в км восточнее *** (в границах земельного участка с кадастровым номером ), расположена акватория, используемая ООО «Гидротранссервис» в качестве отстойного пункта, предоставленная по договору водопользования от ХХ. Указанная акватория имеет гидрологическую связь с рекой Иртыш. При обследовании ХХ с привлечением ведущего специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Пундяка А.М. территории, используемой ООО «Гидротранссервис» (земельный участок с кадастровым номером ), выявлено наличие объектов капитального строительства, представленных одноэтажными кирпичными зданиями, площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> м) и <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> м) соответственно. Наличие указанных зданий на части земельного участка (кадастровый номер ), используемого ООО «Гидротранссервис» подтверждается фототаблицей от ХХ. Проектная документация, в котоой должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды на указанные здания у ООО « Гидротранссервис» отсутствует, в связим с чем мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности не проводятся.

Указанным постановлением ООО «Гидротранссервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа 20 000 рублей.

В жалобе ООО «Гидротранссервис» просят постановление признать незаконным и отменить полностью, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что согласно постановления вина ООО «Гидротранссервис» состоит в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации указанных в настоящем постановлении зданий площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>)м и <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> м. Таким образом, заявителю фактически вменяется несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, как одному из элементов градостроительной деятельности. Не указано, какие виды негативного воздействия оказывают эксплуатируемые заявителем объекты на окружающую среду, также не указано, к какой категории они относятся. Таким образом, нарушение требований п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» административным органом не доказано и состав административного правонарушения в действиях заявителя отсутствует. Административный орган при вынесении обжалуемого постановления нарушил требование данных норм КоАП РФ, несмотря на то, что имеются все условия для замены штрафа предупреждением: правонарушение совершено впервые; ООО «Гидротранссервис» является средним предприятием.

В судебном заседании представитель ООО «Гидротранссервис» Крохалев А.В. доводы жалобы поддержал.

Представитель Управления Росприроднадзора по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставил отзыв на жалобу, в которой просил оставить постановление без изменения.

Представитель военной Прокуратуры Омского гарнизона в судебное заседание просил оставить постановление без изменения.

Изучив материалы административного производства, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований на территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

ХХ между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, ФГУ «Омская КЭЧ Сибирского военного округа» и ООО «Гидротранссервис» заключен договор аренды на часть вышеуказанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метров для использования под складирование строительных материалов и хранение специальной техники. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Гидротранссервис» осуществляет хозяйственную деятельность на арендованной части земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ст. 32 указанного закона мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В ходе проверки установлено, что на правом берегу реки Иртыш в км восточнее *** (в границах земельного участка с кадастровым номером ), расположена акватория, используемая ООО «Гидротранссервис» в качестве отстойного пункта, предоставленная по договору водопользования от ХХ. Указанная акватория имеет гидрологическую связь с рекой Иртыш.

При обследовании ХХ с привлечением ведущего специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Пундяка А.М. территории, используемой ООО «Гидротранссервис» (земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:824), выявлено наличие объектов капитального строительства, представленных одноэтажными кирпичными зданиями, площадью 400,0 кв.м. (40,0 х 10,0 м) и 130,0 кв.м. (13,0 Х 10,0 м) соответственно.

Наличие указанных зданий на части земельного участка (кадастровый ), используемого ООО «Гидротранссервис» подтверждается фототаблицей от ХХ.

Таким образом, вина ООО «Гидротранссервис» состоит в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации указанных в настоящем постановлении зданий площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>)м и <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>) м. Таким образом, заявителю фактически вменяется несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, как одному из элементов градостроительной деятельности.

Имеется на л.д. 62-65 -фототаблица автозаправочной станции на земельном участке;

Имеется на л.д.70 информация Администрации г. Омска от ХХ, согласно которой разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером в подядке ст. 51,55 Градостроительного кодекса РФ не выдавались.

Согласно письма администрации г. Омска от ХХ присвоение адреса, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу *** не принимались.

Имеется на л.д. 78-82 - договор водопользования от ХХ., в соответствии с которым водопользователь принимает в пользование реку Иртыш на <данные изъяты> км отрезке от устья.;

Имеется на л.д. 83-86 -договор аренды № участка, находящегося в федеральной собственности от ХХ., согласно которого арендатор принял в аренду часть земельного участка № общей площадью <данные изъяты> кв.м для использование под складирование строительных материалов, хранения специальной техники в границах, указанных в плане участка;

Имеется на л.д.90-92 - выписка из ЕГРИП от ХХ.;

Имеется на л.д. 96 -акт по результатам прокурорской проверки от ХХ.;

Имеется на л.д. 97-99 - постановление о возбуждении об административном правонарушении от ХХ;

Имеется на л.д. 103-105-постановление № о назначении административного наказания от ХХ.

Таким образом, суд считает, что вина ООО « Гидротранссервис» в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации указанных в настоящем постановлении зданий площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>)м и <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>) м.

Факт размещения указанных зданий на части земельного участка подтверждается фототаблицами, объяснениями представителя ООО «Гидротранссервис», иными материалами дела.

Ст. 8.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. По смыслу положений закона « Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, уже сами по себе предполагают прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду и поэтому осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В связи с этим доводы жалобы о том, что не указано какие виды негативного воздействия оказывает эксплуатируемые ООО « Гидротранссервис» объекты на окружающую среду не могут быть приняты во внимание необоснованны.

Кроме того постановлением Росприроднадзора ХХ ООО « Гидротранссервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности. Указанное постановление подтверждает, что организация ведет свою хозяйственную деятельность в границах водоохраной зоны, что свидетельствует о том, что указанная деятельность оказывает воздействие на окружающую среду. Организация не представила проектной документации на эксплуатируемые объекты, не представил доказательств, подтверждающих разработку мероприятий по охране окружающей среды.

Юридическому лицу назначено наказание минимальное, предусмотренное санкцией ст. 8.1 КоАП РФ.Оснований для Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ для лиц являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С. 3 Закона « Об охране окружающей среды установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. С учетом этого угроза причинения вреда окружающей среде предполагается.

В связи с этим суд не усматривает оснований для замены штрафа на предупреждение.

Оснований для прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Омской области Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области Пундяк А.М. № от ХХ, которым ООО «Гидротранссервис», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу ООО «Гидротранссервис» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения, получения копии решения через Ленинский районный суд г. Омска.

Федеральный судья Т.Б. Исматов