ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/2022 от 13.04.2022 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 12-50/ 2022 г.

36RS0005-01-2022-000247-35

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление зам. руководителя Управления Роспотребнадзора Воронежской области по делу об административном правонарушении

г.Воронеж 13 апреля 2022г.

Судья Советского районного суда г. Воронежа Сушкова С.С.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «МедЭксперт» Кастырина Александра Игоревича на постановление зам. руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО по делу об административном правонарушении от 11 января 2022г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением зам.руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО № 22000037 от 11 января 2022г. ООО «МедЭксперт» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 12500 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «МедЭксперт» Кастырин А.И. обратился в суд с жалобой, в которой просил признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление, которое считает необоснованным в части вмененных нарушений.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены их права и обязанности.

Заявлений об отводе, самоотводе, ходатайств не поступило.

Оглашается жалоба генерального директора ООО «МедЭксперт» Кастырина А.И. на постановление зам. руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО от 11 января 2022г.

Представитель ООО «МедЭксперт» по доверенности – Дорожкин А.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что в вину ООО вменяется тот факт, что сведения о профпрививках против гепатита «В» представлены только на 55 человек ( всего сотрудников ООО «МедЭксперт» 294 человека). С указанные нарушением не согласен, поскольку законодательством не установлено, что контроль за прохождением вакцинации возлагается на организацию-работодатель, в которой должны храниться сведения о проведении профилактических прививок своих работников. Соответственно, и предоставлять кому-либо сведения о профилактических прививках работодатель не обязан. Кроме того, профилактические прививки против гепатита «В»» включены в «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям», согласно которого иммунизация против заболеваний, включенных в Календарь, является добровольной для всех категорий граждан, в том числе, медицинских работников.

Помимо этого, в вину Обществу вменяется тот факт, что на момент проверки 11,12 и 13 октября 2021 г. медицинские отходы класса «Б» в подразделениях ООО собираются в пакеты желтого цвета, после чего упаковываются в дополнительные пакеты (не обеззараженные). Далее пакеты помещаются в контейнер серого цвета без маркировки, при этом документов о том, что данный контейнер, который используется многократно, предназначен для упаковки и транспортирования медицинских отходов класса «Б», не предоставлено. С данным нарушением заявитель также не согласен, поскольку в соответствии с п. 175 СанПиН 2.1.3684-21, медицинские отходы класса «Б» должны собираться работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (контейнеры) упаковку или в упаковку, имеющие желтую маркировку. При этом после заполнения мягкой упаковки на ?, работник, ответственный за сбор отходов в соответствующем структурном подразделении, завязывает пакет или закрывает его с использование бирок-стяжек или др., а твердые емкости закрываются крышками. Таким образом, законодательством не предусмотрено, что пакеты желтого цвета, а также контейнеры серого цвета, предназначенные для перевозки желтых пакетов с отходами класса «Б», необходимо маркировать дополнительно. Также пояснил, что использование серых контейнеров является инициативой Общества для сбора пакетов желтого цвета, использовались для облегчения сбора отходов, хранящихся в пакетах, соответственно, документы на данные контейнеры отсутствуют и в связи с тем, что они являются дополнительной упаковкой, действующим законодательством не предусмотрено наличие документов на них. С остальными нарушениями, указанными в обжалуемом постановлении, согласен.

Представитель Управления Роспотребнадзора Воронежской области по доверенности - Суркова Ю.М. возражала против доводов жалобы, пояснив, что Приказом Министерства здравоохранения № 1122-Н были утверждены: календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также национальный календарь профилактических прививок п.16 которого определено, что вакцинации против вирусного гепатита «В» подлежат Дети от 1 года до 17 лет (включительно), взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее против вирусного гепатита «B». При этом в соответствии со ст. 5 Федерального Закона «Об иммунопрофилактике», граждане имеют право на бесплатные прививки, в частности, в поликлинике по месту жительства. А как следует из СанПиН 3.3686-21, на работодателя возложена обязанность по ежегодному составлению списков вакцинированных граждан. Помимо этого, п. 175 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что медицинские отходы класса «Б» должны собираться в одноразовые мягкие пакеты желтого цвета, контейнеры желтого цвета или в упаковку с желтой маркировкой. После заполнения не более, чем на ?, работник закрывает пакеты, при этом перемещение данных медицинских отходов за пределами а пределами структурного подразделения организации в открытых емкостях не допускается. При проверке деятельности ООО «МедЭксперт» было установлено, что Обществом для сбора указанных выше отходов используется многоразовый контейнер, который не предназначен для упаковки и транспортировки отходов, поскольку является вторичным упаковочным материалом.

Изучив материалы административного дела, жалобу генерального директора ООО «МедЭксперт» Кастырина А.И., выслушав представителя ООО «МедЭксперт» по доверенности Дорожкина А.А., а также представителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности- Суркову Ю.М., судья приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст. 6.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, ответственность наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. ( далее- Федеральный закон № 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Исходя из п. 1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Как следует из материалов дела:

21 октября 2021 г. заместителем руководителем Управления Роспотребнадзора по Воронежской области было принято решение № 224 о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «МЕДЭКСПЕРТ» ( т.2 л.д. 42-46)

Актом выездной внеплановой проверки № 224 от 9 ноября 2021 г. ( т.1 л.д. 78-146), а также экспертным заключением № 1528 от 9 ноября 2021 г. ( т.1 л.д. 147-183) были установлены нарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении № 001174 от 28 декабря 2021 г. (т.1 л.д. 50-54), а также в постановлении зам. руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО № 22000037 от 11 января 2022 г. ( т.1 л.д. 45-49), в соответствии с которым помимо изложенных в жалобе нарушений, в вину ООО «МедЭксперт» вменяется тот факт, что в клинико-диагностической лаборатории Общества по адресу: , для сотрудников не выделена специальная одежда для работы в каждой зоне (при проведении ПЦР-исследований); не выделен уборочный инвентарь для уборки в каждой зоне (при проведении ПЦР-исследований); на емкостях с дезинфицирующими растворами не имеется четких надписей с указанием препарата, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности; для транспортирования материала ( пробирки с кровью) для обеззараживания внутри подразделения не используются контейнеры; в помещениях лаборатории установлены раковины для мытья рук, оборудованные смесителями с кистевым управлением. На участке по обращению с отходами ООО «МедЭксперт» по вышеуказанному адресу отсутствует устройство обеззараживания воздуха; на участке отсутствует журнал проведения генеральных уборок помещений. В медицинском центре ООО «МедЭксперт» по адресу: работником пункта приема анализов ООО «МедЭксперт» не пройден периодический медицинский осмотр (обследование) с периодичностью 1 раз в год ( в личной медицинской книжке допуск к работе медсестры ФИО5 до 4 февраля 2021 г.); у консультанта ФИО6, медсестры ФИО7 отсутствуют сведения о проведении профилактического медицинского обследования на туберкулез целях его раннего выявления ( флюорографического обследования), в личной медицинской книжке у медсестры ФИО5 флюорографическое обследование на туберкулез-17 февраля 2020 г.

Кроме того, виновность ООО «МедЭксперт» в совершении вмененных правонарушений подтверждается протоколами осмотра помещений от 27 октября 2021 г. (т.1 л.д. 183-200), а также от 14 ноября 2021 г. ( л.д. 226-228).

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 декабря 2021 г. за № 11-22Н были утверждены: календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также национальный календарь профилактических прививок, в приложении к которому пунктом 16 предусмотрено, что обязательной вакцинации против вирусного гепатита «B» подлежат дети от 1 года до 17 лет (включительно), взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее против вирусного гепатита «B».

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1997 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" ( далее- ФЗ № 157-ФЗ) предусмотрено, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право, в частности, на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании. При этом, согласно ФЗ № 157-ФЗ, п. 1 ст. 5 предусматривает возможность отказа от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме, при этом в соответствии с п. 2 ст. 5 отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Как следует из п. 4186 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", для учета взрослого населения ежегодно проводится перепись работающего и неработающего населения. Перепись работающего населения проводится по организациям, расположенным на территории обслуживания медицинской организации. Согласно п. 4187 вышеуказанных СанПиН, Руководитель организации назначает лицо, ответственное за организацию иммунизации сотрудников, которым уточняются сведения о прививочном статусе работников на основании представленных ими документов (прививочных сертификатов) о профилактических прививках. Сведения о прививочном статусе работников организации вносятся в списки работающих, обновление списка проводится регулярно с учетом приема и увольнения работающих. А исходя из п. 4188 данных СанПиН, ответственным лицом ежегодно представляются в медицинские организации списки работающих, заверенные подписью руководителя, с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии), даты рождения, занимаемой должности, сведений о проведенных ранее прививках, имеющихся медицинских отводах (противопоказаниях). Представленные данные вносятся в прививочную картотеку или базу данных АСУИ в медицинской организации.

В связи с этим суд не может принять во внимание доводы представителя ООО «МедЭксперт» об отсутствии контроля работодателя за прохождением вакцинации работников Общества от инфекционных заболеваний, в частности от гепатита «В» и об отсутствии законодательства, которым регулируется данный факт.

Как следует из п. 175 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Медицинские отходы класса Б должны собираться работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов. Для сбора острых медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры), которые должны иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия. Для сбора органических, жидких медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с крышкой (контейнеры), обеспечивающей их герметизацию и исключающей возможность самопроизвольного вскрытия. В случае применения аппаратных методов обеззараживания медицинских отходов в организации допускается сбор медицинских отходов класса Б на рабочих местах этой организации в общие емкости (контейнеры, пакеты) использованных шприцев в неразобранном виде с предварительным отделением игл, перчаток, перевязочного материала. Для отделения игл должны использоваться иглосъемники, иглодеструкторы, иглоотсекатели. Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) для сбора медицинских отходов класса Б в структурных подразделениях организации должна быть закреплена на специальных стойках-тележках или контейнерах. После заполнения мягкой упаковки (одноразового пакета) не более чем на 3/4 работник, ответственный за сбор отходов в соответствующем структурном подразделении организации, завязывает пакет или закрывает его с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание медицинских отходов класса Б. Твердые (непрокалываемые) емкости должны закрываться крышками. Перемещение медицинских отходов класса Б за пределами структурного подразделения организации в открытых емкостях не допускается.

Таким образом, суд также не может принять во внимание доводы представителя ООО «МедЭксперт» в этой части и относится к ним критически, поскольку они опровергаются вышеуказанными нормами действующего законодательства, а также исследованными в судебном заседании материалами дела.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения жалобы заявителя.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ, и виновность Общества в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в том числе: протоколом об административном правонарушении; заключением эксперта, а также другими, имеющимися в деле доказательствами.

При вынесении обжалуемого постановления об административном правонарушении были правильно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, действиям управляющей компании дана надлежащая юридическая оценка на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, с учетом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Порядок и срок давности привлечения ООО «МелЭксперт» к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора ООО «МедЭксперт» Кастырина Александра Игоревича оставить без удовлетворения.

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО № 22000037 от 11 января 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ООО «МедЭксперт» оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.С.Сушкова