К материалу №12-50/2022
Решение
город Тихорецк 29 июля 2022 года
Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Харченко М.Е.,
с участием помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Торжинского Р.А.,
начальника управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район ФИО1, в отношении которой вынесено постановление о привлечении к административной ответственности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район ФИО1 на постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности,
установил:
Постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ начальник управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
ФИО1, не согласившись с постановлением о привлечении ее к административной ответственности, подала в суд жалобу.
В обоснование жалобы указала, что между министерством труда и социального развития Краснодарского края и администрацией МО Тихорецкий район ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № (далее – соглашение) о предоставлении в 2021, 2022 и 2023 годах из краевого бюджета бюджету МО Тихорецкий район субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании указанного соглашения на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот бюджету МО Тихорецкий район выделено 72674100,00 рублей для приобретения в 2021 году 47 квартир (36 квартир – из средств краевого бюджета, 11 квартир – из средств федерального бюджета).
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ уточнены лимиты бюджетных обязательств, предоставляемой МО Тихорецкий район субвенции на 2021 год, составившей 98960500,00 рублей, для приобретения в 2021 году 64 квартир из средств краевого бюджета.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ внесены корректировки в части суммы выделенных субвенций в 2021 году и количества необходимых к приобретению жилых помещений, что составило 104103900,00 рублей на приобретение 67 квартир из средств краевого бюджета.
Решением Совета МО Тихорецкий район от 26.08.2021 года №247 «О внесении изменений в решение Совета МО Тихорецкий район от 17.12.2020 года №191 «О бюджете МО Тихорецкий район на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» управлению муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район в рамках муниципальной программы «Дети Тихорецкого района» выделено дополнительное финансирование в сумме 15833,7 тысяч рублей.
ДД.ММ.ГГГГ по условиям, установленным статьей 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размещено пять извещений. Окончание срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок поступила 1 заявка.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Тихорецкий район и ИП ФИО3 заключен муниципальный контракт № на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Акт приема-передачи между поставщиком и управлением подписан ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией МО Тихорецкий район ДД.ММ.ГГГГ подана заявка на оплату вышеуказанной квартиры, однако средства субвенции не поступили на уровень МО Тихорецкий район в связи с тем, что дата заключения контракта ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией МО Тихорецкий район направлено письмо первому заместителю министра финансов Краснодарского края ФИО4 о разрешении произвести оплату вышеуказанного контракта ДД.ММ.ГГГГ.
Заключенный на сумму 2300000,00 рублей контракт на приобретение квартиры, расположенной по адресу: Краснодарский край, , для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был размещен ДД.ММ.ГГГГ в Реестре контрактов в ЕИС в сфере закупок и поставлен на учет как бюджетное обязательство в финансовом управлении администрации МО Тихорецкий район.
Оплата указанного муниципального контракта осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ с лицевого счета Управления №ДД.ММ.ГГГГ.0 по платежным поручениям № на сумму 1544763,00 рублей за счет средств краевого бюджета и № на сумму 755237,00 рублей за счет средств местного бюджета.
Платежные поручения отправлены финансовым управлением по системе удаленного финансового документооборота (СУФД) в УФК по Краснодарскому краю для списания со счета бюджета МО .
Платежное поручение № на сумму 755237,00 рублей было оплачено в тот же день. Для оплаты платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1544763,00 рублей требовалось перечисление межбюджетных трансфертов, полномочия по которым были переданы УФК по Краснодарскому краю министерством труда и социального развития Краснодарского края в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ (код цели 121003037).
Платежное поручение № на сумму 1544763,00 рублей было отклонено УФК по Краснодарскому краю по причине предоставления по истечению предельного срока направления документов (протокол №ПРТ1817-7573028 от ДД.ММ.ГГГГ).
Администрацией МО Тихорецкий район направлено соответствующее письмо в министерство труда и социального развития Краснодарского края о выделении денежных средств субвенции 2022 года на погашение кредиторской задолженности перед ИП ФИО2 в размере 1544763,00 рублей. Денежные средства на погашение кредиторской задолженности выделены МО Тихорецкий район дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Претензии от поставщика к управлению муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район отсутствуют. В настоящее время на данную квартиру зарегистрировано право муниципальной собственности, жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд и предоставлено по договору специализированного найма жилого помещения очереднику из вышеуказанной категории граждан.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО1 вины. Учитывая, что неисполнение условий контракта и требований Федерального закона №44-ФЗ допущено не вследствие умышленных или неумышленных действий или бездействия заявителя, а конкретного обстоятельства, выраженного в невозможности оплаты по контракту в установленные сроки, следует вывод об отсутствии вины заявителя как обязательного условия привлечения к административной ответственности. Просит отменить постановление заместителя руководителя УФАС по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель ФИО1 жалобу по изложенным основаниям поддержала.
Прокурор Торжинский Р.А. считает обжалуемое постановление законным, а жалобу ФИО1 – не подлежащей удовлетворению.
Представитель УФАС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, и отзыв, в котором просил в удовлетворении жалобы отказать. В возражениях указал, что ФИО1 как начальником управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район нарушен срок оплаты муниципального контракта №, заключенного с ИП ФИО2 на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1544763,00 рублей было отклонено отделом №17 УФК по Краснодарскому краю в связи с истечением предельного срока направления документов, установленного пунктом 20 приказа Федерального казначейства от 25.02.2020 года №10н. В соответствии с указанным пунктом в целях завершения операций по целевым расходам платежные документы (платежные поручения) по целевым расходам получателей бюджетных средств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются целевые средства федерального бюджета, принимаются территориальным органом Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней до окончания финансового года.
Судья, выслушав лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, прокурора, исследовав представленный административный материал, возражения административного органа, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По смыслу пункта 8 части 2 и части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья при этом не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения главы МО Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ№-л/с ФИО1 назначена начальником управления муниципальных ресурсов администрации. В соответствии с должностной инструкцией, в ее обязанности входит, в том числе, соблюдение антимонопольного комплаенса в администрации МО Тихорецкий район, выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ между управлением муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район, в лице начальника управления ФИО1 («заказчик», «покупатель»), и ИП ФИО6 («исполнитель», «продавец») заключен муниципальный контракт №, предметом которого является приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки 21 32№ 0191 002 4120 412).
Оплата по контракту производится с даты подписания сторонами акта приема-передачи путем безналичного перечисления денежных средств, не более чем в течение 15 рабочих дней с момента принятия покупателем выставленного счета и/или счета фактуры продавца (пункт 2.9 муниципального контракта).
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 передал, а управление муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район приняло жилое помещение общей площадью 34,1 кв.м. с кадастровым номером 23:13:0102032:510, расположенное по адресу: Краснодарский край, , о чем составлен акт приема-передачи.
Оплата муниципального контракта управлением муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район произведена ДД.ММ.ГГГГ в сумме 755237 рублей (платежное поручение №), ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1544763 рублей (платежное поручение №).
В ходе проведения Тихорецкой межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в деятельности управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район выявлены нарушения законодательства в указанной сфере.
Постановлением заместителя Тихорецкого межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника управления муниципальных ресурсов администрации МО ФИО1 в связи с нарушением сроков оплаты по муниципальному контракту № возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ за исх.№Исорг-1221-22 дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 направлено для рассмотрения в УФАС по Краснодарскому краю.
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ начальник управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно части 1 статьи 7.35.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона №44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы ФИО1 о том, что неисполнение условий контракта было допущено в силу конкретного обстоятельства, выразившегося в невозможности оплаты контракта в установленные сроки, ею как должностным лицом приняты все зависящие от нее меры по исполнению условий контракта, судья считает несостоятельными.
Несвоевременное или недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения начальника управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район ФИО1 от исполнения обязанностей по соблюдению условий заключенного контракта и не свидетельствует о принятии должностным лицом достаточных и всех зависящих от него мер для исполнения требований Закона о контрактной системе.
Не свидетельствует о принятии ФИО1 достаточных мер и то обстоятельство, что платежное поручение № на сумму 1544763 рубля было направлено в УФК по Краснодарскому краю в день заключения муниципального контракта и подписания акта приема-передачи, то есть ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 20 приказа Федерального казначейства от 25.02.2020 года №10н, в целях завершения операций по целевым расходам платежные документы (платежные поручения) по целевым расходам получателей бюджетных средств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются целевые средства федерального бюджета, принимаются территориальным органом Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней до окончания финансового года.
Кроме того, заключая в конце финансового года муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, начальник управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район ФИО1 должна была осознавать, что имеется риск неисполнения обязательств по его оплате в связи с предстоящими нерабочими праздничными днями, началом нового финансового года и особенностью механизмов межбюджетных правоотношений, следовательно, должна была принять исчерпывающие меры, направленные на исполнение обязательств по контракту до ДД.ММ.ГГГГ.
При установленных обстоятельствах, постановление заместителя руководителя УФАС по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ является законным, а жалоба ФИО1 не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.1–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя руководителя УФАС по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении начальника управления муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкий район ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти суток.
Судья Тихорецкого городского суда
Краснодарского края подпись Харченко М.Е.