Дело № 12-50/28-2017
Р Е Ш Е Н И Е
01 февраля 2017 года
Судья Ленинского районного суда города Курска Найденова О.Н., рассмотрев жалобу начальника отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главного бухгалтера департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> Майстренко <данные изъяты> на постановление мирового судьи судебного участка № 11 судебного района Центрального округа г. Курска от 10 ноября 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении начальника отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главного бухгалтера департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> Майстренко <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №11 судебного района Центрального округа г. Курска от 10 ноября 2016 года начальник отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главный бухгалтер департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. При этом объективная сторона правонарушения состоит в следующем: ДД.ММ.ГГГГ аудитором Контрольно-счетной палаты <адрес>ФИО4 в отношении должностного лица ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №, в фабуле которого указано, что на основании распоряжения Контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№- ра Контрольно-счетной палатой <адрес> в период с 24 февраля по ДД.ММ.ГГГГ в департаменте строительства и инвестиционных программ <адрес> было проведено контрольное мероприятие «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета <адрес> за 2015 год», по результатам которого были выявлены нарушения и недостатки. В соответствии с решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ№-РС «О бюджете <адрес> на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Департамент наделен полномочиями главного администратора доходов бюджета <адрес> на 2015 год. По коду бюджетной классификации № «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджеты городских округов» от ООО «Курск Строй Ресурс» в адрес Департамента поступило 100 000 руб. 00 коп. (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. №) по Соглашению о добровольном исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. № б/н. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному Соглашению задолженность ООО «Курск Строй Ресурс» перед Департаментом составила 913 811 рублей 57 копеек, которая не отражена в бюджетном учете (100% по строке 230 «Расчеты по доходам»). ФИО1, являясь начальником отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве главным бухгалтером департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> допустила грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, что образует состав административного правонарушения ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, начальник отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главный бухгалтер департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с жалобой на постановление мирового судьи, в которой просила постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, так как с момента совершения административного правонарушения, отраженного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ прошло более двух лет, следовательно, в силу п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 и ее защитник по доверенности Вачаев А.М. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили ее удовлетворить.
Представитель Контрольно-счетной палаты г.Курска ФИО2, допрошенная по делу в качестве свидетеля, в судебном заседании пояснила, что в результате проведения вешней проверки ГАБС за 2015 год проверен отчет департамента строительства и инвестиционных программ г.Курска, который утвержден и подписан руководителем и главным бухгалтером ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в форме отчетности (ф.050130)- баланс не отражена дебиторская задолженность в сумме 913811 рублей 57 копеек (по строке 230 «Расчеты по доходам»), что привело к искажению показателя бюджетной отчетности более чем на 10%. Искажение строки 230 «Расчеты по доходам» формы более чем на 10% по ч. 1 ст. 15.11.КоАП РФ является грубым нарушением представления бухгалтерской отчетности.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, оценив доводы жалобы, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов (примечание в ред. Федерального закона от 22.06.2007 г. № 116-ФЗ).
Согласно п.1 ст.3, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ).
В силу п.2 ч.1 и ч. 2 ст.2 этого же Федерального закона его действие распространяется, в том числе, на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Указанный Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.
Указанным Федеральным законом установлена обязанность его применения при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.15.11 КоАП РФ является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.
Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, в том числе связанных с искажением сумм начисленных налогов и сборов, а также нарушение срока хранения учетных документов.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Статьей 162 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) установлено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджетополучатели ведут свою деятельность на основании Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
В статье 264.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании приказа директора департамента строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ назначена на должность начальника отдела - главного бухгалтера в отдел экономики, финансов и ценообразования в строительстве департамента строительства <адрес>. Согласно должностной инструкции начальника отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главного бухгалтера департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> начальник отдела обязан обеспечить формирование учетной политики (п. 2.1); полный учет поступающих денежных средств, материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском отчете операций, связанных с их движением (п. 2.2); составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам (п. 2.7). Начальник отдела несет ответственность за составление недостоверной бухгалтерской отчетности (п. 4.3).
Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подписан директором Департамента и начальником отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главным бухгалтером департамента ФИО1
По результатам проведенного в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты <адрес> на 2016 год, распоряжением Контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ра в период с 24 февраля по ДД.ММ.ГГГГ в департаменте строительства и инвестиционных программ <адрес> контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета <адрес> за 2015 год» Контрольно-счетной палатой <адрес> были выявлены нарушения и недостатки, указанные в акте по результатам контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ и отчете о результатах контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что в Департаменте на балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора,
администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не отражена дебиторская задолженность (остаток) ООО «Курск Строй Ресурс» по Соглашению о добровольном исполнении решения суда в сумме 913 811 рублей 57 копеек (100 % по строке 230 «Расчеты по доходам»).
В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от применения мер гражданско-правовой ответственности и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, доходы от поступлений в результате применения мер гражданско-правовой ответственности относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.
Начисление доходов администратором доходов бюджета производится по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» и финансового года» (п.78 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н).
В соответствии с Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, при составлении Баланса по форме 0502130 в разделе «Финансовые активы» отражаются остатки по стоимости финансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета: по строке 230 «Расчеты по доходам» - остаток по счету 020500000 «Расчеты по доходам».
На счете 020500000 «Расчеты по доходам» начисление сумм поступлений в бюджет производится в момент возникновения требований к плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству РФ на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат (п.197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н).
ДД.ММ.ГГГГ аудитором Контрольно-счетной палаты <адрес>ФИО4 в отношении должностного лица начальника отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главного бухгалтера департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № о совершении ею административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что при установлении виновности предполагается доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Также мировым судьей учтено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной внешней проверки Контрольно-счетной палатой <адрес> департаменту строительства и инвестиционных программ <адрес> было выдано представление об устранении выявленного нарушения. Из письма департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что факт нарушения бухгалтерской отчетности рассмотрен и принято решение об устранении указанных несоответствий. Согласно ксерокопии Журнала операций № расчетов с дебиторами ДД.ММ.ГГГГ произведена операция по начислению дебиторской задолженности в размере 913 811 рублей 57 копеек. Таким образом, исправление ошибки в бухгалтерской отчетности произошло после утверждения бухгалтерской отчетности.
При изложенных обстоятельствах мировой судья, оценив полно, объективно и всесторонне в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, вопреки доводам жалобы пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях начальника отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главного бухгалтера департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ. Ее вина подтверждается: приказом директора департамента строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о принятии в отдел экономики, финансов и ценообразования в строительстве департамента строительства <адрес> на должность начальника отдела - главного бухгалтера ФИО1; должностной инструкцией начальника отдела экономики, финансов и ценообразования в строительстве - главного бухгалтера департамента строительства и инвестиционных программ <адрес>; актом по результатам контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета <адрес> за 2015 год»; отчетом о результатах контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета <адрес> за 2015 год» от ДД.ММ.ГГГГ; представлением Контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; письмом департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№
Данные выводы соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными мировым судьей доказательствами, подробно мотивированы в постановлении, существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу не допущено.
Обжалуя постановление мирового судьи начальник отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главный бухгалтер департамента строительства и инвестиционных программ города Курска ФИО1 и ее защитник Вачаев А.М. ссылались на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, так как с момента совершения административного правонарушения, отраженного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ прошло более двух лет, следовательно, в силу п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно графику предоставления годовой отчетности главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов муниципального образования «<адрес>», являющегося приложением к приказу комитета финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, срок предоставления годовой бюджетной отчетности департаментом строительства и инвестиционных программ <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Контрольно-счетной палатой <адрес> выявлены нарушения в годовой бюджетной отчетности департамента строительства и инвестиционных программ <адрес>, следовательно, датой правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, доводы ФИО1 и ее защитника ФИО3 в этой части жалобы не обоснованы. Других новых фактов или доказательств, которые не проверены и не учтены мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, ими не приведено.
Обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, мировым судьей выяснены всесторонне, полно и объективно. В связи с чем, судья приходит к выводу, что порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, мировым судьей соблюден, нарушения норм процессуального права не допущено.Постановление мирового судьи надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Поскольку обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену судебного постановления не установлено, предусмотренных законом оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №11 судебного района Центрального округа г. Курска от 10 ноября 2016 года, об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении начальника отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главного бухгалтера департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> Майстренко <данные изъяты> оставить без изменения, а жалобу начальника отдела финансов, кадрового обеспечения и ценообразования в строительстве - главного бухгалтера департамента строительства и инвестиционных программ <адрес> Майстренко <данные изъяты> – без удовлетворения.
Судья