ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-510/17 от 17.10.2017 Балашихинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ г. Балашиха

Судья Балашихинского городского суда Московской области Фадеев И.А., рассмотрев жалобу представителя ООО «Петрол-Инвест+» на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО «Петрол-Инвест+»,

УСТАНОВИЛ

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Петрол-Инвест+» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, за которое Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>

Согласно указанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин., выявлено нарушение в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» по адресному ориентиру: <адрес>, 20 км. <адрес>, АЗС, выразившееся в осуществлении Обществом социально-экономической деятельности, выразившейся в проведении ремонтных работ на автозаправочной станции, расположенной в охранной зоне национального парка «Лосиный остров», без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

Общество в своей жалобе просит отменить указанное постановление как незаконное и необоснованное, по следующим основаниям:

- в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку социально - экономическая деятельность Общества в охранной зоне НП «Лосиный остров» была согласована с Министерством природных ресурсов и экологии РФ в соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ;

- проведение текущего ремонта является частью социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, и в этой связи дополнительного согласования с Министерством природных ресурсов и экологии РФ не требуется.

- ремонтные работы с ДД.ММ.ГГГГ на АЗС были вызваны в связи с подозрениями на утечку нефтепродуктов из трубопровода на АЗС, о чем незамедлительно было поставлено в известность руководство национального парка «Лосиный остров».

- Общество, следуя необходимости осуществления своей деятельности на условиях минимизации экологического ущерба, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, приняло решение дополнительно произвести замену железных труб на более современные и экологичные пластиковые трубы, произвести замену асфальта на бензостойкую плитку, перенести перенос узел слива бензовозов ближе к дороге, осуществить ремонт системы аварийного пролива, ремонт ливнестока и очистных сооружений, заменить оборудование АЗС и магазина.

- ФГБУ «НП «Лосиный остров» счел возможным согласовать проведение ремонтных работ, в связи с чем, Обществу был передан договор для оформления соответствующей документации для подписания, а также был выставлен счет на оплату в размере 39000 рублей. После подписания договора на оформление документации и оплаты выставленного счета, государственной инспекцией ФГБУ «НП «Лосиный остров» была проведена проверка, по результатам которой было возбуждено дело об административном правонарушении, что является по мнению Общества, злоупотреблением правом.

На рассмотрение жалобы представитель Общества ФИО5 явился, настаивал на удовлетворении жалобы по изложенным в ней доводам.

При проверке доводов жалобы и изучении материалов дела установлены основания к отмене обжалуемого постановления.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территория» вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Как следует из обжалуемого постановления и материалов дела (протокол об административном правонарушении) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин., должностным лицом надзорного органа выявлено нарушение в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» по адресному ориентиру: <адрес>, 20 км. <адрес>, АЗС, выразившееся в осуществлении Обществом социально-экономической деятельности, выразившейся в проведении ремонтных работ на автозаправочной станции, расположенной в охранной зоне национального парка «Лосиный остров», без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

Законом - статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц, за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

По смыслу ст. 8.39 КоАП РФ под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

В силу положений п. 23 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный Остров» на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами и отдельными работниками надзорного органа, являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.

Согласно Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о национальном парке «Лосиный Остров» Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальный парк «Лосиный Остров» образован Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров». Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского ФИО6 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».

Решением исполнительных комитетов Московского городского и <адрес>ФИО6 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 2130-1344 «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка» границы парка были уточнены. На основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный Остров». Постановлением Правительства Москвы и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный Остров» границы парка расширены.

Земельные участки предоставлены национальному парку «Лосиный остров» в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоустанавливающими документами. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальном парке «Лосиный Остров» национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный Остров».

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.

Вместе с тем, согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Государство, предоставляя суду и административному органу право на ведение дел о привлечении к административной ответственности, на установление состава административного правонарушения с одной стороны, с другой стороны возлагает на указанных лиц обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 15 ФЗ № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Однако данная норма не устанавливает конкретное требование о возможности эксплуатации какого-либо объекта на территории национального парка только при наличии соответствующего согласования, нормой не предусмотрен порядок согласования, в частности, не установлена обязанность хозяйствующих субъектов по инициированию вопросов согласования подобного пользования.

Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении в отношении Общества имеется письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании социально-экономической деятельности ООО «Петрол-Инвест+» - АЗС на 20-м км. <адрес> с соблюдением условий:

- соблюдение режима особой охраны территории национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны, требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ;

- проведение в рамках осуществляемой деятельности мероприятий, направленных на минимизацию экологического ущерба и сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, разработанных и осуществляемых по согласованию с ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров».

Однако должностным лицом надзорного органа данному обстоятельству никакой оценки при вынесении постановления в отношении Общества не дано.

Вместе с тем, наличие у Общества вышеуказанного согласования указывает на отсутствие признаков противоправного бездействия, предусмотренных п. 4 ст. 15 ФЗ № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно в действиях Общества отсутствует состав вмененного ему правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Кроме того, в Перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 30 плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 559-р, пункт 4 статьи 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ как правовой акт, содержащий обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) не предусмотрен.

С учетом изложенного суд следует признать, что у надзорного органа отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем, вывод должностного лица о доказанности вины Общества в совершенном правонарушении обоснованным быть признан не может.

В связи с тем, что выводы должностного лица о наличии в действиях Обществва состава административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, являются необоснованными, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушения - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО «Петрол-Инвест+» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья ФИО3