ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-512/16 от 20.09.2016 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №12-512/2016

Р Е Ш Е Н И Е

20 сентября 2016 года <адрес>

Судья Октябрьского районного суда <адрес>ФИО

при секретаре ФИО

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе председателя правления ТСЖ «Восход-46» ФИО на постановление по делу об административном правонарушении от /дата/, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> о привлечении его к административной ответственности по ст. 9.21 ч.1 КоАП РФ.

У С Т А Н О В И Л :

Председатель правления ТСЖ «Восход-46» ФИО обратился в суд с жалобой на постановление вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО от /дата/ о привлечении его к административной ответственности по ст. 9.21 ч.1 КоАП РФ к штрафу в размере 10000 рублей.

В жалобе указано, что постановление является незаконным и необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям:

Основанием для привлечения председателя правления ТСЖ к административной ответственности послужило обращение в августе 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> гражданина ФИО с жалобой на действия ТСЖ «Восход 46», выразившееся в прекращении с /дата/ холодного водоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. /дата/ ТСЖ «Восход, 46» в нежилом помещении, принадлежащем гражданину ФИО и расположенном по адресу <адрес>, произвело отключение холодного водоснабжения, что подтверждается актом. Таким образом, председатель правления ТСЖ «Восход 46», как должностное лицо, за нарушение п. 3 ст. 11 федерального закона от /дата/ № 416 -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в редакции от /дата/ несет ответственность в соответствии с ч.1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При вынесении постановления УФАС не приняло во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ «Действие законодательства об административных правонарушениях во времени» лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Отключение холодного водоснабжения в нежилое помещение, собственником которого является ФИО, было произведено на законных основаниях, по причине задолженности по оплате текущего содержания, ОДН и отчислений на капитальный ремонт МКД согласно 4.1 п. 119 Постановления правительства РФ от /дата/ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Решением федерального суда <адрес> от /дата/ в удовлетворении исковых требований ФИО обязать ТСЖ возобновить подачу холодного водоснабжения, возместить ущерб и моральный вред было отказано, то есть действия ТСЖ по отключению водоснабжения были признаны законными. На основании судебного решения, ТСЖ получило возможность принудительно взыскать задолженность с ФИО1, /дата/, холодное водоснабжение в офис включено в 14 часов 15 минут, после чего он добровольно частично погасил долг, и инцидент был исчерпан.

Действия председателя правления ТСЖ, как должностного лица, по приостановлению подачи холодного водоснабжения собственнику нежилого помещения за неуплату, не образует состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, предусмотренного заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.

В данном случае, действия председателя правления ТСЖ, как должностного лица, подпадают под признаки ст.7.23 КоАП РФ, объектом указанного правонарушения, являются права потребителей, а непосредственным объектом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от /дата/ N 354, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах необходимых потребителю.

При этом исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. УФАС не уполномочено проводить проверки по делам указанной категории.

Кроме того, при рассмотрении административного дела УФАС не в полной мере исследовало все материалы и не приняло во внимание, что в соответствии с постановлением мэрии <адрес> от /дата/ « Об определении тепловой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей в <адрес>» теплотрасса по <адрес>-46 от наружной стены жилого дома до наружной стены тепловой камеры ТК-2 является бесхозной. Каких-либо документов, подтверждающих право собственности ТСЖ «Восход -46» на теплотрассу и расположенный в ней водовод в ТСЖ «Восход - 46» не имеется. Данная теплотрасса с водоводом не состоит на балансе ТСЖ «Восход -46».

В судебном заседании, ФИО доводы жалобы поддержал в полном объеме и просил суд, постановление вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО от /дата/ отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО просила в удовлетворении жалобы ФИО отказать.

Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст. 30.6 Ко АП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему:

Из постановления УФАС по НСО от /дата/ следует, что из акта разграничения водопроводно- канализационных сетей и сооружений между МУП «Горводоканал» и ТСЖ «Восход-46» к договору -Д от /дата/, следует, что водопровод к зданию по <адрес>, проложен в канале теплосети. В соответствии с перечнем объектов инженерной инфраструктуры в <адрес> теплотрасса от наружной стены тепловой камеры ТК-2 до наружной стены <адрес> в настоящее время является собственностью ТСЖ «Восход-46».

Таким образом, ТСЖ является владельцем водопроводных сетей. ТСЖ «Восход-46» осуществляет транспортировку и распределение воды поставляемой МУП «Горводоканал» в жилые и нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, через водопровод к зданию по <адрес>, проложенный в канале теплосети ТСЖ «Восход-46» и внутридомовые инженерные сети. /дата/ ТСЖ «Восход-46» в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> было произведено отключение холодного водоснабжения, что подтверждается актом б/н от /дата/ и актом б/н от /дата/, составленный представителем МУП <адрес> «Горводоканал».

Согласно п.3 ст.11 Федерального закона от /дата/ N 416-ФЗ (ред. от /дата/) «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям в (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям.

ФИО является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и имеет прямой договор с МУП <адрес> «Горводоканал» -Д от /дата/ на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Задолженности по оплате услуг холодного водоснабжения и водоотведения у ФИО перед МУП <адрес> «Горводоканал» на 11.02.2016г года нет. Предусмотренные Правилами основания для прекращения или ограничения предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению отсутствуют.

Задолженность заявителя по текущему содержанию МКД по <адрес> перед ТСЖ «Восход-46» не является основанием для ограничения (приостановления) подачи холодного водоснабжения, в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, действия председателя правления ТСЖ «Восход-46» расцениваются как неправомерное препятствование транспортировке воды по своим сетям, что является нарушением п.3 ст.11 Федерального закона от /дата/ N 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

ФИО является председателем правления ТСЖ «Восход-46», то есть должностным лицом.

Оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд считает, что постановление о привлечении председателя правления ТСЖ «Восход-46» ФИО к административной ответственности является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

Так, при вынесении постановления УФАС по НСО не принял во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ «Действие законодательства об административных правонарушениях во времени» лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Из материалов административного дела следует, что основанием для привлечения председателя правления ТСЖ «Восход 46» ФИО послужило обращение в августе 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы гр. ФИО с жалобой на действия ТСЖ «Восход 46», выразившееся в прекращении с /дата/ холодного водоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.

Действующая на тот момент редакция ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ не предусматривала какой-либо ответственность за прекращение водоснабжения.

С /дата/ в законную силу вступила новая редакция ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за препятствование собственником и иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким сетям.

Постановлением от /дата/ председатель правления ТСЖ «Восход 46» ФИО привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ. Из постановления следует, что время совершения административного правонарушения /дата/, то есть, с момента вступления в законную силу ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Указанное время совершения правонарушения противоречит материалам дела, которыми установлено, что событие по отключению холодного водоснабжения в нежилое помещение, принадлежащее ФИО, наступило /дата/.

Таким образом, УФАС по НСО при решении вопроса о привлечении к административной ответственности председателя правления ТСЖ «Восход 46»», не приняло во внимание положения ст. 1.7 КоАП РФ, хотя было установлено, что событие по отключению холодного водоснабжения наступило /дата/ и это было установлено УФАС в августе месяце 2015 года. В тот момент данные отношения по отключению холодного водоснабжения не являлись правонарушением с соответствующей административной ответственностью.

На основании ст. 1.7 КоАП РФ «...закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет». Кроме того, суд считает, что действия председателя правления ТСЖ по приостановлению подачи холодного водоснабжения собственнику нежилого помещения за неуплату не образует состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, так как объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Подключение к системам теплоснабжения регламентируется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от /дата/. Правила подключения к системам водоснабжения и водоотведения определены Федеральным законом от /дата/ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 9.21 Ко АП РФ, заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов. При этом противоправные действия должны быть выражены в противоречии указанных в предложенном потребителю для заключения проекте договора технических условий установленным действующим законодательством требованиям; нарушении законодательно установленных сроков представления такого проекта; отказе в заключении указанного договора без наличия предусмотренных законодательством к этому оснований.

В действиях же председателя правления ТСЖ «Восход 46» ФИО в случае отключения холодной воды в нежилое помещение гр. ФИО отсутствуют признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

Субъектом ст. 9.21 КоАП РФ в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» является субъект естественной монополии, то есть, хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии или же собственник или законный владелец водопроводных сетей.

Председатель правления ТСЖ «Восход 46» ФИО не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, так как не является собственником или же законным владельцем водопроводных сетей. Постановлением мэрии <адрес> от /дата/ «Об определении тепловой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей в <адрес>» теплотрасса по <адрес> от наружной стены жилого дома до наружной стены тепловой камеры ТК-2 является бесхозной. Каких- либо документов, подтверждающих право собственности ТСЖ «Восход -46» на теплотрассу и расположенный в ней водовод в ТСЖ «Восход - 46» не имеется. Данная теплотрасса с водоводом также не состоит на балансе ТСЖ «Восход - 46». Отключение холодного водоснабжения в нежилое помещение, собственником которого является ФИО, было произведено по причине задолженности по оплате текущего содержания и отчислений на капитальный ремонт МКД согласно ч.1 п. 119 Постановления правительства РФ от /дата/ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Решением федерального суда <адрес> от /дата/ в удовлетворении исковых требований ФИО обязать ТСЖ возобновить подачу холодного водоснабжения, возместить ущерб и моральный вред, было отказано. То есть, действия ТСЖ по отключению водоснабжения были признаны законными.

После окончания судебного разбирательства, холодное водоснабжение в офис включено в 14 часов 15 минут, после чего ФИО1 добровольно погасил долг и инцидент был исчерпан.

Суд полагает, что в данном случае, действия председателя правления ТСЖ «Восход 46» ФИО могли быть квалифицированы ст.7.23 Ко АП РФ. Объектом указанного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным объектом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от /дата/, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах необходимых потребителю. При этом исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений или иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Однако УФАС по НСО не уполномочено проводить проверки по делам указанной категории.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от /дата/ вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> является незаконным, подлежит отмене, а дело прекращению за отсутствием в действиях председателя правления ТСЖ «Восход-46» ФИО состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, п.3 ч.1 ст. 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО, удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО от /дата/ отменить, производство по административному делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Ко АП РФ за отсутствием в действиях председателя правления ТСЖ «Восход-46» ФИО состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Судья