ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-512/20 от 02.09.2020 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

г. Ангарск 02 сентября 2020 года

Судья Ангарского городского суда Иркутской области Строкова М.В., рассмотрев жалобу инспектора отдела государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Иркутской области Малинина И.С., с его участием, на постановление Мирового судьи судебного участка № 31 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 11.06.2020 в отношении Таюрского ** в должности заместителя директора по общим вопросам,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного по ... и ... от ** дело об административном правонарушении в отношении Таюрского В.Ю. по ст.20.30 КоАП РФ было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, инспектор отдела государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ...ФИО3 обратился с жалобой, указав следующее. Согласно протоколу об административном правонарушении Таюрский В.Ю., являясь в соответствии с приказом ТЭЦ-9 от ** «О назначении ответственного лица за антитеррористическую защищенность и техническую укрепленность ТЭЦ-9» и подпунктом 7.3 пункта 7 раздела 2 должностной инструкции заместителя директора по общим вопросам ответственным за антитеррористическую защищенность и техническую укрепленность ТЭЦ-9, не выполнил обязанности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса ТЭЦ-9, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, а/я 419. Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Ч.1 ст.7 Закона № 256-ФЗ предусматривает, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности ТЭЦ-9 подпадает под действие требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458дсп. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса. В ходе плановой выездной проверки ТЭЦ-9 (Акт проверки от 30.03.202 № ТЭК-16/2020 (713/9/2-1071дсп) сотрудниками Управления Росгвардии по Иркутской области выявлено 14 нарушений обязательных требований Правил. Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя директора по общим вопросам ТЭЦ-9 Таюрского В.Ю. к административной ответственности по ст.20.30 КоАП РФ. В феврале 2017 года заместитель директора по общим вопросам ТЭЦ-9 Таюрский В.Ю., являясь должностным лицом, ответственным за антитеррористическую защищенность и техническую укрепленность ТЭЦ-9, уже привлекался к административной ответственности по ст.20.30 КоАП РФ (постановление Мирового судьи судебного участка № 34 г. Ангарска и Ангарского района от 23.03.2017) по итогам плановой выездной проверки, проведенной уполномоченными сотрудниками Управления Росгвардии по Иркутской области. Директору ТЭЦ-9 было выдано Предписание об устранении выявленных нарушений с указанием конкретных сроков их устранения. В целях устранения нарушений, выявленных в 2017 году, руководством ТЭЦ-9 в сентябре 2017 года проведена актуализация паспорта безопасности ТЭЦ-9, утвержден План мероприятий по устранению нарушений, выявленных Управлением Росгвардии по Иркутской области по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности ТЭЦ-9 с указанием конкретных сроков устранения нарушений, а инвестиционная Программа, направленная на капитальное строительство, была разработана руководством ТЭЦ-9 только спустя два года после проведенной проверки. При этом, заявитель полагает, что разработанные руководством ТЭЦ-9 План мероприятий и устранению нарушений и инвестиционная Программа являются исключительно внутренними документами ТЭЦ-9 и не имеют юридического значения при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении. Так как основным документом защиты объекта топливно-энергетического комплекса, включающим в себя содержание, общую характеристику состояния системы обеспечения безопасности, динамику изменения критериев безопасности объекта в отражением регулирующей функции контроля является паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса. При проведении в марте 2020 года плановой проверки по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности ТЭЦ-9 уполномоченными сотрудниками Управления Росгвардии по Иркутской области было установлено, что ряд мероприятий, включенных в паспорт безопасности ТЭЦ-9 по результатам проведенной в 2017 года плановой проверки, направленных на устранение нарушений обязательных требований Правил, в установленный срок не выполнен, а именно:

пункта 71 Правил, подпункта «б» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам, объект запретной зоной (с внутренней стороны периметра) не оборудован – срок устранения нарушений истек в 2019 году;

пункта 112 Правил, входные двери контрольно-пропускных пунктов (для прохода людей и для автомобильного транспорта) средствами охранной сигнализации при попытке их вскрытия и разрушения не оборудованы – срок устранения нарушений истек в 2018 году;

пункта 116 Правил, входные двери КПП (для прохода людей) не металлические – срок устранения нарушений истек в 218 году;

пункта 116 Правил, входные двери КПП (для прохода людей, автомобильного транспорта) переговорными устройствами не оборудовано – срок устранения нарушений истек в 2018 году;

пункта 117 Правил, место несения службы постового (контролера) КПП (для прохода людей) средствами защиты от нападения не оборудовано – срок устранения нарушений истек в 2018 году.

Какие-либо оправдательные документы (проектная документация, технические задания, акты выполненных работ) подтверждающие, что со стороны Таюрского В.Ю. были приняты все меры к устранению вышеперечисленных нарушений сотрудникам Управления Росгвардии по ... представлены не были. При этом нарушения с более длительным сроком устранения, указанные в паспорте безопасности ТЭЦ-9 по оборудованию объекта: нижним дополнительным ограждением – 2020 год; периметральными средствами обнаружения - 2021 год; системой охранной телевизионной с 12 по 25 сектор – 2022 год; КПП (для автомобильного транспорта) техническими средствами обнаружения (досмотра) взрывчатых веществ – 2025 год) сотрудниками Управления Росгвардии по ... были учтены и отражены в Акте проверки. Кроме того, в ходе проведенной в марте 2020 года проверки было выявлено 9 новых нарушений обязательных требований Правил, которые были включены в Акт проверки. Какие-либо возражения по выводам и предложениям, изложенным в Акте проверки и Предписании об устранении выявленных нарушений от уполномоченного представителя субъекта топливно-энергетического комплекса (ПАО «Иркутскэнерго», а также от руководства ТЭЦ-9 в адрес Управления Росгвардии по ... в установленный законодательством РФ срок не поступали. Заявитель считает, что на протяжении трех лет после проведенной в феврале 2017 года плановой проверки со стороны заместителя директора по общим вопросам ТЭЦ-9 Таюрского В.Ю. как ответственного должностного лица за антитеррористическую защищенность и техническую укрепленность ТЭЦ-9 не были предприняты действенные меры по приведению безопасности и антитеррористической защищенности ТЭЦ-9 в соответствие к обязательным требованиям Правил. Так, Таюрским В.Ю. не был инициирован вопрос перед Управлением Росгвардии по ... и Министерством энергетики РФ о проведении процедуры межведомственного комиссионного обследования и актуализации действующего паспорта безопасности ТЭЦ-9, с целью установления реальных сроков устранения имеющихся и выявления новых нарушений обязательных требований Правил. Указанные мероприятия не несут за собой каких-либо дополнительных финансовых и материальных затрат. Доводы, приведенные Таюрским В.Ю. при рассмотрении дела Мировым судьей о невозможности устранения нарушений в связи с переносом финансирования на проектирование и строительство, по мнению заявителя, не могут быть оправдательным фактором. Таким образом, заявитель считает, что должностное лицо Таюрский В.Ю., являясь ответственным за антитеррористическую защищенность и техническую укрепленность ТЭЦ-9, не выполнил обязанности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса ТЭЦ-9, нарушил обязательные требования действующего законодательства РФ в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. В связи с изложенным, заявитель просит отменить постановление Мирового судьи судебного участка ... и ... от ** в отношении Таюрского В.Ю., возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.

В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности – Таюрский В.Ю., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Таким образом, суд полагает возможным рассмотреть жалобу на постановление мирового судьи в отсутствие Таюрского В.Ю.

Заслушав мнение участников процесса, проверив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

Основным документом защиты объекта топливно-энергетического комплекса, включающим в себя содержание, общую характеристику состояния системы обеспечения безопасности, динамику изменения критериев безопасности объекта с отражением регулирующей функции контроля является паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п. 11 ст.2 Федерального закона № 56-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетической деятельности», паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Согласно пунктов 3, 4 статьи 8 Федерального закона № 256-ФЗ, в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. Вместе с этим, паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

Согласно требованиям пункта 54 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) з обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067, при принятии решения о сроках устранения выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны учитывать выводы и рекомендации, изложенные в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с пунктом 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 460, Актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении: а) основного вида деятельности объекта; б) общей площади и периметра территории объекта; в) количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте; г) моделей нарушителей в отношении объекта; д) базовых угроз для критических элементов объекта; е) компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.

Судом установлено, что 30.03.2020 Управлением Росгвардии по Иркутской области была проведена плановая проверка ТЭЦ-9 – филиала ПАО «Иркутскэнерго». ПО результатам проведения указанной проверки сотрудниками был составлен Акт проверки № ТЭК-16/2020 (713/9/2-1071дсп), согласно которому были выявлены следующие нарушения:

Система физической защиты объекта не соответствуют требованиям пункта 23 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп, комиссионное обследование объекта проводилось без представителя Министерства энергетики Российской Федерации (акт обследования от 14.07.2017);

Инженерно-технические средства защиты не соответствуют требованиям:

Пункта 71 Правил, подпункта «б» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам, объект запретной зоной (с внутренней стороны периметра) не оборудован;

Пункта 83 Правил, подпункта «б» пункта 1 Приложения № 1 к Правилам, объект нижним дополнительным ограждением не оборудован;

Пункта 112 Правил, входные двери контрольно-пропускных пунктов (для прохода людей и для автомобильного транспорта) средствами охранной сигнализации при попытке их вскрытия и разрушения не оборудованы;

Пункта 114 Правил, входная дверь комнаты размещения оператора технических средств охраны, замковым устройством, дистанционно управляемым с рабочего места оператора, не оборудована;

Пункта 116 Правил, входные двери КПП (для прохода людей) не металлические);

Пункта 116 Правил, входные двери КПП (для прохода людей, автомобильного транспорта) переговорными устройствами не оборудованы;

Пункта 117 Правил, место несения службы постового (контролера) КПП (для прохода людей) средствами защиты от нападения не оборудовано;

Подпункта «г» пункта 131 Правил, досмотровая площадка КПП (для автомобильного транспорта) от других сооружений не изолирована;

Пункта 135 Правил, место остановки автомобильного транспорта для досмотра на КПП двумя ограничивающими линиями и надписью «Стоп» белой краской, не оборудовано;

Подпункта «г» пункта 139 Правил, досмотровая площадка КПП (для автомобильного транспорта) ограждением места несения службы, колесоотбоями не оборудована;

Подпункта 141 Правил, КПП (для автомобильного транспорта) воротами дистанционно управляемыми не оборудован;

Подпункта «а» пункта 142 Правил, КПП (для автомобильного транспорта) системой контроля управления доступом не оборудован;

Пункта 147 Правил, подпункта «в» пункта 3 Приложения № 1 к Правилам, объект КПП (для железнодорожного транспорта) не оборудован;

Подпункта «б» пункта 103 Правил, подпункта «г» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам, критические элементы 9масляные системы турбоагрегатов, главный щит управления, тепловые распределительные узлы, две обессоливающих установки) дверьми по степени устойчивости 1 класса не оборудованы;

Система охранной сигнализации не соответствует требованиям пункта 177 Правил, подпункта «а» пункта 4 Приложения № 1 к Правилам, объект периметральными средствами обнаружения не оборудован;

Специальные технические средства досмотра не соответствуют требованиям подпункта «б» пункта 3 Приложения № 1 к Правилам, КПП (для автомобильного транспорта) техническими средствами обнаружения (досмотра) взрывчатых веществ не оборудован;

Система охранная телевизионная не соответствует требованиям подпункта «а» пункта 231, пункта 232 Правил, подпункта «д» пункта 8 Приложения № 1 к Правилам, объект системой охранной телевизионной (с 12 по 25 сектор) не оборудован.

В связи с выявленными нарушениями, по результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Таюрского В.Ю. по ст.20.30 КоАП РФ, как в отношении должностного лица, ответственного за антитеррористическую защищенность и техническую укрепленность ТЭЦ-9.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Таюрский В.Ю. пояснял, что в 2017 году сотрудниками Росгвардии была проведена проверка, по результатам которой директору ТЭЦ-9 филиала «Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации» выдано предписание от **. Часть выявленных нарушений была устранена. По его (Таюрского В.Ю.) инициативе были проведены работы хозспособом, подготовлен план мероприятий по устранению нарушений антитеррористической защищенности ТЭЦ-9. Невыполненными остались работы, требующие серьезных финансовых вложений на сумму более 65000000 рублей. Работы по устранению нарушений были включены в план ОКС на 2018 год. По решению главного инженера ПАО «Иркутскэнерго» финансирование по устранению нарушений перенесено: проектирование – с 2018 на 2019, строительство – на 2020-2026. На имя начальника отдела экономической безопасности, режима и охраны ПАО «Иркутскэнерго» Таюрским В.Ю. направлено письмо № 060-03/1676 от 19.06.2018 о выделении финансирования на 2018-2019. В пределах своей компетенции им проведены все необходимые действия по устранению нарушений антитеррористической защищенности ТЭЦ-9, выявленные в 2017 и повторно указанные в акте проверки № ТЭК-16/20 от **. В подтверждение своих доводов Таюрский В.Ю. представил план мероприятий по устранению нарушений (недостатков), выявленных в ходе государственного контроля (надзора) Управлением Росгвардии по Иркутской области по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса ТЭЦ-9 филиала ПАО «Иркутскэнерго», утвержденного приказом от **, письмо от ** о выделении финансирования, письмо от ** о мероприятиях по антитеррору, инвестиционный план по устранению замечаний, указанных в предписании от **, протокол совещания от **.

Исходя из доводов лица, привлекаемого к административной ответственности, а также представленных им документов, судом первой инстанции был сделан вывод о том, что Таюрский В.Ю., как должностное лицо, принял все зависящие от него меры по устранению нарушений Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Между тем, с учетом доводов заявителя, а также исходя из представленных суду материалов, суд полагает, что мировым судьей в полной мере не были выяснены обстоятельства по делу об административном правонарушении, а именно, имелась ли у должностного лица, привлекаемого к административной ответственности – Таюрского В.Ю., возможность инициировать актуализацию паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, включив в него соответствующие нарушения, выявленные в ходе проверки, а также изменив сроки устранения ранее выявленных нарушений, не дана этому надлежащая оценка.

Таким образом, указанное в совокупности свидетельствует о необоснованности прекращения мировым судьей производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также о том, что вынесенное постановление от 11.06.2020, принято незаконно.

Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностных лиц составляет один год.

Таким образом, принимая постановление по делу, мировой судья в нарушение требований статьей 24.1, 26.1 КоАП РФ не установил все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в нарушение требований статей 26.2, 26.11 КоАП РФ, не дал оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем вынесенное постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение тому же судье, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, не истек.

При новом рассмотрении дела мировому судье следует учесть изложенное, установить все необходимые для правильного разрешения дела обстоятельства и доказательства, исследовать их в совокупности, с учетом требований статьи 26.11 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Отменить постановление мирового судьи судебного участка по ... и ... Сергеенко М.А. от ** в отношении Таюрского **.

Жалобу инспектора отдела государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ...ФИО3 удовлетворить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье 31 судебного участка ... и ....

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья: М.В. Строкова

Копия верна: судья М.В. Строкова

Подлинник постановления подшит в материале () (УИД: 38MS-0-53).

Решение вступило в законную силу «____»_____________2020г.

Судья: М.В. Строкова

Секретарь: