ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-513/2022 от 20.04.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №12-513/2022

УИД 75RS0001-02-2022-003377-17

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

20 апреля 2022 года г. Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Еремеева Ю.В., при секретаре Цымпилове С.А., с участием представителя Правительства Забайкальского края Романова А.Д., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. рассмотрев жалобу Правительства Забайкальского края на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. по делу -АП от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Правительства Забайкальского края к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – старшим судебным приставом МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьяковым Р.Н. в отношении Правительства Забайкальского края вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель Правительства Забайкальского края Лоншаков Д.А. обратился в суд с жалобой, ссылаясь на то, что Правительством Забайкальского края были приняты исчерпывающие меры к исполнению исполнительного документа. Так, решениями судов общей юрисдикции с учетом изменения способа исполнения решений, на Правительство Забайкальского края возложена обязанность по оборудованию 304 скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Забайкальского края. Общая потребность на обустройство скотомогильников по предварительной оценке составляет 150,6 млн. рублей. В связи с ограниченными возможностями краевого бюджета запланирована поэтапная реализация мероприятий по обустройству скотомогильников (биотермических ям) В 2021 году в рамках утвержденных бюджетных ассигнований обустроено 23 сибиреязвенных захоронения на общую сумму 1 421,9 тыс. рублей. Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края» на 2022 год и текущий период 2023-2024 годов» от ДД.ММ.ГГГГ на реализацию мероприятий государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ на обустройство скотомогильников (биотермических ям) запланированы средства в сумме 15,5 млн. рублей. В адрес Департамента по развитию муниципальных образований Забайкальского края направлено предложение о включении в планы социального развития муниципальных образований мероприятий по обустройству скотомогильников в целях рассмотрения возможности привлечения финансовых средств из разных источников. В настоящее время проводится работа по определению скотомогильников (биотермических ям) для обустройства в 2022 году. Указывая на то, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными причинами и непреодолимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля должника, который предпринимает все доступные ему меры для исполнения исполнительного документа, просил постановление об административном правонарушении отменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении.

Одновременно Правительством Забайкальского края заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.

Ходатайство судом рассмотрено, удовлетворено.

В судебном заседании представитель Правительства Забайкальского края Романов А.Д. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель административного органа МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.

Старший судебный пристав МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьяков Р.Н. против удовлетворения жалобы возражал, полагая постановление законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материала дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из требований ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В силу ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, полномочием налагать взыскание в виде штрафных санкций на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, наделен судебный пристав-исполнитель.

Указанное полномочие судебного пристава-исполнителя направлено на обеспечение установленного публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Обязательным условием привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ является неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа, выданного ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г. Читы по делу об обязании Правительства Забайкальского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников, расположенных в 1,5 км в северно-восточном направлении от с.Олочи, в 3 км в северном направлении от с.Горбуновка, в районе бывшей ЭВМ в 1,5 км от с.Нерчинский Завод, в районе речки Грязнушка в 5 км от с.Нерчинский Завод, в 1,2 км в северном направлении от с.Георгиевка, в 1,5 км в юго-западном направлении от с.ГорныйЗерентуй, в 2 км в юго-восточном направлении от с.Байка, в 3 км в западном направлении от с.Ивановка Нерчинско-Заводского района Забайкальского края, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ (постановление получено Правительством Забайкальского края 22.10.202й).

В связи с тем, что требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не предоставлены, ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Правительства Забайкальского края.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – старшим судебным приставом МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьяковым Р.Н. обжалуемого постановления.

Действия Правительства Забайкальского края квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.

Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора установлен должностным лицом на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.

При этом суд принимает во внимание длительность неисполнения решения суда, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствие сведений о том, что за время нахождения исполнительного документа на принудительном исполнении должник в силу наличия каких-либо организационно-финансовых затруднений в исполнении судебного решения обращался с вопросом отложения исполнительных действий, приостановления исполнительного производства, в связи с чем приходит к выводу о том, что Правительством Забайкальского края не приняты все зависящие от него меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

С учетом изложенного сомнений в наличии в действиях Правительства объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, у судьи не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. по делу -АП от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Правительства Забайкальского края к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП оставить без изменения, жалобу Правительства Забайкальского края - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Еремеева